Примечания

Глава 3 88. Р. де ля Грассери. Психология религии. СПб., 1901, с. 149. 89. См.: А. Анисимов. Религия эвенков, с. 166; В. Богораз. К психологиишаманства у народов Северо-Восточной Азии (Этнографическое обозрение, 191о Э1-2, с. 8). Коллективный экстатизм возродился в Древнем мире: на Востоке усемитов (см. ниже) и в Греции (дионисизм). 90. В. Михайловский. Шаманство. Сравнительно-этнографические очерки. М.1892, с. 6. 91. Слово шаман родственно индийскому слову "самана", что говорит облизости этого института у азиатских народов. Местные названия шамановразличны. См.: В. Харузина. Этнография, с. 452. 92. С. Токарев. Религия в истории народов мира, с. 45, 53, 77, 104,126, 166 175. Его же. Ранние формы религии, с. 281, 185. Шаманизм "былотмечен у многочисленных народов земного шара и может считатьсяуниверсальным явлением" (и. Харузина. Цит. соч., с. 452). 93. См.: Г. Ксенофонтов. Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизмеИркутск, 1929. 94. Ф. Моуэт. Люди оленьего края. М., 1963, с. 178 и др. 95. С. Токарев. Ранние формы религии, с. 288. 96. А. Анисимов. Религия эвенков, с. 135-138, 156. 97. В. Харузина. Этнография, с. 449. 98. См.: М. Ладыженский. Сверхсознание, 1915. 99. Г. Бутце. В сумраке тропического леса. М., 1956, с. 204. 100. В. Богораз. Эйнштейн и религия, с. 6. 101. С. Токарев. Религия в истории народов мира, с. 146; Л. Анисимов.Религия эвенков, с. 205. 102. В. Михайловский. Шаманство, с. 96. "Путешествуя по Африке, - пишетагностик Л. Грин, - я натолкнулся на факты, свидетельствующие осуществовании внечувственного восприятия, телепатии и ясновидения" (Л. Грин.Последние тайны старой Африки. М., 1966, с. 10). 103. Ф. Моуэт. Цит. соч., с. 247. 104. Там же, с. 258. 105. К. Дэнгард. Ходящие по огню. - "За рубежом", 1964, Э 48, с. 23. 106. И. Бьерре. Затерянный мир Калахари. М., 1963, с. 64, 133. 107. П. Гэсо. Цит. соч., с. 60. 108. А. Элькин. Коренное население Австралии, с. 212. "Надеюсь, - пишетэтнограф Штернберг, - что никто не заподозрит меня в пристрастии к шаманам,и я могу спокойно засвидетельствовать, что в моем присутствии экстаз шаманаи таинственная обстановка, при которой метался и вопил исступленныйизбранник, приводили гиляков в такое состояние, что они галлюцинировали ивидели то, что видел в трансе сам шаман" (Л. Штернберг. Первобытная религияв свете этнографии, с. 46). 109. Э. Тэйлор. Первобытная культура, с. 91; см.: В. Серошевский.Якуты, т. 1. СПб., 1896, с. 627. 110. Д. Клеменц. О взаимных влияниях между ламаизмом и бурятскимшаманизмом. - "Этнограф. Обозрение", 1909, Э 4, с. 25; Г. Ксенофонтов.Шаманизм и христианство. Иркутск, 1929; И. Суслов. Шаманизм как тормозсоциалистического строительства.-"Антирелигиозник", 1932, Э 7, 8, 11, 12."Совершая шаманские камлания, они вели на них антисоветскую пропаганду" (А.Анисимов. Религия эвенков, с. 234). 111. Л. Леви-Брюль. Первобытное мышление, с. 181. 112. Ч. Маунтфорд. Цит. соч., с. 42. 113. У. Чеслинг. Среди кочевников северной Австралии, с. 91. 114. "Религии наименее культурных племен", с. 120. 115. В. Михайловский. Шаманство, с. 79. 116. Там же, с. 75. 117. К. Расмуссен. Великий санный путь, с. 66. 118. А. Анисимов. Религия эвенков, с. 215; и. Харузина. Этнография, с.455; В. Михайловский. Шаманство, с. 95. 119. К. Расмуссен. Цит. соч., с. 65. 120. Там же, с. 66. 121. А. Элькин. Коренное население Австралии, с. 219. 122. В. Михайловский. Шаманство, с. 68; В. Харузина. Этнография, с.463; Л. Анисимов. Религия эвенков, с. 152-154. 123. П. Гэсо. Цит. соч., с. 79. 124. В. Михайловский. Шаманизм, с. 99. 125. В. Серошевский. Якуты, с. 643. 126. И. Бьерре. Затерянный мир Калахари, с. 136. 127. К. Расмуссен. Цит. соч., с. 47. 128. Ф. Моуэт. Цит. соч., с. 254. 129. Э. Тэйлор. Первобытная культура, с. 358. 130. Следует различать субъективную религиозную восприимчивость иодаренность от подлинного Откровения. Субъективная природа человека естьлишь воспринимающая почва, на которую далеко не всегда могут воздействоватьположительные духовные силы (см.: I. Danielou. Dieu et nous. Paris, 1956, p.15). 131. Л. Леви-Брюль. Сверхъестественное в первобытном мышлении, с. 289. 132. В. Харузина. Этнография, с. 453. 133. В. Михайловский. Шаманство, с. 97. 134. А. Элькин. Цит. соч., с. 219. 135. Цит. по: В. Харузина. Этнография, с. 483. 136. Ch. Dawson. Progress and Religion, p. 93. Следует напомнить, чтоаналогичные явления были отмечены в Африке и в Полинезии (см.: П. Уорсли.Когда вострубит труба. М., 1963). 137. G. К. Chesterton. The Everlasting Man. 138. В. Михайловский. Шаманство, с. 54. 139. Ф. Моуэт. Цит. соч., с. 192. 140. Л. Анисимов. Религия эвенков, с. 154. Глава четвертая МАГИЧЕСКОЕ МИРОСОЗЕРЦАНИЕ Весь мир подвластен богам, боги подвластны заклинаниям, заклинания - брахманам. Наши боги - брахманы. Индийская поговорка В двадцатых годах нашего столетия известный французский исследовательпещер Норберт Кастере сделал интересное открытие. Спустившись в одинтруднодоступный грот, он обнаружил в нем фигурки медведя, лошади, тигров,вылепленные из глины. Вокруг на стенах были высечены контуры мамонтов,оленей и других доисторических животных. На полу валялись обломкикремниевого оружия и были видны следы ног. Так впервые за много тысяч летлюди оказались в жилище или святилище своих далеких предков. Особенно привлекло внимание исследователей то обстоятельство, что унекоторых статуэток были отрублены головы. На глиняных фигурах виднелисьследы многочисленных ударов. Медведь, например, был весь испещрен ударамистрел и дротиков141. Для чего первобытный художник так уродовал своивеликолепные произведения? Просто с досады? Или это была игра? Нет, перед исследователями оказалось еще одно древнее свидетельство опервобытных магических обрядах. Когда мы говорим слово "магия", оно невольно ассоциируется у нас счем-то таинственным, мистическим. Кажется, что магия непременно принадлежитсфере "сверхъестественного". Но так происходит потому, что мы связываеммагию с представлениями, сильно отличающимися от воззрений первобытногочеловека. Как мы видели, для него резкой границы между сверхъестественным иестественным не существовало. Мир был един, и силы видимые переплетались внем неразрывно с невидимыми. Пожалуй, дикари были кое в чем мудрее нас. В самом деле, многие из насдо сих пор считают, что если утром взошло солнце - это естественно, а еслиоказывается, что возможно установить контакт с сознанием умершего человека,- это уже нечто сверхъестественное. Между тем в полном смысле словасверхъестественным в мире ничего назвать нельзя. Одному плану бытиясвойственны одни законы, другому - другие. Физики показали нам, что микромирсильно отличается от макромира и мегамира. Легко предположить, что и другиеизмерения Вселенной, трансфизические и духовные, будут иметь свои особыечерты. Когда столкновение этих планов становится явным, происходит то, чтоназывают чудом. Но оно не сверхъестественно в подлинном смысле слова.Сверхъестественно лишь то Высшее Начало, которое действительно стоит надестеством, над творением. Не случайно поэтому Августин писал, что чудесапротиворечат не природе, а известной нам природе. Впрочем, не об этом сейчас речь. Нас интересует в древней магии нестолько соотношение планов бытия и законов мира, сколько субъективные,внутренние мотивы, которые руководили доисторическим магом. По определению одного отечественного автора, "магией называютсяразличные действия, цель которых - повлиять воображаемым сверхъестественнымпутем на окружающий мир"142. В этом определении верно одно: магиядействительно имеет целью повлиять на окружающий мир. Но отнюдь не всегдарешающую роль играют в ней "сверхъестественные" способы. С того самогомомента, как человека озарил свет сознания, он уловил наличие в мирепричинных связей. И это же осмысление природной казуальности он применил вмагии. "Анализируя принципы мышления, лежащие в основе магии, - говорит Д.Фрэзер, - мы обнаруживаем, что они сводятся к двум: первый принцип гласит,что сходное происходит от сходного, что следствие подобно своей причине;согласно второму принципу, предметы, которые однажды находились в длительномконтакте или общении между собой, продолжают действовать друг на другатогда, когда это общение прекратилось"143. Мы должны отметить, что эти принципы не носили какого-то мистическогохарактера, а относились, по мнению дикарей, к обычной природной сфере, хотяв то же время они видели ее пронизанной сверхприродными существами. Главной задачей магии было использовать открытые человекомзакономерности для своих повседневных нужд и целей.

X x x

Жизнь первобытного человека неразрывно связана с охотой. Поэтому,прежде всего магические операции относились к ней. Так называемая"промысловая магия" сохранилась и у современных отсталых народов. ПапуасыНовой Гвинеи при охоте на морского зверя помещают в острие гарпуна маленькоежалящее насекомое для того, чтобы его свойства придали остроту гарпуну.Колумбийские индейцы в те дни, когда долго нет рыбы, изготовляют чучело рыбыи бросают в реку. Считается, что это действие должно привести косяки к ихберегам144. Широко известен ритуал североамериканских индейцев, обычнопредшествовавший охоте на бизонов. Этот ритуал состоит в пляске, которуюисполняют охотники, вооруженные копьями и луками и одетые в шкуру бизона.Пляска-пантомима изображает охоту. Когда один из танцующих устает, он делаетзнак, и в него пускают притупленную стрелу. Индейцы убеждены, что этацеремония должна привлечь бизона и охота будет удачной145. Совершенно очевидно, что эти представления играли большую роль и вжизни пещерных жителей. Именно о таких магических действиях исвидетельствуют пронзенные стрелами статуи в пещерах, рисунки быков илошадей, усеянные стрелами. О них же молчаливо повествует меченная стреламифигурка львицы, найденная во Франции. Очевидно, перед началом охотыпервобытные люди совершали такие же обряды, как позднейшие "дикари". Ониметали копья в изображения зверей, рисовали на них стрелы, чертилимагические знаки. Они, так же как австралийцы или индейцы, думали, чтосуществует некая связь между изображением зверя и самим зверем146. В Средней Азии в ущелье Зараут-Сай до сих пор еще можно видетьдоисторические рисунки, напоминающие индейский "бизоний танец". Там видныфигуры людей, одетых в длинные плащи; они танцуют вокруг быка, на которогонаправлены стрелы. Очевидно, эти рисунки имели магическое значение и должныбыли помогать охотникам147. То, что эти магические приемы были тесно связаны с обыкновеннойохотничьей практикой, доказывает их сходство с некоторыми хитростями иприемами первобытных звероловов. В частности, маскировка использоваласьиндейцами для того, чтобы ближе подкрасться к животным. То же самоепроделывали африканцы при охоте на страусов. Замечая, что эта маскировкаДает хорошие результаты, люди стали считать, что и сама по себе она можетпринести охотничий успех148.

X x x

С переходом к земледелию человек стал искать эффективных способовувеличить урожай или предотвратить падеж скота. Например, у меланезийцев досих пор сохранилось обыкновение Срывать при посадке ямса особые камни, поформе напоминающие клубни ямса. Полагают, что это действие способствуетРосту ямса149. У австралийцев известна церемония "интихиума", которая должнав начале сезона дождей содействовать размножению священных растений иживотных150. Существовали заговоры и заклятья, которые якобы служили дляуничтожения вредителей. Многочисленные обряды скотоводов всех стран такженосят ярко выраженный магический характер151. Широко распространено представление о том, что человек при помощиизвестных действий может повлиять на атмосферу. Так, знахарь из ЦентральнойАфрики предполагает, что, выливая особым образом на землю кувшин воды, онможет вызвать дождь, а австралийцы думают достичь тех же результатов,создавая при помощи перьев шум, подобный шуму дождя; точно так же индейцыожидают дождя от сделанного ими макета тучи. Известны "средства" длявызывания засухи и для прекращения солнечного затмения. У индейцев навахо перед зимним солнцеворотом совершают особыймагический обряд. "Люди верят, что солнце устало, и пытаются оживить егосилы, зажигая магические костры. Такие церемонии поражают своей внушительнойкрасотой... Участники церемонии появляются при этом празднично раскрашенными вбелый цвет в честь солнца, с ниспадающими до плеч распущенными волосами.Этих актеров называют "странствующими солнцами". В руках они держатизукрашенные перьями танцевальные палочки, танцуют они сомкнутой вереницейвокруг огня и стараются подпрыгнуть к огню как можно ближе... При этом ониподражают движению солнца, двигаясь с востока на запад и обратно"152.

X x x

Но не только животные, растения и природа вообще являются объектоммагических операций. Очень часто они направлены на человека. Существуютбесчисленные виды "приворотных зелий" и амулетов, которые должны склонить клюбви холодные сердца. Индейцы, например, употребляют "снадобье" из волосдевушки, которую хотят "околдовать"153. Магия заменяет и медицину, опять-таки исходя из воображаемой связисходных между собой явлений. Характерен в этом отношении обряд "кувада",известный у разных народов. Он заключается в том, что во время родов мужодевается в женское платье, ложится в постель и инсценирует роды154. Этодолжно было доказать его кровную связь с новорожденным и в то же времясодействовать роженице. По закону "сопричастия" совершают вредоносные магические обряды надобрезками ногтей, волосами, одеждой тех людей, которым хотят причинить вред.По закону "подобия" лепят фигурки врагов и совершают над ними "убийство" илинаговор. Это непременно должно оказать воздействие на намеченную жертву155. Австралийцы особенно боятся так называемого "нацеливания" костью. "Дляэтого острую кость, вырезанную в виде маленького дротика, нацеливают вдалекого врага и с произнесением проклятий бросают в его сторону"156. "Самым удивительным во всем этом, - пишет Ю. Липпс, - является то, чточеловек, чувствующий себя жертвой подобного рода колдовских чар, частодействительно умирает, потому что он сам верит в силу их действия, как и те,кто его околдовывает... Подобный случай я сам наблюдал у индейцев оджибве, укоторых знахарь на расстоянии "загубил" врага при помощи магическогозаклинания"157. В этой "вредоносной" магии есть и элементы оккультизма, и элементывнушения, и просто суеверия. Но опять-таки нам важна не сама магия, асубъективные побуждения, с которыми к ней прибегают. Вышеприведенные примеры достаточно ясно характеризуют эту субъективнуюсторону Магизма. Его главный нерв - использование сил, все равно природныхили сверхприродных, в повседневных целях и личных нуждах.

X x x

Магия была основана на заблуждении. Но это заблуждение не являлосьабсолютным. Было правильно понято наличие в мире закономерностей и причинныхсвязей, хотя реальное знание этих законов отсутствовало или находилось взачатке. Фрэзер очень близок к истине в своей характеристике сущности магии."Когда магия является в своей чистой и неизменной форме, - пишет он, - онапредполагает, что в природе явления должны следовать одно за другимнеизбежно и неизменно, не нуждаясь во вмешательстве личного или духовногоагента. Итак, ее основоположения тождественны с основоположениямисовременной науки"158. Здесь он лишь повторяет Тейлора, который указывает на значение такихзаблуждений, как астрология и алхимия, для развития естествознания. Цельнауки - заставить природу служить человеку. Такова же и цель магии. Фрэзердаже считал, что магия предшествовала религии, что первоначально человекприбегал к магическим приемам как к более или менее необходимым действиям всвоем труде и жизни. И лишь тогда, когда он постепенно понял, что не властенпокорить облака или зверя, он стал обращаться к более могущественнымсуществам - духам159. Но в первобытном мире мы не встречаем "чистой" магии.Она всегда, по словам В. Копперса, "является сорняком, паразитирующим нателе религии у всех народов мира"160. Человеку мало верить в Единую Силу. Онхочет подчинить эту "Ману" себе, овладеть ею. Вспомним и шаманов, которыепревращают духов в своих слуг161. Вильгельм Шмидт совершенно справедливо считает, что в магизме нужновидеть "самое резкое противоречие религии"162. Это можно пояснить на примере"любовной магии". Когда индеец видит, что он не способен завоевать любовьдевушки, он колдует над ее волосами, стремясь вызвать у нее вожделение. Этимон фактически не добивается любви, а только удовлетворяет своим грубыминстинктам. Точно так же и первобытного дикаря духи интересуют только сутилитарной точки зрения, он стремится извлечь из них максимум пользы. Оннуждается не в них, а в их дарах. И ему кажется, что путем магии оноказывается способным приказывать им, быть их господином и повелителем. В Магизме скрыто присутствует та духовная тенденция, которая коренитсяв первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания изаставить служить себе его силы. Именно поэтому Магизм явно посюсторонен. Высшим благом для негоявляются блага земные. Предел желаний мага - процветание здесь, на земле. Иесли в магическое миросозерцание и входит вера в бессмертие, то она носитисключительно грубочувственный характер.

X x x

Маг очень часто противостоит священнику. Это и понятно. Внутренняянаправленность Магизма и религии - противоположна. Жрец - прежде всегопосредник между людьми и духовным миром. Он обращается к Божеству смолитвой. Для мага же радости мистического богообщения - пустой звук. Онищет только достижения могущества на охоте, в земледелии, в борьбе сврагами. И даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией, этотантагонизм оставался. "Гордое самодовольство мага, - пишет Д. Фрэзер, - его надменноеобращение с высшими силами, его бесстыдное притязание на влияние, подобноеих влиянию, не могло не возмущать благоговейного жреца, смиреннораспростертого перед божеским величием, который смотрел на эти притязаниякак на кощунственную и богохульническую узурпацию преимуществ, принадлежащиходному Богу"163. Этот конфликт мага и жреца усугублялся, по мнению Фрэзера "еще тем, чтомаги очень часто захватывали главенствующее положение в племени. Власть надстихиями, которой якобы обладали заклинатели, окружала их ореолом могуществаи суеверного почитания. Их стали считать воплощением высших сил, такимобразом, Магизм явился источником древней власти. "Ни одна общественнаягруппа не извлекла из этой веры в возможность воплощения божества вчеловеческую форму столько выгоды, сколько группа царей", - говоритФрэзер164. И действительно, в истории мы видим непрерывную нить этойсакрально-магической власти, которая становится незыблемым законом общества.Это - и микенские цари-колдуны, и спартанские властители, и египетскиефараоны, и римские императоры, и византийские василевсы, и, наконец,некоторые авторитарные вожди позднейших времен. Цари-маги всегда пыталисьподчинить своей власти все сферы жизни подданных, но неизменно наталкивалисьна сопротивление религии. Поэтому они всячески стремились приспособить ее ксвоим целям. И порой это им неплохо удавалось. Незыблемость земной власти Магизм обосновывал своей верой в то, что всепроисходящее на земле соответствует неизменному строю некоего ВерховногоПорядка. Неизменно совершают свой путь солнце, луна и звезды, неизменноопадает листва, приходит сезон дождей. Все эти видимые движения мираотражают недвижное царство Судьбы. Но человек, как часть этого порядка,обязан постоянно поддерживать его через магию. Таким образом, функция колдуна-властителя представлялась космическойнеобходимостью165. Маг был неразрывно связан с тем мировым лоном, котороеобнимало собой все существующее и определяло бытие вещей. Это лоно судьбыбыло не чем иным, как Великой Матерью первых культов. Мы увидим вдальнейшем, что образ ее будет неотвязно преследовать человечество,претерпевая удивительные трансформации. Она воплотится во вселенском Океане,рождающем богов, обернется Роком и Необходимостью. Мало того, что самоязычество вышло из этого поклонения Матери, ему прямо или косвенно будутобязаны своим существованием и пессимистический дуализм, и греческийфатализм, и даже материалистическая философия.

X x x

Как мы уже говорили, магия всегда существовала параллельно с различнымирелигиозными системами и отравляла их своим обрядовым детерминизмом. Магизм привносил в религию слепую, почти маниакальную веру во всесилиеритуалов и заклятий. На духовную сферу перевилась мертвенная причинность,возникало отношение к высшему началу, лишенное всякого живого религиозногочувства и мистической жажды. Отсюда такие странные, на первый взгляд,явления, как избиение идола, если он не выполнял требований просящего.Насколько такое "потребительское" отношение живуче, свидетельствует хотя быто, что даже у христианских народов бывали случаи, когда статуи святых"наказывали" за то, что они не слышали просьб народа. Религиозный Магизмубежден, что высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти ключ,слово, действо - и все будет в руках человека. Так постепенно складывалось магическое миросозерцание, замыкавшее всюВселенную в причинную цепь следствий, в которой огромную роль играли обряды.Если не будут совершаться ритуалы, то может не взойти солнце, не прийтивесна. Крепло убеждение, что церемонии - это нечто необходимое для демонов ибогов. Чтобы заманить их, заставить прийти на помощь, умилостивить,прибегали к самым крайним мерам: приносили в жертву людей, и не толькопленных, но и соотечественников, близких, детей.

X x x

Человек есть прежде всего личностное существо. Самосознающая личность,способная в своем мышлении охватить весь мир, не растворяясь в нем, естьвершина тварного бытия. Именно возрастание личностного начала было условиемдля движения человечества вперед. Но Магизм затормозил "исполнение времен"на многие тысячелетия. Он извратил и самую религиозность человека, егоотношение к Богу, его отношение к Природе и себе подобным. Магизм ждет от Неба только даров, Природу (включая незримые силы) онхочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. В коллективе,подчиненном воле царя-мага, личность должна раствориться среди племенногоцелого, ибо властителю легче управлять "массой", нежели личностями. Властитель и коллективное сознание - вот две преграды для духовноговозрастания человека. Племя и власть становятся над духом. Человек сливаетсяс родом, он не имеет своей жизни, не смеет иметь своего суждения, не смеетсомневаться, он подпадает под гипноз "коллективных представлений". Этипредставления, по словам Леви-Брюля, передаются в социальной группе изпоколения в поколение, "они навязываются в ней отдельным личностям,пробуждая в них, сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха,поклонения и т. д. в отношении своих объектов. Они не зависят в своем бытииот отдельной личности"166. Народы, не дерзнувшие в течение тысяч лет изменить хотя бы йоту вустановившихся канонах, - жертвы "коллективных представлений" Магизма. Онипарализовали творческую активность и религиозный гений человека, ибо тольков сознании личной ответственности и духовной свободы находит он свое высшеепризвание как образ и подобие Творца Вселенной.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: