Содержание. (учебное пособие для студентов педвузов)

БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(учебное пособие для студентов педвузов)

Магнитогорск


УДК 614

ББК 51.1; 38.96

Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие для студентов педвузов. / Сост. И.А. Кувшинова. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 175 с.

Предлагаемое учебное пособие содержит основной и дополнительный материал для студентов педвузов по курсу «Безопасность жизнедеятельности (БЖД)». В нем уделяется особое внимание концепции воспитания БЖД, формированию культуры безопасности, в том числе транспортной культуры, раскрываются цели и задачи, принципы воспитания БЖД, методологическая основа. Рассматриваются действия учителя при различных чрезвычайных ситуациях, термины и определения понятий в области БЖД. Прилагается список литературы, законодательных и нормативных документов.

Учебное пособие разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 031800 «Логопедия» и 031200 «Учитель начальных классов», (ОПД.Ф.05, ОПД Ф.06 «Основы безопасности жизнедеятельности») и предназначены для студентов педагогических вузов.

Автор-составитель – канд. пед. наук, доц. Кувшинова И. А.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Т.Е. Климова, д-р пед. наук, проф. Магнитогорского государственного университета;

А.М. Якупов, канд. пед. наук, действительный член (академик) Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), председатель президиума Магнитогорского регионального отделения МАНЭБ;

Е.Г. Григорьева, д-р мед. наук, врач высшей категории;

Т.Г. Сазикова, канд. биол. наук, проф., зав. кафедрой логопедии и методик оздоровительной работы Магнитогорского государственного университета.

УДК 378.937: 37.75

ББК Ч 481.2

© Кувшинова И.А., 2005

© Магнитогорский государственный

университет, 2005


СОДЕРЖАНИЕ

ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».......................................................................................................... 6

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................................................................................................ 7

1.1. ПОНЯТИЯ «ОПАСНОСТЬ» И «БЕЗОПАСНОСТЬ», ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА................................................. 7

1.2. МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ......................................................... 8

1.3. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..................... 9

1.4. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 11

1.5. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.................................. 11

1.6. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ......................................... 12

Глава 2. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ........................................................... 16

2.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ БЖД В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.... 16

2.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА БЖД........... 18

2.3. ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ БЖД............................................................................. 19

2.4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ БЖД.................................... 20

2.5. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ............................................... 22

2.6. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.................................. 24

2.7. ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В

ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ................................................................................................... 32

Глава 3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ............................................................................ 37

3.1. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ И КАТАСТРОФ, ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА 37

3.2. ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЯХ........................................................................................................................... 46

Глава 4. ТЕРРОРИЗМ И БЕЗОПАСНОСТЬ....................................................................... 54

4.1. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ ТЕРРОРИЗМА.................................................. 54

4.2. ВИДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ И СПОСОБЫ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 54

4.3. ФОРМИРОВАНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 56

4.4. ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА И УЧАЩИХСЯ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКА И СМЯГЧЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ....... 60

4. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ................... 63

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ... 63

4.6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЛЕКТА ДОКУМЕНТОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ........................................................................... 65

ГлавА 5. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ.................................................... 75

5.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ПОРАЖЕНИЯ...................................................... 75

5.2. ОБЫЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ.................................................................... 75

5.3. ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ.................................................................... 77

5.3.1. Ядерное оружие..................................................................................................... 77

5.3.2. Химическое оружие.............................................................................................. 79

5.3.3. Биологическое оружие......................................................................................... 81

5.3.4. Перспективные виды оружия............................................................................ 81

Глава 6. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ

В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ. ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.................................. 85

6.1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ГО и РСЧС.......................................................................... 85

6.2. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ГО и РСЧС................................ 86

6.3. СТРУКТУРА РСЧС......................................................................................................... 88

6.4. СТРУКТУРА ГО РФ........................................................................................................ 90

6.5. РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РСЧС............................................................. 91

6.6. СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ ГО РФ............................................................................... 92

6.7. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.......................................................... 92

6.7.1. Классификация средств индивидуальной защиты..................................................... 92

6.7.2. Средства защиты органов дыхания человека................................................ 93

6.7.3. Средства защиты кожи........................................................................................ 98

6.7. 4. Медицинские средства защиты и профилактики:....................................... 100

6.8. СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ. ЗАЩИТНЫЕ

СООРУЖЕНИЯ ГО............................................................................................................... 101

6.8.1.Назначение и классификация защитных сооружений.................................. 101

6.8.2. Убежища............................................................................................................... 102

6.8.3. Противорадиационные укрытия..................................................................... 112

6.8.4. Простейшие укрытия......................................................................................... 115

6. 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.................................................................................................................................................... 116

6.10. ЗАЩИТА ДЕТЕЙ И СОРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖЕНИЯ......................................................................................................................... 119

Глава 7. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ.................................................................................... 122

7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МЕДИЦИНЕ КАТАСТРОФ............................................ 122

7.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ............................................................................. 124

7.3. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАХ..................................... 127

7.4. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ РАДИАЦИОННЫХ ПОРАЖЕНИЯХ........ 135

7.4.1. Действия ионизирующей радиации на организм человека........................ 135

7.4.2. Отдаленные последствия ионизирующего облучения................................. 138

7.4.3. Первая медицинская помощь при радиационных

поражениях..................................................................................................................... 138

7.4.4. Первая медицинская помощь пораженным в первой стадии острой лучевой болезни........................................................................................................................................... 139

7.4.5. Способы предотвращения всасывания и ускорения выведения радионуклидов из организма........................................................................................................................ 139

7.4.6. Рекомендации по гигиене питания для населения, проживающего на территориях, загрязненных радионуклидами.................................................................................. 140

7.5. МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ХИМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ.............. 141

7.5.1. Действие опасных химических веществ на организм человека................ 141

7. 5.2. Первая медицинская помощь при поражении опасными химическими веществами........................................................................................................................................... 143

7.5.3. Особенности организации первой медицинской помощи при массовых поражениях опасными химическими веществами....................................................................... 146

7.5.4. Признаки поражения наиболее распространенными опасными химическими веществами и первая неотложная помощь............................................................. 147

7.5.5. Защита продуктов питания от опасных химических

веществ........................................................................................................................... 152

Глава 8. ГЛОССАРИЙ............................................................................................................. 154

8.1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................................................................................. 154

8.2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В ОБЛАСТИ ПРИРОДНЫХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ....................................................................................... 156

8.3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА...................... 162

8.4. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР, СИЛ И СРЕДСТВ РСЧС....... 165

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................................................. 173


ОСНОВНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ КУРСА

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Для будущих педагогов курс «Безопасность жизнедеятельности» – настоятельная потребность, диктуемая императивом времени, т.к. опасности затрагивают жизненные интересы каждого жителя земли. Это обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственная, бытовая, городская, природная) и вопросы защиты от негативных факторов и чрезвычайных ситуаций.

В нашей жизни всегда существовали, и будут возникать такие условия, когда здоровье, безопасность, а иногда и жизнь человека зависят исключительно от его своевременных и грамотных действий. Поэтому одним из ключевых направлений в решении проблемы подготовки человека к безопасной жизнедеятельности (БЖД) является учебно-воспитательная, пропагандистская и агитационная деятельность по формированию культуры безопасности.

Проблема подготовки человека к БЖД определяется необходимостью обучения не только правилам безопасности, но и, что особенно важно, правилам безопасного поведения в быту, на отдыхе, в учреждениях, на транспорте, на природе, в местах массового пребывания людей и т.д., то есть везде, где человеку приходится бывать.

Так как важнейшим звеном в организации безопасности жизнедеятельности является образование, то возникает необходимость подготовки учителей начальных классов и логопедов для проведения занятий ОБЖ с целью привития детям ценностно-ориентированных ключевых знаний в сфере сохранения и укрепления здоровья, формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих, умения оценивать различные жизненные ситуации, свои возможности, предпринимать грамотные действия в условиях чрезвычайных ситуаций по защите себя и окружающих.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: