Закономерности и принципы воспитания

Закономерность - это упорядоченность педагогических явлений, относительная устойчивость устойчивых, влияющих факторов, систематических связей между объектами.

Закономерности воспитания - это устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие существенные связи между элементами воспитательного процесса, реализация которых способствует обеспечению эффективности развития личности школьника. Закономерности педагогического процесса описывают внутренние его существенные противоречия, связи и взаимосвязи.

Существенное место в организации и управлении учебно-воспитательным процессом играют принципы воспитания, которые рассматриваются в единстве с принципами образования и принципами обучения и труда.

Принцип - руководящая идея, требование к деятельности и поведения, исходное положение, вытекающее из установленных закономерностей процесса, и которое предполагает учет внутренних и внешних связей между компонентам.

Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выявлены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Принципы имеют объективную основу - закономерные связи в воспитательном процессе, а также определенную методологическую направленность и базируется на диалектико-материалистической концепции человека, отвечают потребностям ее самореализации и актуальной задачей возрождения национальной культуры, становления украинской государственности. В таблице 1.1. приведена взаимосвязь общих закономерностей и общих принципов воспитания.

Общие закономерности воспитания. Общие принципы воспитания
1. Цель, характер и содержание воспитания: оговариваются объективными потребностями общества, интересами государства и господствующих классов, социокультурными и этническими нормами и традициями. 1. Принцип общественной направленности воспитания. 2. Принцип субъектности - развитие способности ребенка осознавать свое "Я".
2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью воспитательных воздействий: воздействий объективных и субъективных факторов. 1. Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций. 2. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей ребенка. 3. Принцип согласованности прямых и параллельных педагогических воздействий.
3. Положительная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, требовательным и почтительным к ней отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития. 1. Принцип личностно ориентированного подхода 2. Принцип гуманистической направленности воспитания. в воспитании. 3. Принцип опоры на положительное.
4. Эффективность воспитания определяется степенью собственной активности личности, содержанию и способам организации деятельности, к которой она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей. 1. Принцип деятельностного подхода. 2. Принцип стимулирования активности личности, ее участие в социальном полезной и значимой деятельности. 3. Принцип согласованности педагогического руководства деятельностью и развития инициативы и самостоятельности воспитанников. 4. Принцип вариативности деятельности, соответствие ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности.
5. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией воспитательных воздействий и взаимоотношений. 1. Принцип целостного подхода в воспитании. 2. Принцип ориентации педагогической. деятельности и взаимодействия на формирование сознания и опыта деятельности. 3. Принцип эстетизации детской жизни.
6. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлено способностью воспитателей понять стремление юного человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых способов педагогического воздействия 1. Принцип сотрудничества, партнерства в воспитательных отношениях. 2. Принцип активизации морально-волевых сил ребенка и пробуждение непосредственного интереса к делу.

Основными принципами процесса воспитания в национальной системе образования Украины признаются следующие:

1. Принцип единства общечеловеческого и национального - формирование национального сознания, любви к родной земле и своему народу; овладения украинским языком, привитие уважительного отношения к культуре, наследию, традициям, овладения достижениями мировой культуры.

2. Принцип природовидповидности воспитания - учет многогранной целостной природы человека, возрастных и индивидуальных особенностей детей. анатомических, физиологических, психологических, национальных и региональных особенностей.

3. Принцип культуросообразности воспитания - органическая связь с историей народа, его языком, культурными традициями, обеспечение духовного единства поколений.

Принцип культуросообразности, за П.Флоренский, определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, растит и питает личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношения к ребенку строиться исходя из восприятия ее как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Педагогика все больше обращается к культурологического подхода при изучении процесса воспитания и образования человека. Культурологический подход требует рассматривать педагогику как часть духовной культуры общества, предполагает адаптацию воспитания и образования к конкретному культурной среды, а это значит, что очень существенным является осмысление культурного достояния родного края, страны, всего мира. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

Функции культуровидновидного воспитания:

- Создание различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение опыта культуровидновиднои поведения;

- Оказание помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

4. Принцип активности, самодеятельности и творческой инициативы учащейся молодежи - сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, утверждение жизненного оптимизма;

5. Принцип гуманизации воспитания - создание условий для формирования лучших свойств и способностей ребенка, источников ее жизненных сил; гуманизация отношений воспитателя и воспитанников.

6. Принцип демократизации воспитания - избегание авторитарного стиля воспитания, восприятия личности как высшей социальной ценности, признание его права на свободу, на развитие способностей и проявление индивидуальности.

7. Принцип непрерывности и преемственности воспитания - достижение целостности и преемственности в воспитании.

8. Принцип единства обучения и воспитания - развитие и формирование личности, приобщение ее к национальной и мировой культуры. Приобретения знаний, выработки отношений и ценностей, которые в конечном счете обусловливают мировоззрение и идеалы человека.

9. Принцип етнизации воспитательного процесса - наполнение воспитания национальным содержанием, что предполагает формирование самосознания гражданина.

10. Принцип дифференциации и индивидуализации воспитательного процесса.

11. Принцип последовательности, систематичности и вариативности форм и методов воспитания.

12. Принцип интегративности - единство педагогических требований школы, семьи и общественности.

13. Принцип воспитания в деятельности и общении.

14. Принцип стимулирования ребенка к самовоспитанию.

15. Принцип целостного подхода к воспитанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: