Цели:
1. Формировать понятия «слово», «слово-предмет»;
2. Формировать понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы.
3. Учить задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы.
4. Закрепить понятие «ряд».
5. Развивать внимание, память, мышление.
6. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.
Оборудование: предметы ближайшего окружения (одушевленные, неодушевленные), предметные и сюжетные картинки, карточки- символы слов-предметов, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент (см. занятие 4).
2.Упражнение «Подумай и ответь»
— Что нас окружает? (Предметы.)
- Что мы произносим, когда называем предметы? (Слова.)
- Как называются эти слова? (Слова-предметы.)
3.Упражнение «Сосчитай, не ошибись».
Послушайте и сосчитайте, сколько слов я произнесу.
Произнести 1 (2, 3, 4, 5) слово.
4.Упражнение «Подумай и скажи».
Попросить детей произнести 1 (2, 3) слово, которое обозначает предмет.
5.Упражнение «Живое — неживое».
Сообщить детям, что предметы делятся на живое и неживое. Затем назвать предметы и попросить угадать, про какие можно сказать «живое», а про какие — «неживое».
Попросить детей самостоятельно найти в группе и назвать живые и неживые предметы. (Мальчик, девочка, дети, логопед, воспитатель, стол, стулья и т.д.)
6.Упражнение «Кто это? Что это?».
Про каждый предмет можно спросить. Слушайте, как я буду спрашивать про предметы, и отвечайте одним словом.
Логопед показывает на стол (стул, шкаф и т.п.) и спрашивает: «Что это?»
Затем логопед задает вопросы:
- Про какие предметы я спрашивала? (Про неживые.)
- Как я спрашивала про эти неживые предметы?
Уточняет:
- Про неживое мы спрашиваем: «Что это?»
- Слушайте, как я буду спрашивать про живые предметы.
Отвечайте одним словом.
- Как я спрашивала про живые предметы?
- Про живое мы спрашиваем: «Кто это?»....
- Вывод: про живое спрашиваем «кто это?», про неживое - «что это?».
Обозначать слова-предметы живые будем символом (человечек), неживые - (квадратик).
7.Физкультминутка.
Игра «Живое — беги, неживое — замри».
Дети бегают врассыпную по группе, а логопед называет предметы: живые - дети продолжают бегать, неживые - останавливаются.
8.Игра «Найди свою команду ».
У детей картинки с изображением живых и неживых предметов. Справа на доске прикреплена карточка с символом «человечек», а слева - с символом «квадратик». По сигналу логопеда дети ищут свою команду.
9.Игра «Вопрос - ответ».
Дети делятся на пары. Уодногоребеика картинка с изображением живого, а у другого с изображением неживого предмета.
Играющие по очереди спрашивают про предмет, изображенный на своей картинке. Партнеры отвечают на вопрос.
10.Итог занятия.
На дом: задание 5.