Примечания

Глава 5 167. См.: D. Sonneville-Bordes. Position stratigrafique et chronologierelative des restes humains du Paleolique. Annales de Paleontologie, t. 45,1959. 168. Неандерталец, несомненно, уже умел пользоваться огнем. См. статьюOaklew в "Social life of Early man", Э 31, N. Y., 1961, p. 181. 169. См.: A. Theile. Les arts de 1'Afrique. Paris, 1963, p. 29. 170. См. ниже гл. VIII. 171. А. Морэ. Магия в древнем Египте. - В его сб. "Во временафараонов". M., 1913, с. 307, 287. 172. А. Морэ и Ж. Дави. На заре истории. M., 1923, с. 37. 173. Геродот, 2, 49. Диодор, 1, 94. 174. А. Морэ, Магия в древнем Египте, с. 312. 175. Страбон. География, 18, 1, 3. 176. Д. Брэстед. История Египта, т. I, с. 65. 177. Б. Тураев. Египетская литература. M., 1920, с. 40. Переводпамятника дан у M. Матъе. Древнеегипетские мифы. M., 1956, с. 84. 178. См.: Е. A. Budge. The Gods of the Egyptains, v. I. London, 1904,p. 105. 179. См.: R. Anthes. Mythologie in Ancient Egypt, MAW, p. 36. 180. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 27, с. 56. Глава шестая ГРОБНИЦЫ И ЖИЗНЬ Египет в III-II тысячелетии до н. э. Наши предки покоятся там со времен мирозданья. Из тех, кто родится на свет во множестве неисчислимом, Не осядет в Египте никто, В Городе Вечности всем поголовно приют уготован. Гелиопольская песнь Обитатели нильской долины очень рано решили для себя извечную проблему- проблему жизни после смерти. Они были убеждены, что та же магия, котораяпомогает им получать урожаи, побеждать врагов и делает царя всевластным,является и надежным орудием для сохранения вечной жизни. Довольно долгосмерть представлялась египтянину просто как разлука "астрального тела" - Ка- с тленной оболочкой. Нужно было только научиться вновь восстанавливать этусвязь, причем сделав тленное - нетленным. Для этой цели были разработаны, содной стороны, методы мумификации трупа, а с другой - магические формулы,которые позволили бы "астральному телу" обитать в мумии. На случайисчезновения набальзамированного тела изготовляли из камня и дерева егодвойников. Гробница для египтянина была, таким образом, не саркофагом, не склепомв нашем смысле слова, а - домом. В ней навечно поселялся умерший, его мумия,статуя и его душа. Художники и скульпторы стремились изобразить покойника влучшие годы его жизни, в расцвете сил. Его окружали портреты жены, детей,слуг. На стенах тянулись красочные картины пиров, плясок, жертвоприношений;живопись воспроизводила виллы и зернохранилища, камыши и птиц, стада коров иовец. Все это в известные моменты оживало, и покойник попадал в привычнуюобстановку, наслаждаясь вечным счастьем в своей гробнице-доме. Рядом с городами вырастали их молчаливые двойники-некрополи, кудапостепенно переселялись жители. Умершие цари господствовали над этиминекрополями в своих пирамидах. Но, в отличие от простых смертных, ониполучили привилегию восходить из пирамиды ввысь, в царство богов. Уже непросто Ка, "астральное тело", а сама душа - Ба - фараона имела правопребывать в сонме высших существ. Попадал туда фараон весьма характернымспособом. Защищенный талисманами, произнося формулы, он обманывал стражубожественных миров и проникал в них. Фараон как бы штурмом брал бессмертие,применяя при этом военные хитрости. Правила этой своеобразной войнызаписывались на стенах пирамид и гробниц. Впоследствии они легли в основуКниги Мертвых, - огромного сборника заклятий, гимнов и молитв. Властителем вечной жизни почитался Усирэ, или Осирис, - богвоскресающей весенней природы. Согласно мифу, он был убит собственнымбратом, но воскрес силой волшебства. Сын Осириса, Гор, был покровителемживого царя; умерший царь становился воплощением Осириса. Впоследствиикаждый умерший человек объявлялся тождественным с Осирисом. Этоотождествление первоначально имело целью обмануть богов. Если царь - этодействительно Осирис, то его подданные вряд ли могли претендовать наединство с Богом. Поэтому приходилось прибегать к уловкам, как в другихмагических приемах. И лишь много позже отождествление умершего с Осирисомприняло мистический смысл - в плане причастности всех людей к природеБожества. В эпоху же фараонов - строителей пирамид, т. е. в период Древнегоцарства, посмертная судьба человека определялась главным образом состояниемгробницы и заупокойным культом. Чем более полно и точно совершались всеобряды, тем больше шансов было у умершего процветать в виде "астрального" Кав вечном доме или вознестись в виде Ба в божественное царство. Поэтому строительство гробниц было главнейшей заботой тех египтян,которым средства позволяли соорудить себе вечный дом. Фараоны начиналистроить гробницы с первых дней правления, а многие вельможи вдревнеегипетских документах указывали на сооружение усыпальницы как наважнейшее событие своей биографии. Когда смотришь на мумии, на эти смуглые высохшие останки, невольноизумляешься этой попытке бросить вызов времени и тлению. А стены египетскихгробниц показывают нам, как заботливо готовились люди к вечности, надеясь итам властвовать и трудиться, любоваться цветами и обрабатывать поля.

X x x

Около 2400 г. незыблемая, казалось, власть божественных царейпошатнулась. Началась полоса дворцовых переворотов. По преданию, многие царине просидели на престоле и дня. Усилились центробежные силы в областях:египетская знать, особенно в южных номах, требовала самостоятельности вуправлении. Повсеместные волнения, связанные с ослаблением режима, перешли вполную анархию. Летописи молчат об этих бедственных годах, но следыразрушений, относящихся к эпохе падения Древнего царства, говорят о многом.Они открывают перед нами страшную картину разбушевавшихся толп, которыебесчинствовали в храмах, производя в них полный разгром. Не пощадили они иовеянных страхом и вековой тайной усыпальниц. Ворвавшиеся в "вечные дома"погромщики расхитили драгоценности, повредили барельефы, разбили статуи. Когда мятежи утихли, Египет уже не представлял собой единой страны. Онраспался на отдельные феодальные княжества. Все эти события не могли не произвести глубокого впечатления насовременников. Если раньше пирамиды фараонов и усыпальницы знати вызывализависть, то теперь многие начинали задумываться над целесообразностьюсвященного гробостроительства и ритуалов, совершаемых над трупом. Зрелищеограбленных усыпальниц, оскверненных мумий, поверженных и расколотыхстатуй-двойников, которых не спасли никакие заклятья, внушало скептическоеотношение к традиционным понятиям. Магические воззрения на заупокойный культдали первые трещины. Многие представители образованных классов начали склоняться ксвоеобразному "эпикурейству". Жизнь перестала быть надежной и прочной, всесдвинулось со своих мест. Хотелось ловить каждый день, каждый миг мимолетныхрадостей. В эпоху Среднего царства (2052-1778 гг. до н. э.) эти настроенияусиливаются. Именно в это время на похоронах стала иногда звучать страннаяпесня, получившая впоследствии название "Песни арфиста". В нейпровозглашается бесполезность заботы о так называемом "вечном доме". Ничтоне может избежать разрушения. Многие отдавали все силы на сооружениеусыпальниц - А что с их гробницами? Стены обрушились, Не сохранилось даже место, где они стояли, Словно никогда их и не было181. Что знает человек о своей посмертной судьбе? Ничего. Никто еще не приходил оттуда, Чтоб рассказать, что там, Чтоб поведать, что им нужно, И наши сердца успокоить, Пока мы сами не достигнем места, Куда они удалились. Но если мы ровно ничего не знаем о тайне загробногомира" то стоит ли думать о ней, стоит ли тревожить себя бесплодными мыслями,когда перед нами - жизнь со всеми ее радостями? Следуй желаниям сердца, Пока ты существуешь. Надуши свою голову миррой, Облачись в лучшие ткани, Умасти себя чудеснейшими благовониями Из жертв богов. Умножай свое богатство. Не давай обессилеть сердцу, Следуй своим желаниям себе на благо, Совершай свои дела на земле По велению своего сердца, Пока к тебе не придет тот день оплакивания. Причитанья никого не спасают от могилы. А поэтому празднуй прекрасный день И не изнуряй себя. Видишь, никто не взял с собой своего достояния. Видишь, никто из умерших не вернулся обратно. Но этот призыв отказатьсяот раздумий, отказаться от поисков и вопросов мог найти откликпреимущественно среди людей поверхностных и лишенных нравственного чувства.Между тем в эти годы, как показывает расцвет художественной литературы,египетское общество переживало период серьезных творческих исканий, и егоглубоко волновали философские и этические проблемы. Многие прежние истиныбыли поколеблены. Скепсис и гедонизм "Песни арфиста" был реакцией на этокрушение идеалов. Но она изображала жизнь сплошным праздником, а это былоложью, и вовсе не только потому, что одни люди могли следовать ее советам, адругие не могли, одни были богаты, а другие бедны. Люди, отличавшиеся болеетонкой душевной организацией и более развитым нравственным чувством, чемавтор "Песни арфиста", признали, что мир и человеческий род "во зле лежит".Это было первое радикальное отрицание традиционного благодушия магическойверы в незыблемый мир. Выразителем этого протеста явился безымянный автор"Беседы разочарованного со своею душой". Поэма раскрывает перед нами внутреннюю борьбу человека, подавленногогорем и всеми покинутого. Чувствуется, что его несчастье вовсе не в том, чтоон беден и не имеет насущного хлеба, а в нравственных страданиях,причиненных низостью и несправедливостью близких людей. Это уже несоциальная трагедия, это трагедия Гамлета, трагедия общечеловеческая. Поэтапотрясает то, что он видит вокруг себя: бесчестность братьев, алчность,бесплодность жертвы, неблагодарность, измену. Кому мне открыться сегодня? Зло наводнило землю. Нет ему ни конца, ни края182. Но тут существо человека как быраздваивается, дух его, почти повторяя слова "Песни арфиста", уговариваетего не тревожиться ни о чем: "Проводи приятно время, забудь заботы". Но всеего увещания напрасны. Человек видит только один выход из этого царства зла- смерть, уход в другой, светлый мир. Мне смерть представляется ныне Исцеленьем больного, Исходом из плена страданья. Мне смерть представляется ныне Благовонною миррой, Сидением в тени паруса, полного ветром. Мне смерть представляется ныне Лотоса благоуханьем, Безмятежностью на берегу опьянения. Мне смерть представляется ныне Торной дорогой, Возвращением домой из похода. Мне смерть представляется ныне. Небес прояснением, Постижением истины скрытой. Мне смерть представляется ныне Домом родным После долгих лет заточенья. Это восторженное отношение к мысли об иноммире побеждает томительное раздвоение человека. Его дух уже больше непротестует и готов разделить со своим "братом" любой жребий, какой онизберет. Это замечательное произведение египетской литературы открывает переднами всю глубину пессимизма, охватившего многих мыслящих людей Египта.Всемирно-историческое значение его в том, что оно свидетельствует о тупике,в котором оказалось магическое мировоззрение. Человек, признавший жизньнастолько невыносимой, что предпочел ей смерть, тем самым бросил вызов тойнеподвижной и, казалось бы, совершенной Вселенной, в которой все закономернои все соответствует воле богов. Но, с другой стороны, мы видим, что "разочарованный" верит всуществование высшей божественной правды где-то по ту сторону смерти. Онжаждет познать высшую радость, вступив в царство Ра, в область вечногосвета. Там он будет "живым божеством". Добро, Правда (Маат) есть нечтовысочайшее и достойное поклонения. Путь к вечным селениям, по мнению египтян, открывают формулы заклятий.Но автор "Беседы разочарованного..." ни слова не говорит о них. А так как вцарстве Ра он ищет Правды, то очевидно, что только Правда может открытьворота неба.

X x x

"Беседа разочарованного..." - не единичное явление. Уже в концеДревнего царства в сознание египтян начинает проникать мысль о том, чтопосле смерти душу ждет высший суд, что посмертная судьба человека зависит отего поступков при жизни. Это было величайшим религиозным откровением,которое обрел египетский народ. В этом он опередил всех: и вавилонян, игреков, и евреев. В эпоху VI династии (ок. 2400 г.) мы впервые встречаемся с текстами,где говорится о суде над душой. Этот суд - событие нравственного порядка. Только тот достигает блаженства в Стране Заката, кто по совести можетсказать о себе: "Я не творил неправедного относительно людей, я не убивалсвоих ближних, не заставлял рабов моих голодать, не был виновником бедностинищих... не причинял страдания, не заставлял плакать... не причинял болиникому... не развратничал... Я давал хлеб голодному, воду - жаждущему,одеяние - нагому"183. Постепенно заупокойные обряды теряют свою былую пышность, имногочисленные церемонии заменяются молитвами, начертанными на папирусе,который кладут в гроб. На свитках этой Книги Мертвых мы видим и изображениязагробного суда, где бог мудрости Тот взвешивает деяния человека на весах. В повести о крестьянине, написанной в эпоху Среднего царства, обиженныйземледелец обращается к вельможе с такими словами: "Твоя рука насильничает,а сердце жадно. Кротость проходит мимо тебя... Берегись и думай, чтонаступает вечность... Разве обманывают весы? Разве Тот бывает милостив кзлодеям?"184. В другом тексте этого времени мы читаем обращение к самому царю, гдеговорится о том, что не пышные гробницы, а добрые дела будут оценены высшимсудом. "Украшай свой дворец Запада, улучшай свою гробницу в некрополесправедливостью, деянием правды. Сердца людей укрепляются этим. Приемлетсябогом деяние праведника более, чем телец грешника"185. Это уже явноепредвосхищение библейских пророков!

X x x

Параллельно с этим одухотворением веры в посмертную участь усиливаласьмонотеистическая струя в египетской религии. С того времени, как столицей вновь объединенного Египта стали Фивы,фиванский бог Амон приобрел общенациональное значение. Фиванские жрецы пошлипо стопам жрецов гелиопольских и отождествили Амона с богом Солнца.Появляется имя Амон-Ра, обозначающее Верховное Божество, создателя мира. Этоотождествление было необходимо в силу того, что в Египте Верховным Богом могбыть только бог столицы, царский бог, а с другой стороны, общим для всех могбыть только бог, принявший черты Единого Солнечного Божества. Но самое главное, что Бог, наименованный Амоном-Ра, стал той "иконой",в чертах которой можно было уже различить подлинный лик Небесного Отца. Вфиванских храмах его прославляли в таких словах: Хвала тебе, хвала тебе, Амон-Ра. Мы превозносим твой дух, Мы почитаем твой образ. Ты лучезарный, многоликий... Предвечный, Сотворивший небо И создавший землю. Создавший моря и горы, Творец вселенной - Ты озарил землю во тьме, Засияв в Хаосе, Люди и боги появились после тебя. Всесильный, многоименный, неведомый... Кроткий, милосердный, любвеобильный, Внимающим мольбам...186. Хотя некоторые мифологические отзвуки, такие,как упоминание о Хаосе, и слышатся в этом гимне, тем не менее в целом онпоказывает нам, как высоко поднялась религиозная мысль фиванского жречества.В его богопознании древний страх заменяется благоговением и любовью: "Сердцане насытятся любовью к тебе". Именно с этого времени (ок. 2000 г.) старыеверования надломились, и человечество пошло по новым путям религиозныхпоисков. Египет стоял во главе этого движения, но не был в состоянии довестиего до конца. Две фатальные силы тяготели над ним: традиция и вера вбожественного царя. Он не сумел освободиться от магических представлений. Наряду с этической стороной в Книге Мертвых осталось все, что онавпитала из мира волхвований и заклятий. Более того, этот колдовской элементявился, в конечном счете, господствующим. Жрецы не осмелились поднять рукуна верования простого народа. И египетская религия сохранилась навсегда какстранное смешение возвышенных прозрений и самого примитивного язычества. Вера в божественность царя пережила все смуты и восстания, онаоказалась долговечной, подобно сфинксу. Поэтому египетская религия былапрочно прикована к судьбе державы фараонов. И даже тогда, когда она делалапопытки обрести универсальный размах, она оказывалась неотделимой от сынаСолнца и от нильской долины. В дальнейшем мы увидим, каковы были попытки преодолеть язычество вЕгипте и как все они потерпели поражение. А сейчас обратимся насеверо-восток: туда, где между Тигром и Евфратом зародилась другая великаяцивилизация.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: