Существуют два противоположных подхода к управлению организацией: структурный и процессный.
При структурном подходе строится управление из различных комбинаций линейной и функциональной подчиненности. Линейная субординация — директор, главный инженер, начальник цеха, мастер. Функциональная зависимость — главный экономист, начальник планового отдела, экономист цеха. Взаимодействие работников в таких организациях осуществляется через должностных лиц.
По-иному обстоит дело при процессном подходе. Он ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базовые категории:
основные бизнес-процессы;
обеспечивающие бизнес-процессы;
бизнес-процессы развития;
бизнес-процессы управления.
Основные бизнес-процессы ориентированы на производство продукции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента, и обеспечивают получение доходов для организации.
Обеспечивающими бизнес-процессами являются вспомогательные процессы, предназначенные для обеспечения выполнения основных бизнес-процессов.
|
|
Бизнес-процессы развития включают в себя проектирование, стратегическое планирование и т.д.
Бизнес-процессы управления основаны на выделении систем управленческих действий но работе с документами.
Элементом любой системы управления является контроль. Контроль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимущественно структурно. I (ель ревизии — проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго и соответствии с утвержденными бизнес-процессами. Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес-процесса. В настоящее время паи- более распространен аудит процесса составления бухгалтерской и налоговой отчетности.
Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы доя принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес-процессов. По и тогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.
Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.
|
|
Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность,.1 аудитор — бухгалтерскую и финансовую отчетность. Обязанность ревизора состоит в определении обоснованности и целесообразности действий должностных лиц, а аудитора — в представлении квалифицированного мнения об отчетности организации.
Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения действующего законодательства. По ее итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы. В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.
Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может выказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.