Развитие структур управления хозяйственных организаций

Учитывая имеющиеся недостатки в структурах, известные американские экономисты Т. Питерc и Р. Уотермен в книге по менеджменту «В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний» (1986) предложили «гибридную» альтернативу всем этим формам, которая, по их мнению, должна отвечать трем главным требованиям: эффективности, регулярному обновлению и профилактики против «окостенения». Результирующая форма организации должна опираться на три «столпа» (опоры), каждый из которых отвечает одному из трех основных требований. Для того чтобы реагировать на требование обеспечения эффективности, имеется «столп устойчивости», чтобы осуществлять регулярное обновление — «столп предприимчивости», а преодолевать процесс «окостенения» и застоя — «столп ломки привычек».

Анализ организационных структур показывает, что любая управленческая система должна создаваться на базе принципа многоаспектности. Лишь с помощью такой системы предприятию удается эффективно контролировать сложные рынки и рационально использовать ресурсы. При выборе многоаспектной системы управления разработчики должны ориентироваться на компетентность сотрудников организации и умение их работать в условиях сложной экономической ситуации.

У многих предприятий мало шансов выжить в будущем в их современном виде. Создатели западных управленческих систем подвергаются критике с разных позиций. Считают, что разработанные ими в годы благоприятной экономической конъюнктуры организационные структуры имеют разного рода излишества, которые снижают конкурентоспособность предприятий. Недостатки этих систем являются основной причиной рыночных неудач, так как они ориентированы не на внешнюю обстановку, а на внутренние проблемы. Громоздкие управленческие структуры возникали на вызов сложных, неоднородных рынков. Многоаспектный менеджмент с одновременным охватом проблем в области товара, технологии, клиентуры, регионов и других реализовывался с помощью дорогостоящей «сложной архитектуры» организационных построений. Каждый дополнительный иерархический уровень неизбежно вытекает из классической конструкторской формулы «многоаспектность требует сложности».

Разработка и внедрение новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используют самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Специалисты называют следующие требования к формированию будущих эффективных структур управления: сокращение уровней управления и размеров предприятий и укомплектование их более квалифицированным персоналом, быструю реакцию на изменения, создание условий для гибкой комплектации продукции и минимизацию запасов, организацию текущей работы, выдачу гарантий на запросы потребителей покупать лишь безупречную, высококачественную продукцию.

Трехстолповая модель развития организации

Уже в ближайшем будущем произойдет утверждение «сервисной экономики», что обеспечит процветание фирм с адекватной организационной структурой управления. Ученые должны опережать события и серьезно заниматься разработкой сервисных организационных структур, а также структур для бюджетных и внебюджетных организаций и малого бизнеса, чтобы предложить организаторам и менеджерам более современные структуры управления. Очевидно, что уже в начале XXI в. все коммерческие и некоммерческие организации столкнутся с большим разнообразием структур, где каждая из организаций может выбрать себе ту, которая будет отвечать ее потребностям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: