Особенности рынков факторов производства. Спрос и предложение факторов производства. Виды рынков факторов производства

Особенность рынка факторов производства в том что здесь продавец выступает в роли покупателя. Расходы производителей становятся доходами для продавцов ресурсов.

Особенностями рынков факторов производства по сравнению с товарными рынками являются:

1) спрос на ресурсы формируется производителями (предприятиями, фирмами), а предложение исходит от домохозяйств (населения);

2) спрос на факторы производства – это производный спрос, то есть спрос на ресурсы и уровень их цен зависят от потребительского спроса на товары, в создании которых участвуют эти факторы производства;

3) все факторы производства экономически и технологически взаимосвязаны, они не могут использоваться раздельно.

Отличие рынков факторов производства от рынков услуг факторов производства

Покупая товар, мы вступаем в его полное владение. Покупка фактора производства означает лишь то, что покупаются услуги, которые могут быть оказаны. Так, покупатель рабочей силы не становится владельцем живого человека, а лишь получает право на стоимость, которая будет создана в результате его усилий. Покупатель капитала или земли не просто запасается некоторой суммой денег, оборудованием или участком, а приобретает возможность использовать их для производства товаров и возрастания стоимости. Разумеется, часть факторов можно купить в прямом смысле слова (исключая, конечно, рабочую силу), т. е. сделать их своими активами, но основное в факторах производства — иметь доступ к их услугам. Следовательно, рынок факторов производства — это рынок услуг этих факторов.

Рынки факторов производства подчиняются тем же законам, что и рынки товаров и услуг. Рыночная цена является равновесной, складывающейся под воздействием спроса и предложения на тот или иной фактор. При этом следует различать сами факторы производства и услуги, оказываемые этими факторами.

В качестве факторов выступают труд, земля, капитал и предпринимательские способности. Каждый из факторов, выступая как элемент производственного процесса, оказывает определенные услуги. Величина цены этих услуг обуславливает доходы собственников факторов производства:

— цена услуг труда (доход наемных работников) определяется заработной платой;

— цена услуг капитала (доход собственников капитала) — процентом;

— цена услуг предпринимательской деятельности (доход предпринимателей) — прибылью. Когда фирмы покупают услуги, оказываемые факторами, предприниматели, как правило, не становятся владельцами этих факторов:

— покупая рабочую силу, предприниматели не становятся владельцами живого человека, а лишь получают право на получение стоимости в результате его труда;

— приобретая капитал, предприниматели имеют возможность использовать оборудование, здание, сырье, денежные средства для создания новой стоимости;

— покупая землю, предприниматели реализуют свое право для производства товаров и увеличения стоимости;

— предпринимательские способности позволяют наилучшим образом соединять возможности всех факторов производства для получения прибыли. Разумеется, основные факторы производства можно приобрести не только в пользование, но и во владение и распоряжение (за исключением рабочей силы), то есть сделать их своими капитальными активами. Но это не главное, главное — иметь доступ к этим факторам и получать от них новую стоимость.

Таким образом, рынок факторов производства — это рынок услуг этих факторов. Плата за эти услуги называется ценой фактора или его доходом.

Если факторы производства оказывают услуги своим собственникам, то они не выступают на рынке факторов производства. Предприниматель, например, может сам трудиться в собственной фирме, владелец земельного участка — использовать его для своих личных целей, вкладывая свой личный труд и т. д. В этом случае владельцы факторов весь доход, полученный от их использования, присваивают сами себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: