Хотя материя не обладает никакой способностью к действию и порождению и под действием тепла приводится к величайшему разрежению и почти что к небытию, а под действием
холода в сильнейшей мере сжимается и сгущается, тем" не менее масса ее, а равно и величина мира нисколько при этом не увеличивается и не уменьшается.
Поэтому, хотя теплу и холоду дана сила формировать, располагать ее как им угодно, им не дана, однако, способность ни создавать ее и как бы творить заново, ни уменьшать ее и сводить к небытию. И если творец всех вещей создал действующие начала, подобно божественным субстанциям, бестелесными, он ни тем ни другим не дал силы существовать и действовать самостоятельно и по своему усмотрению, но пожелал, чтобы они для своего существования и действия нуждались в телесной массе. Поэтому он сотворил телесную массу и одарил ту и другую действующую природу способностью проникать ее, формировать и располагать, дабы они могли действовать в ней по своей склонности. И. сама масса была создана богом не для того, чтобы она производила какое-либо самостоятельное действие, и не в качестве вещи, существующей самой по себе, но чтобы она воспринимала действующие и воздействующие природы и от них, когда они в ней находятся, превращалась бы в те вещи, которые кажутся произведенными из нее самой.
|
|
Поэтому тепло полностью пронизывает всю ту часть массы, которая ему предназначена, и чтобы без всякого труда постоянно влечь ее с собой, и чтобы иметь возможность постоянно двигаться вместе с ней, и чтобы цвет его ни в чем не был обезображен ее чернотой, оно одаряет ее всю и сразу высшей и чистейшей тонкостью. И таким образом из высшего и невидимого тепла и из материи, в наибольшей мере разреженной и ставшей почти бестелесной, до такой степени соединенных и смешанных друг с другом, что никакая их часть и точка не существует сама по себе и отдельно от другой, — было устроено небо, самая теплая сущность, весьма тонкая и белая, в высшей мере подвижная, одаренная полною силой тепла и высшим, каким пользуется тепло, расположением, и цельным и чистым видом тепла, и нерушимой способностью производить все действия, свойственные теплу.
Холод же, напротив того, поскольку цо природе своей неподвижен и чрезвычайно враждебен движению, глубоко проник во всю массу, которая ему предназнанена, и предельно сжал ее и придал ей величайшую плотность. Поэтому из холода и предельно сжатой материи, глубоко перемешанных между собой и ставших совершенно единой вещью, была устроена земля, самая холодная сущность, плотная, темная и абсолютно неподвижная, т. е. одаренная величайшей способностью сосредоточения.
|
|
А поскольку тепло и холод распространяются от своих мест в соседние и из тех, где находятся вместе, поочередно вытесняют друг друга, им были предназначены не противоположные, а близлежащие и перемешанные части материи. Ведь действительно, если бы они враждовали в каждой из них, то возникла бы опасность, что они полностью взаимно друг друга уничтожат, или, в случае победы одного, совсем бы погибло другое
[начало] и тогда все стало бы одним. Но, как видно, сделано было так, чтобы тому и другому были предназначены собственные места, из которого одно не может прогнать другого, но из которых они постоянно вступают в сражение в пограничных областях. Поэтому ни одна из частей материи не может быть во владении целиком одного лишь [начала] при том, что другому, побежденному, не достанется ничего, но по большей части все части материи находятся в обладании обоих, постоянно сражающихся между собой и поочередно терпящих поражение; почему [эти части материи] превращались и превращаются в многоразличные вещи, которые, однако, все кажутся и являются средними между солнцем и землей, как будет объяснено в своем месте (стр. 50—64).