Предварительные королларии к построению бесконечного универсального единства

[...] В противоположных вещах мы находим излишек и избыток, как в простом и сложном, в абстрактном и конкретном, формальном и материальном, подвержен­ном порче и нетленном и т. п. Из этого следует, что ни­когда нельзя добиться получения одной из двух проти­воположностей в чистом виде или предмета, в котором происходит соревнование их в точном равенстве. Все вещи состоят из противоположностей в различных сте­пенях, имеют то больше от этого, то меньше от дру­гого, выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим. Так и познание вещей состоит в изысканиях посредством разума, знания, ка­ким образом сложность в одном объекте присоединяется к относительной простоте в другом, простота к — много­образию в этом, подверженное порче — к нетленному и обратно в другом и т. д. [...]

Проникая более глубоко в мое намерение,, я говорю, что подъем к максимуму и спуск к простому минимуму невозможны, если только нет перехода в бесконечность, как это видно в числе, согласно делению непрерывно­сти. [...] Один только абсолютный максимум есть отри­цательная бесконечность, — вот почему он один есть то, чем он может быть вкупе со всемогуществом. Но так как Вселенная объемлет все, что не есть бог, то она и не может быть отрицательной бесконечностью, хотя не имеет предела и благодаря этому остается отрицатель­ной (стр. 57, 58, 60, 61).


ГЛАВА III

КАКИМ ОБРАЗОМ МАКСИМУМ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ Я ВЫЯВЛЯЕТ ВСЕ ВЕЩИ НЕПОСТИЖИМЫМ РАЗУМУ ПУТЕМ

[...] Бог заключает в себе все в том смысле, что все — в нем; он является развитием всего в том, что сам он — во всем. Чтобы пояснить нашу мысль на примере числа, мы можем сказать, что число есть выявление единства; число усваивается разумом, а последний исходит от на­шей души; вот почему животные, не имеющие души, не могут считать. [...]

Если бог, бытие которого вытекает из единства, не является абстракцией, извлеченной из вещей посред­ством разума, и, тем более, не связан с вещами и не погружен в них, как может он выявляться через мно­жество вещей? Никто этого не понимает. Если рассмат­ривать вещи без него, они — ничто, как число без един­ства. Если рассматривать бога без вещей, то он суще­ствует, а вещи не существуют. [...]

Отстраните бога от творения, и останется небытие, ничто; отнимите от сложного субстанцию, и никакой ак­циденции не будет существовать. [...]

ГЛАВА IV

КАКИМ ОБРАЗОМ ВСЕЛЕННАЯ,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: