double arrow

Социологические исследования СМИ

1

Социологическое исследование - способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении.

Социологическое исследование СМИ – выясняет отношение между обществом и СМИ и охватывает разные средства СМИ.

Объект социологических исследований СМИ – все СМИ, причем они могут изучать как отдельные каналы, так и систему СМИ в целом.

Социологические исследования СМИ выполняются как по подписке, так и по заказам различных компаний. В основном социологических исследования СМИ интересны рекламодателям, государство сейчас исследования СМИ практически не финансирует.

Основанная проблема при проведении социологических исследований – проблема возврата информации, т.к. никогда нельзя точно узнать правильно ли ответили на вопрос респонденты, и подсчитать их количество. Даже при наличии качественной выборки респондентов всегда есть перекос. Социологические исследования могут быть:

- Качественными – направлены на выяснение способов суждения людей (фокус группа)

- Количественными – измеряют статистические показатели.

Методы социологических исследований - способы построения и обоснования социологического знания. Методы социологических исследований включают:

- методы сбора информации: наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент и др.;

- методы обработки и анализа данных: факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный анализ, ранжирование, шкалирование, индексирование и т.д.;

- методы построения теории: дедуктивный, индуктивный, сравнительный, причинный, структурно-функциональный, генетический, идеографический и др.

"Общественное мнение". Термин возник в Англии и с конца 19 века стал активно использоваться в науке. Он несет, по крайней мере, две смысловые нагрузки: во-первых, это социальный институт, специфический механизм принятия решений на различных уровнях жизни общества, во-вторых, это суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу различных событий, явлений общественной жизни. Предметом общественного мнения служит любое событие, действие, факт в сфере экономики, политики или культуры, которые хотя бы на короткое время приобретают общественную значимость. Это может быть принятие закона, смена должностного лица, введение или отмена налога, художественная выставка, публичное выступление какого-либо лица, шаг или жест "первой леди" и т.п. Данное событие может иметь как общенациональный, так и локальный резонанс. Общественное мнение, кроме того, всегда формируется в рамках тех или иных социальных общностей: территориальных, возрастных, профессиональных и других.

"Общественное мнение" как термин почти всегда несет в себе элемент неопределенности именно в том смысле, который придавал ему в физической теории Вернер Гейзенберг, введший это понятие в научный оборот. Действительно, есть не так уж много вещей в мире социальных явлений, по поводу которых люди имеют вполне определенные, устойчивые взгляды, да и то суждения о них, как правило, выходят за пределы того, что обычно называют общественным мнением. Это представления и взгляды, отражающие принципы, ценности, нормативные высказывания. В большинстве же случаев мнения людей носят весьма приблизительный, условный характер и в значительной мере зависят от способа выявления этого мнения и контекста. Общественное мнение - всегда в той или иной степени оценка фактов общественной жизни, в нем выражается то или иное отношение к ним, и в этом смысле общественное мнение всегда неоднородно, дискуссионно, что дает повод вообще усомниться в существовании объективного критерия для определения данного понятия.

Наконец, необходимо отметить фундаментальное свойство общественного мнения: оно не имеет естественного механизма самообнаружения. В качестве механизма его выявления выступает социологическая исследовательская процедура. Мы привыкли к тому, что общественное мнение бывает представлено в виде результатов социологических опросов, и, кажется, забыли, что в другом виде оно просто не имеет репрезентации. Действительно, того, что мы обозначили вначале как суждение, разделяемое более или менее широким кругом людей по поводу тех или иных событий в обществе, в реальности просто не существует. Конечно, в сознании каждого конкретного индивида может существовать то или иное мнение по данному поводу. Точно так же в рамках некоторой социальной общности это мнение может иметь тенденцию к усреднению. Вот эту "среднюю" величину и обнаруживают социологи. Таким образом, можно утверждать, что общественное мнение в том виде, в котором мы привыкли его представлять, есть в значительной степени продукт применения социологической исследовательской процедуры, в создании которого принимает участие не только субъект, носитель общественного мнения, но и его исследователь.

Что исследователь может спросить у респондента? В каких смысловых структурах может быть зафиксировано общественное мнение? Б.А.Грушин выделяет три компоненты общественного сознания:

- рефлексивная компонента выражает информативную сторону сознания; в ней отражается знание, представление человека о мире;

- оценочная (эвалюативная) компонента выражает оценки, отношение человека к миру, событиям и процессам в нем;

- практическая компонента отражает деятельное, практическое отношение человека к действительности.

Общественное мнения является формой общественного сознания, в которой выражена наряду с другими непосредственно оценочная компонента. Тем не менее нельзя сводить общественное мнение, как это часто делается, лишь к выражению оценок, отношения к тем или иным сторонам действительности. В общественном сознании все три компоненты, естественно, не разделены перегородками, и любое высказывание может нести все три из них в разной степени выраженности.

МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ЖУРНАЛИСТИКЕ: количественные: опрос (интервью), качественные: эксперимент, наблюдение, контент-анализ.

Методы социологических исследований в журналистике:

Выборка исследования;

Социологический мониторинг рынка журналистских услуг;

Формирование актуального перечня направлений журналистской работы

посредством мониторинга;

Биографический метод социологии;

Практические советы к разработке анкеты;

Виды интервью, построение беседы;

Способы анализа эмпирических данных;

Работа со статистикой, компьютерные программы обработки данных;

Социология личности в социальной работе журналиста;

Стратификационная структура современного общества;

Социологические методы сбора данных: наблюдение, документальные источники, анкетные опросы и интервью, некоторые психологические процедуры в настоящее время являются для профессиональных журналистов нашей страны и мира в целом основой для проведения расследований и достоверного раскрытия фактов.

Принципы социологического мониторинга рынка журналистских услуг позволяют рассматривать программу как пособие для формирования актуального перечня направлений журналистской работы.

Биографический метод социологии, являясь составным звеном, представленным в программе, дает ряд преимуществ журналистам, владеющим этим методом. Практические советы к разработке анкеты, виды интервью, построение беседы и способы анализа эмпирических данных позволяют студентам, проходящим курс, глубже вникать в контекст событий.

Социологические исследования виртуальной журналистики:

Работа журналиста в Интернет-форумах;

Социальные адресные обращения журналиста в сети;

Моделирование общественного мнения в Интернет-аудиториях через

социологически обоснованные журналистские расследования;

Разработка стратегий социальной работы в интернет;

Теория, согласно которой, СМИ выполняют функцию формирования повестки дня. Задавать людям фокус, говорить о том, о чем нужно говорить.

Несколько методик по получению инфо об аудитории:

  1. индустриальные исследования: интерес их ограничивается городами, в Росси большая часть аудитоии остается вне поля исследования. Опрос (по разным признакам: возраст, пол, место жительства и тд), исследование привычек референтной группы, ПА. Синдицирование – исследование груупп, обслуживающих определенные отрасли: массовые опрос по пмж (выборка территориальная)
  2. специальные исследования. Мб онлайновые, но 100% эффективность только в исследовании интернета. Офлайн – специальные программы, которые устанавливаются на средства передачи инфо, которыми пользуется чел.
  3. Редакционные – опрос: тематика, контент.

В конце 80-х на Западе уже сложилась практика постоянного измерения и контроля аудитории СМИ. У нас этого не было.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: