X x x
Жизнь первобытного человека неразрывно связана с охотой. Поэтому,прежде всего магические операции относились к ней. Так называемая"промысловая магия" сохранилась и у современных отсталых народов. ПапуасыНовой Гвинеи при охоте на морского зверя помещают в острие гарпуна маленькоежалящее насекомое для того, чтобы его свойства придали остроту гарпуну.Колумбийские индейцы в те дни, когда долго нет рыбы, изготовляют чучело рыбыи бросают в реку. Считается, что это действие должно привести косяки к ихберегам144. Широко известен ритуал североамериканских индейцев, обычнопредшествовавший охоте на бизонов. Этот ритуал состоит в пляске, которуюисполняют охотники, вооруженные копьями и луками и одетые в шкуру бизона.Пляска-пантомима изображает охоту. Когда один из танцующих устает, он делаетзнак, и в него пускают притупленную стрелу. Индейцы убеждены, что этацеремония должна привлечь бизона и охота будет удачной145. Совершенно очевидно, что эти представления играли большую роль и вжизни пещерных жителей. Именно о таких магических действиях исвидетельствуют пронзенные стрелами статуи в пещерах, рисунки быков илошадей, усеянные стрелами. О них же молчаливо повествует меченная стреламифигурка львицы, найденная во Франции. Очевидно, перед началом охотыпервобытные люди совершали такие же обряды, как позднейшие "дикари". Ониметали копья в изображения зверей, рисовали на них стрелы, чертилимагические знаки. Они, так же как австралийцы или индейцы, думали, чтосуществует некая связь между изображением зверя и самим зверем146. В Средней Азии в ущелье Зараут-Сай до сих пор еще можно видетьдоисторические рисунки, напоминающие индейский "бизоний танец". Там видныфигуры людей, одетых в длинные плащи; они танцуют вокруг быка, на которогонаправлены стрелы. Очевидно, эти рисунки имели магическое значение и должныбыли помогать охотникам147. То, что эти магические приемы были тесно связаны с обыкновеннойохотничьей практикой, доказывает их сходство с некоторыми хитростями иприемами первобытных звероловов. В частности, маскировка использоваласьиндейцами для того, чтобы ближе подкрасться к животным. То же самоепроделывали африканцы при охоте на страусов. Замечая, что эта маскировкаДает хорошие результаты, люди стали считать, что и сама по себе она можетпринести охотничий успех148.X x x
С переходом к земледелию человек стал искать эффективных способовувеличить урожай или предотвратить падеж скота. Например, у меланезийцев досих пор сохранилось обыкновение Срывать при посадке ямса особые камни, поформе напоминающие клубни ямса. Полагают, что это действие способствуетРосту ямса149. У австралийцев известна церемония "интихиума", которая должнав начале сезона дождей содействовать размножению священных растений иживотных150. Существовали заговоры и заклятья, которые якобы служили дляуничтожения вредителей. Многочисленные обряды скотоводов всех стран такженосят ярко выраженный магический характер151. Широко распространено представление о том, что человек при помощиизвестных действий может повлиять на атмосферу. Так, знахарь из ЦентральнойАфрики предполагает, что, выливая особым образом на землю кувшин воды, онможет вызвать дождь, а австралийцы думают достичь тех же результатов,создавая при помощи перьев шум, подобный шуму дождя; точно так же индейцыожидают дождя от сделанного ими макета тучи. Известны "средства" длявызывания засухи и для прекращения солнечного затмения. У индейцев навахо перед зимним солнцеворотом совершают особыймагический обряд. "Люди верят, что солнце устало, и пытаются оживить егосилы, зажигая магические костры. Такие церемонии поражают своей внушительнойкрасотой... Участники церемонии появляются при этом празднично раскрашенными вбелый цвет в честь солнца, с ниспадающими до плеч распущенными волосами.Этих актеров называют "странствующими солнцами". В руках они держатизукрашенные перьями танцевальные палочки, танцуют они сомкнутой вереницейвокруг огня и стараются подпрыгнуть к огню как можно ближе... При этом ониподражают движению солнца, двигаясь с востока на запад и обратно"152.X x x
Но не только животные, растения и природа вообще являются объектоммагических операций. Очень часто они направлены на человека. Существуютбесчисленные виды "приворотных зелий" и амулетов, которые должны склонить клюбви холодные сердца. Индейцы, например, употребляют "снадобье" из волосдевушки, которую хотят "околдовать"153. Магия заменяет и медицину, опять-таки исходя из воображаемой связисходных между собой явлений. Характерен в этом отношении обряд "кувада",известный у разных народов. Он заключается в том, что во время родов мужодевается в женское платье, ложится в постель и инсценирует роды154. Этодолжно было доказать его кровную связь с новорожденным и в то же времясодействовать роженице. По закону "сопричастия" совершают вредоносные магические обряды надобрезками ногтей, волосами, одеждой тех людей, которым хотят причинить вред.По закону "подобия" лепят фигурки врагов и совершают над ними "убийство" илинаговор. Это непременно должно оказать воздействие на намеченную жертву155. Австралийцы особенно боятся так называемого "нацеливания" костью. "Дляэтого острую кость, вырезанную в виде маленького дротика, нацеливают вдалекого врага и с произнесением проклятий бросают в его сторону"156. "Самым удивительным во всем этом, - пишет Ю. Липпс, - является то, чточеловек, чувствующий себя жертвой подобного рода колдовских чар, частодействительно умирает, потому что он сам верит в силу их действия, как и те,кто его околдовывает... Подобный случай я сам наблюдал у индейцев оджибве, укоторых знахарь на расстоянии "загубил" врага при помощи магическогозаклинания"157. В этой "вредоносной" магии есть и элементы оккультизма, и элементывнушения, и просто суеверия. Но опять-таки нам важна не сама магия, асубъективные побуждения, с которыми к ней прибегают. Вышеприведенные примеры достаточно ясно характеризуют эту субъективнуюсторону Магизма. Его главный нерв - использование сил, все равно природныхили сверхприродных, в повседневных целях и личных нуждах.X x x
Магия была основана на заблуждении. Но это заблуждение не являлосьабсолютным. Было правильно понято наличие в мире закономерностей и причинныхсвязей, хотя реальное знание этих законов отсутствовало или находилось взачатке. Фрэзер очень близок к истине в своей характеристике сущности магии."Когда магия является в своей чистой и неизменной форме, - пишет он, - онапредполагает, что в природе явления должны следовать одно за другимнеизбежно и неизменно, не нуждаясь во вмешательстве личного или духовногоагента. Итак, ее основоположения тождественны с основоположениямисовременной науки"158. Здесь он лишь повторяет Тейлора, который указывает на значение такихзаблуждений, как астрология и алхимия, для развития естествознания. Цельнауки - заставить природу служить человеку. Такова же и цель магии. Фрэзердаже считал, что магия предшествовала религии, что первоначально человекприбегал к магическим приемам как к более или менее необходимым действиям всвоем труде и жизни. И лишь тогда, когда он постепенно понял, что не властенпокорить облака или зверя, он стал обращаться к более могущественнымсуществам - духам159. Но в первобытном мире мы не встречаем "чистой" магии.Она всегда, по словам В. Копперса, "является сорняком, паразитирующим нателе религии у всех народов мира"160. Человеку мало верить в Единую Силу. Онхочет подчинить эту "Ману" себе, овладеть ею. Вспомним и шаманов, которыепревращают духов в своих слуг161. Вильгельм Шмидт совершенно справедливо считает, что в магизме нужновидеть "самое резкое противоречие религии"162. Это можно пояснить на примере"любовной магии". Когда индеец видит, что он не способен завоевать любовьдевушки, он колдует над ее волосами, стремясь вызвать у нее вожделение. Этимон фактически не добивается любви, а только удовлетворяет своим грубыминстинктам. Точно так же и первобытного дикаря духи интересуют только сутилитарной точки зрения, он стремится извлечь из них максимум пользы. Оннуждается не в них, а в их дарах. И ему кажется, что путем магии оноказывается способным приказывать им, быть их господином и повелителем. В Магизме скрыто присутствует та духовная тенденция, которая коренитсяв первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания изаставить служить себе его силы. Именно поэтому Магизм явно посюсторонен. Высшим благом для негоявляются блага земные. Предел желаний мага - процветание здесь, на земле. Иесли в магическое миросозерцание и входит вера в бессмертие, то она носитисключительно грубочувственный характер.X x x
Маг очень часто противостоит священнику. Это и понятно. Внутренняянаправленность Магизма и религии - противоположна. Жрец - прежде всегопосредник между людьми и духовным миром. Он обращается к Божеству смолитвой. Для мага же радости мистического богообщения - пустой звук. Онищет только достижения могущества на охоте, в земледелии, в борьбе сврагами. И даже тогда, когда магия стала переплетаться с религией, этотантагонизм оставался. "Гордое самодовольство мага, - пишет Д. Фрэзер, - его надменноеобращение с высшими силами, его бесстыдное притязание на влияние, подобноеих влиянию, не могло не возмущать благоговейного жреца, смиреннораспростертого перед божеским величием, который смотрел на эти притязаниякак на кощунственную и богохульническую узурпацию преимуществ, принадлежащиходному Богу"163. Этот конфликт мага и жреца усугублялся, по мнению Фрэзера "еще тем, чтомаги очень часто захватывали главенствующее положение в племени. Власть надстихиями, которой якобы обладали заклинатели, окружала их ореолом могуществаи суеверного почитания. Их стали считать воплощением высших сил, такимобразом, Магизм явился источником древней власти. "Ни одна общественнаягруппа не извлекла из этой веры в возможность воплощения божества вчеловеческую форму столько выгоды, сколько группа царей", - говоритФрэзер164. И действительно, в истории мы видим непрерывную нить этойсакрально-магической власти, которая становится незыблемым законом общества.Это - и микенские цари-колдуны, и спартанские властители, и египетскиефараоны, и римские императоры, и византийские василевсы, и, наконец,некоторые авторитарные вожди позднейших времен. Цари-маги всегда пыталисьподчинить своей власти все сферы жизни подданных, но неизменно наталкивалисьна сопротивление религии. Поэтому они всячески стремились приспособить ее ксвоим целям. И порой это им неплохо удавалось. Незыблемость земной власти Магизм обосновывал своей верой в то, что всепроисходящее на земле соответствует неизменному строю некоего ВерховногоПорядка. Неизменно совершают свой путь солнце, луна и звезды, неизменноопадает листва, приходит сезон дождей. Все эти видимые движения мираотражают недвижное царство Судьбы. Но человек, как часть этого порядка,обязан постоянно поддерживать его через магию. Таким образом, функция колдуна-властителя представлялась космическойнеобходимостью165. Маг был неразрывно связан с тем мировым лоном, котороеобнимало собой все существующее и определяло бытие вещей. Это лоно судьбыбыло не чем иным, как Великой Матерью первых культов. Мы увидим вдальнейшем, что образ ее будет неотвязно преследовать человечество,претерпевая удивительные трансформации. Она воплотится во вселенском Океане,рождающем богов, обернется Роком и Необходимостью. Мало того, что самоязычество вышло из этого поклонения Матери, ему прямо или косвенно будутобязаны своим существованием и пессимистический дуализм, и греческийфатализм, и даже материалистическая философия.X x x
Как мы уже говорили, магия всегда существовала параллельно с различнымирелигиозными системами и отравляла их своим обрядовым детерминизмом. Магизм привносил в религию слепую, почти маниакальную веру во всесилиеритуалов и заклятий. На духовную сферу перевилась мертвенная причинность,возникало отношение к высшему началу, лишенное всякого живого религиозногочувства и мистической жажды. Отсюда такие странные, на первый взгляд,явления, как избиение идола, если он не выполнял требований просящего.Насколько такое "потребительское" отношение живуче, свидетельствует хотя быто, что даже у христианских народов бывали случаи, когда статуи святых"наказывали" за то, что они не слышали просьб народа. Религиозный Магизмубежден, что высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти ключ,слово, действо - и все будет в руках человека. Так постепенно складывалось магическое миросозерцание, замыкавшее всюВселенную в причинную цепь следствий, в которой огромную роль играли обряды.Если не будут совершаться ритуалы, то может не взойти солнце, не прийтивесна. Крепло убеждение, что церемонии - это нечто необходимое для демонов ибогов. Чтобы заманить их, заставить прийти на помощь, умилостивить,прибегали к самым крайним мерам: приносили в жертву людей, и не толькопленных, но и соотечественников, близких, детей.X x x
Человек есть прежде всего личностное существо. Самосознающая личность,способная в своем мышлении охватить весь мир, не растворяясь в нем, естьвершина тварного бытия. Именно возрастание личностного начала было условиемдля движения человечества вперед. Но Магизм затормозил "исполнение времен"на многие тысячелетия. Он извратил и самую религиозность человека, егоотношение к Богу, его отношение к Природе и себе подобным. Магизм ждет от Неба только даров, Природу (включая незримые силы) онхочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие. В коллективе,подчиненном воле царя-мага, личность должна раствориться среди племенногоцелого, ибо властителю легче управлять "массой", нежели личностями. Властитель и коллективное сознание - вот две преграды для духовноговозрастания человека. Племя и власть становятся над духом. Человек сливаетсяс родом, он не имеет своей жизни, не смеет иметь своего суждения, не смеетсомневаться, он подпадает под гипноз "коллективных представлений". Этипредставления, по словам Леви-Брюля, передаются в социальной группе изпоколения в поколение, "они навязываются в ней отдельным личностям,пробуждая в них, сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха,поклонения и т. д. в отношении своих объектов. Они не зависят в своем бытииот отдельной личности"166. Народы, не дерзнувшие в течение тысяч лет изменить хотя бы йоту вустановившихся канонах, - жертвы "коллективных представлений" Магизма. Онипарализовали творческую активность и религиозный гений человека, ибо тольков сознании личной ответственности и духовной свободы находит он свое высшеепризвание как образ и подобие Творца Вселенной.