double arrow

Общая характеристика Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях состоит из пяти разделов.

Раздел I рассматривает общие положения, задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, административное правонарушение и административную ответственность, устанавливает систему административных наказаний и порядок их назначения.

Раздел II открывается Особенной частью и предусматривает составы административных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, объединенные в 17 глав. Первоначально Особенная часть Кодекса включала 402 статьи. В ходе совершенствования законодательства количество статей выросло на 84, и 14 утратили силу.

Раздел III предоставляет полномочия судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое право первоначально предоставлено было в ст. 61 гл. 23 КоАП РФ. Затем в эту главу было включено дополнительно 16 статей, и 9 утратили силу. В настоящее время право рассмотрения дел об административных правонарушениях предоставлено судьям, органам и должностным лицам в 68 статьях Кодекса.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, перечислены более чем в 95 пунктах ст. 28.3 КоАП РФ (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Раздел IV посвящен производству по делам об административных правонарушениях и включает 7 глав: общие положения; участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности; предмет доказывания, доказательства, оценка доказательств; применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; возбуждение дела об административном правонарушении; пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении.

Раздел V предусматривает исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях и включает 2 главы: общие положения и порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.

Концептуальные позиции нового КоАП РФ направлены на укрепление законности в сфере применения принудительных мер административного воздействия[40].

В статье 1.1 Кодекса закреплено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации, то есть основным источником законодательства об административной ответственности является только закон.

В связи с введением в действие КоАП РФ полностью или частично утратили силу 135 нормативных актов и были внесены изменения в 11 законодательных актов Российской Федерации, содержащих конкретные составы административных правонарушений[41].

Следует отметить, что в КоАП РФ сосредоточены составы правонарушений, которые ранее находились в Таможенном, Градостроительном кодексах, иных законах об административной ответственности. Это имело важное значение для кодификации законодательства об административных правонарушениях.

Новый Кодекс приобрел более гуманный вид. Прежде всего, в статье 1.5 он юридически закрепил повседневное применение конституционного положения о презумпции невиновности гражданина, подозреваемого в правонарушении. То есть гражданин не может быть признан виновным, пока его вина не будет доказана. Кто выдвигает обвинения, то и должен их доказывать. Теперь не надо оправдываться, достаточно отрицать свою виновность, причем любое неустранимое сомнение толкуется в пользу обвиняемого.

В Кодексе введено новое понятие «административное наказание» взамен ранее существовавшего «административное взыскание». Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения (ст. 3.1 КоАП РФ). Из перечня наказаний справедливо исключены исправительные работы, так как они, по сути, стали штрафом в рассрочку. Изменены также названия некоторых наказаний – конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 и 3.7 КоАП РФ). Установлены новые административные наказания – дисквалификация и административное приостановление деятельности (ст. 3.11 и 3.12 Кодекса).

Новеллой является установление Кодексом административной ответственности юридических лиц. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса). В ст. 2.10 Кодекса указывается, что юридические лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью (разделом II) или законом субъекта Российской Федерации. Если же в иных разделах КоАП РФ не указано, что та или иная норма применяется только к физическому или только к юридическому лицу, то в этом случае норма действует в равном отношении к указанным лицам.

Важным для укрепления законности является определение перечня должностных лиц, полномочных составлять протоколы об административных правонарушениях. Часть 2 ст. 28.3 КоАП РФ содержит более 95 позиций, в каждой из которых перечислены соответствующие лица и даются ссылки на статьи Особенной части Кодекса, определяющие составы административных правонарушений, о совершении которых эти должностные лица вправе составлять протоколы. Таких норм в старом КоАП РСФСР не было, что существенно затрудняло применение принудительных мер к правонарушителям.

Значительно увеличилась Особенная часть Кодекса: если в прежнем КоАП РСФСР в этом разделе содержался 291 состав административных правонарушений, то в новом Кодексе таких составов 462. В новый Кодекс включены, например, составы административных правонарушений, связанных с нарушением требований при обращении с отходами производства, с предоставлением несертифицированных услуг связи, информационным обеспечением, государственной регистрацией прав на недвижимость, с незаконным использованием в частной детективной и охранной деятельности специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с невыполнением в зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию, с заведомо ложными показаниями свидетеля, пояснениями специалиста, заключениями эксперта, с заведомо ложным вызовом специализированных служб, с нарушением миграционного законодательства и др.

Новыми также являются главы о нарушениях в области предпринимательской деятельности (гл. 14), связи и информации (гл. 13), финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15), таможенного дела (гл. 16).

Существенно расширился круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Кодекс впервые наделяет правом рассматривать дела о соответствующих правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль в сфере информации и информатизации, охрану государственных природных заповедников и национальных природных парков, контроль за безопасность взрывоопасных производств, органы государственной статистики, Федеральной архивной службы России и др. (гл. 23 КоАП РФ).

В то же время такие органы, как комиссии по борьбе с пьянством, административные комиссии Кодексом не предусмотрены. Тем не менее, за законодательным органом субъекта Российской Федерации закреплено право сохранить подобные субъекты административной юрисдикции для рассмотрения ими дел об административных правонарушениях, ответственность за которые устанавливается законами субъекта Российской Федерации (ст. 22.1 КоАП РФ).

Новый Кодекс усиливает гарантии законности при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях с тем, чтобы были обеспечены такие основополагающие принципы, как всесторонность, полнота и объективность выяснения всех обстоятельств совершенного правонарушения, законность и справедливость принимаемых решений.

В главе 25 Кодекса определено правовое положение участников производства по этим делам. В частности, лицо, в отношении которого ведется административное производство, вправе заявлять ходатайства и отводы, иметь защитника, обжаловать принимаемые решения. Расширен круг дел, при рассмотрении которых личное участие правонарушителя обязательно (например, при рассмотрении дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, либо совершение которых влечет административное наказание в виде ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации).

Статьи 25.1 и 25.2 КоАП РФ подробно регламентируют порядок предоставления юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, и потерпевшему. В качестве защитника и представителя допускается адвокат и иное лицо, оказывающее юридическую помощь. Защитник и представитель получают доступ к участию в деле с момента административного задержания лица, привлекаемого к административной ответственности, или составления протокола об административном правонарушении.

Важным нововведением является ст. 26.2 КоАП РФ, предписывающая, что использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается. Нужен не только протокол об административном правонарушении, но и объяснения нарушителя, показания свидетелей, заключения экспертов, показания специальных технических средств. К последним ст. 26.7 КоАП РФ относит материалы фото- и видеосъемки, звукозаписи, информационных баз и банков данных, других носителей информации.

Регламентировано и применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В их число, помимо задержания, личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, изъятия вещей и документов у физических лиц включены: доставление физического лица, совершившего правонарушение, привод, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, транспортных средств, наложение ареста на товары, транспортные средства, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Впервые в КоАП РФ закреплена возможность проведения административного расследования по наиболее сложным делам, требующим проведения экспертизы и других процессуальных действий, связанных со значительными затратами времени (ст. 28.7 КоАП РФ).

В отдельные главы (28 и 29) выделены нормы, касающиеся возбуждения дел об административном правонарушении и порядке рассмотрения таких дел.

Усовершенствован также институт пересмотра постановлений и решений, вынесенных по делам об административных правонарушениях, обеспечена судебная защита прав и законных интересов как граждан, так и юридических лиц (гл. 30 КоАП РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: