Тема 4.1 «Формы и методы проведения ревизии и контроля»

Существуют два противоположных подхода к управлению орга­низацией: структурный и процессный.

При структурном подходе строится управление из различных ком­бинаций линейной и функциональной подчиненности. Линейная су­бординация — директор, главный инженер, начальник цеха, мастер. Функциональная зависимость — главный экономист, начальник плано­вого отдела, экономист цеха. Взаимодействие работников в таких орга­низациях осуществляется через должностных лиц.

По-иному обстоит дело при процессном подходе. Он ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базо­вые категории:

основные бизнес-процессы;

обеспечивающие бизнес-процессы;

бизнес-процессы развития;

бизнес-процессы управления.

Основные бизнес-процессы ориентированы на производство продук­ции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента, и обес­печивают получение доходов для организации.

Обеспечивающими бизнес-процессами являются вспомогательные процессы, предназначенные для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов.

Бизнес-процессы развития включают в себя проектирование, стра­тегическое планирование и т.д.

Бизнес-процессы управления основаны на выделении систем управ­ленческих действий но работе с документами.

Элементом любой системы управления является контроль. Кон­троль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимуще­ственно структурно. I (ель ревизии — проверка обоснованности и целе­сообразности действий должностных лиц приемами и методами, ха­рактерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наи­более актуальна в организациях, в которых работники действуют строго и соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по до­кументам выявляет отклонения в действиях работников при выполне­нии операций конкретного бизнес-процесса. В настоящее время паи- более распространен аудит процесса составления бухгалтерской и на­логовой отчетности.

Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По ито­гам работы ревизора могут быть собраны материалы доя принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материаль­ной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес-процессов. По и тогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблю­дению.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регла­ментирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.

Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность,.1 аудитор — бухгалтерскую и финансовую отчетность. Обязанность ре­визора состоит в определении обоснованности и целесообразности действий должностных лиц, а аудитора — в представлении квалифициро­ванного мнения об отчетности организации.

Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения действующего законодательства. По ее итогам при­нимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы. В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, при­нимаются решения об изменении процессов в учетном органе и дви­жении первичных документов.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может выказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: