Моделирование, экономико-математические методы, социологические исследования, эксперимент и др

Моделирование (от французского слова modele - аналог, отображение, описание, образ, математическое выражение) - проведение исследований экономических явлений и процессов посредством создания моделей объектов, которые могут быть построены в форме формул, числовых выражений, таблиц (матриц), графов, логических выражений (например, блок - схема алгоритмов и программ расчетов) и др.

Сущность его состоит в создании такого аналога изучаемых явлений, процессов и предметов, в котором бы были отражены важнейшие их особенности, внутренние структурные и причинно - следственные взаимосвязи, закономерности и условия развития, а также исключены несущественные свойства.

Экономико-математические приемы при моделировании - инструментарий, позволяющий создавать адекватные изучаемому объекту (процессу, явлению) формализованные модели и получать ответы на поставленные перед исследованием задачи. Экономико-математические приемы можно условно разделить на:

приемы математической статистики (теория индексов и др.);

приемы принятия оптимальных решений (математическое, включая линейное, дробно-линейное, нелинейное, параметрическое, дискретное, стохастическое, а также динамическое программирование), сетевые приемы планирования, теория игр, теория массового обслуживания, теория управления запасами ресурсов;

приемы экспериментального изучения экономических явлений (методы машинной имитации, деловые игры и т.п.).

Социологический метод исследования - это изучение сущности явлений и процессов, происходящих в действительности через респондентов. Социологический метод исследований используют в ситуации неопределенности значимости фактов, влияние которых не возможно выделить обособленно и оценить их роль в изучаемой проблеме на основе существующих точных методов, при изучении массовых явлений и экономических процессов в социальной жизни общества.

При проведении исследований основными источниками информации являются текущий учет и отчетность учреждений и организаций, а также статистические данные. Кроме того, дополнительным источником информации могут служить социологические обследования, с помощью которых изучается общественное мнение по определенным вопросам экономики и управления производством.

При проведении социологических исследований используются следующие приемы: анкетирование, интервьюирование, интервью - анкета. Каждый из них отличается от других по степени информационного взаимодействия интервьюера и интервьюирующего.

Таким образом, социологический метод исследования - это изучение мнений людей по определенной проблеме и разработка на его основе практических мероприятий по ее решению.

Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция самого исследователя.

Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценивать, например при изучении явления «А» (занятие по ручному труду), которое может протекать в разных условиях.

Экспертный метод - это решение задач на основе суждения (мнения) высококвалифицированных специалистов в соответствующей области знаний (наука, техника, экономика и т.д.). При экспертной оценке событий (явлений) необходимо: четко сформулировать цель исследования; правильно определить время свершения событий; разработать организацию опроса (интервью) и анкетирования; сформировать группу экспертов; обеспечить взаимную независимость их суждений, отсутствие авторитета должности или личности, влияющих на выбор альтернатив, и обобщить полученные результаты.

32.Функции менеджмента (планирование, организация, мотивация, контроль).

Функции менеджмента – виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Планирование - функция управления, определяющая цели и задачи деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Организация - обеспечение всем необходимым для нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.

Мотивация - побуждение эффективно трудиться для достижения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создание условий для проявления творчества. В современной теории управления этой стороне дела придается большое значение

Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов работы. На основании его данных производится корректировка ранее принятых решений и нормативов.

Планирование. Планы: 1) стратегическими, долгосрочными (на 5 и более лет); 2) тактическими, среднесрочными (от 1 года до 5 лет); 3) оперативными, краткосрочными (на 1 год и менее). Планы: проблемные, комплексные, локальные. Стратегия – комплексный план, предназначенный для обеспечения осуществления миссии организации и достижения ее целей.

Организация - процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать специфическим, целенаправленным образом; процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей организации и (или) личных целей. (Теории мотивации – Маслоу, Макклеланд, Герцберг, Врум, справедливости, Портера-Лоурера).

Контроль – количественная и качественная проверка результатов деятельности, выполняемой посредством остальных функций, обеспечение достижения целей организацией. Виды контроля: 1. Предварительный контроль осуществляют до начала деятельности организации с целью проверки его готовности к предстоящей работе. 2.Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе производственно – коммерческой деятельности и включает: 1. Оперативный контроль 2. Стратегический контроль 3 Заключительный (итоговый) контроль.

Координация - регулярное и оперативное воздействие руководителя на сотрудников путем установления рациональных* связей между ними, осуществляемое с целью добиться от них согласованной и слаженной работы в процессе достижения целей и выполнения задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: