Газы, добываемые на целом ряде месторождений России, состоят в основном, из углеводородов метанового ряда с некоторыми примесями агрессивного действия.
Основной причиной возникновения коррозии является наличие в газе агрессивных компонентов (СО2, H2S) и органических кислот – муравьиной, уксусной, масляной, пропионовой и др.
В добываемых газах, кроме этого, содержатся также водяные пары, усиливающие при конденсации действие агрессивных компонентов. Следовательно, коррозионный процесс в такой сложной по составу среде может протекать весьма своеобразно, а размеры будут зависеть от ряда факторов.
Наибольшее влияние на процесс коррозии внутренней поверхности трубопроводных систем оказывает концентрация в газе двуокиси углерода, сероводорода, органических кислот, а также высокая температура, давление и скорость движения газожидкостного потока.
Углеводородные компоненты (метан, этан, пропан и др.) заметного влияния на коррозию не оказывают. При повышении давления скорость коррозии в присутствии агрессивных компонентов, как правило, увеличивается. Это объясняется тем, что с повышением давления растет концентрация агрессивных компонентов в единице объема водного конденсата, что увеличивает весовое количество в объеме воды и, следовательно, воздействие этих компонентов на единицу поверхности металла.
|
|
Высокая скорость движения газа распределяет конденсирующуюся из газа влагу на внутренней поверхности тонким слоем, а в тонких слоях коррозионный процесс заметно увеличивается. Кроме того, высокая скорость газа разрушает образовавшиеся защитные пленки, а также приводит к повышенной коррозии на углах поворота трассы.
Ингибиторы коррозии и их защитные процессы
Защитное действие ингибиторов (замедлителей) от коррозии было обнаружено еще в 1914 г., но самое широкое применение получили в 70-ые годы во всех отраслях промышленности. Ингибиторы широко применяются как для защиты черных, так и цветных металлов.
Универсальных ингибиторов не существует, в связи с этим ингибиторы должны подбираться в каждом конкретном случае, в зависимости от характера коррозионной среды.
Для рассмотрения механизма ингибирования рассмотрим взаимные процессы коррозии и защиты