Специфика поведения олигополистов на рынке
Взаимозависимость фирм-олигополистов на рынке предопределяет специфику поведения олигополий на рынке. В отличие от других рыночных структур, предприятие-олигополист всегда должно учитывать, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночной стратегии (поведения) его конкурентов, которое (поведение) в свою очередь определяется выбранным им решением. В силу этого олигополист:
· не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную;
· не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется в зависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов);
· не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует при совершенной конкуренции или при чистой монополии);
· не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.
Модели кооперированной и некооперированной олигополии
Многообразие форм поведения олигополий и особенности их взаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существование большого количества разнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом, эти модели могут дать достоверное изображение олигопольного рынка.
|
|
Условно принято разделять олигопольные рынки на два типа в зависимости от того, как взаимодействуют друг с другом его участники: кооперированная олигополия и некооперированная олигополия.
При кооперированной олигополии фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или согласуя свои действия каким-либо другим способом.
При некооперированной олигополии фирмы, стремясь к максимизации прибыли, действуют независимо, на свой страх и риск. В соответствии с этим делением классифицируют и модели олигополий.
В качестве примера моделей некооперированной олигополии будут рассмотрены: модель Курно, модель Штакельберга, модель ломаной кривой спроса. Примером модели кооперированной олигополии служат: модель картеля и модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство). Модель теории игр будет рассмотрена в отдельном разделе и раскроет механизм стратегического выбора фирм между кооперированной и некооперированной олигополиями.
Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий
Рассмотренные нами модели поведения олигополистов предполагают, что цены фирм выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию — по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценам.
|
|
Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:
· тайные соглашения;
· молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);
· передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.
Вместе с тем на олигополистическом рынке существует целый ряд факторов, препятствующих координации цен на монополистически высоком уровне.
Факторы, препятствующие ценовой координации:
· вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;
· нестабильность отраслевого спроса;
· технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;
· изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;
· крайняя дифференциация продукции;
· частое изменение продукции;
· появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.
Неценовая конкуренция
Жесткость цен в условиях олигополии заставляет фирмы делать основной упор на неценовую конкуренцию. Даже имея преимущества по издержкам, олигополисты не стремятся использовать понижение цен для привлечения новых покупателей.
Во-первых, снижение цены у одной из фирм может вызвать ответную реакцию у своих конкурентов.
Во-вторых, неценовые преимущества фирмы труднее скопировать, они имеют более длительный эффект.
К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:
· усиление дифференциации продукции;
· рост качества обслуживания покупателей;
· качество и технические характеристики самого изделия;
· условия кредита;
· стиль и дизайн;
· долговременность использования и срок гарантии;
· реклама и стимулирование сбыта;
· расширение номенклатуры продукции