Торговля – основной товаропроводящий канал, в наибольшей степени подверженный воздействию перехода к рыночным отношениям. Государственный сектор практически вытеснен различными видами коммерческой, кооперативной и частной торговли, торгово-посреднической деятельностью.
Государство и в этих условиях стремится сохранить свое регулирующее воздействие на развитие торговой системы прежде всего в рамках установления правовых основ единого рынка. Вместе с тем формируется специализированная система государственного управления в этой сфере.
Организация управления торговлей
Министерство торговли РФ (Минторг России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах массового потребления и торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, защиту прав и интересов покупателей.
|
|
Соответственно в функции министерства входят: разработка и реализация государственной политики торговли и общественного питания; координация работы по защите потребительского рынка от некачественных отечественных и импортных товаров; организация конкурсного размещения заказов на поставку товаров народного потребления; организация федеральных ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления; поддержка деятельности товарных бирж; определение технологических требований к услугам розничной торговли и производству продукции общественного питания для внутреннего потребительского рынка; организация государственного контроля за качеством товаров и защитой прав потребителей и т.д.
Следует учитывать, что основные функции в области организации внутренней торговли отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (развитие розничной, фирменной и оптовой торговли, управление подведомственными торговыми предприятиями и т.д.).