Виды дивизиональных структур

Дивизиональная (от англ. division — подразделение) структура стала завоевывать популярность во многих развитых странах в середине XX в. Западные фирмы интенсивно переключились на децентрализацию управления, предоставляя оперативно-хозяйственную самостоятельность производственным единицам.

Дивизиональная структура представляет собой "скоординированную децентрализацию", вырастает из департамезации, в которой за основу берется какой-то конечный результат: продукт, потребитель или рынок. Подразделения-дивизионы (стратегические бизнес-подразделения СБП) имеют значительную производственно-хозяйственную самостоятельность при отсутствии статуса юридических лип.

Методология построения линейно-штабной и шахтной структур отличается от дивизиональной. Если первые строятся по принципу «слоеного пирога», когда на каждую из функций (линейную или штабную) наслаивается система служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу, то при дивизиональной структуре эти «шахты» как бы «вырастают» до уровня производственных отделений и получают кроме линейной еще и автономную функциональную структуру (планирование, маркетинг, финансы и т.д.), которая позволяет им взять на себя ответственность за разработку, производство и сбыт продукции.

В результате верхний эшелон управления организации высвобождается для решения стратегических задач

Дивизиональная структура управления

Иерархические структуры отличаются наличием большого количества уровней управления. Нередко их число достигает восьми. Такие многоуровневые систем создаются в связи с необходимостью координации различных подразделений и расширения статуса руководящих работников. Иерархический стиль привел к типичному расчленению управления на три основные сферы — внутрифирменную, сбытовую и продуктовую.

Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по обще корпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок и т.п. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).

Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а руководители, возглавляющие производственные отделения. Структуризация организации по отделениям проводится, как правило, по одному из трех критериев: выпускаемой продукции или предоставленным услугам (продуктовая специализация), ориентации на потребителя (потребительская специализация), обслуживаемым территориям (региональная специализация). Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения стали рассматриваться как «центры прибыли», активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.

В то же время девизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т.д. Дублирование функций управления на разных уровнях в итоге привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата. В самих производственных отделениях управление строится по линейно-функциональному типу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: