Анализ организационных нововведений

Большое внимание в процессе реорганизации при осуществлении восприятия нововведений уделяется проблемам оценки ("диагностики"): организационной структуры, хода процесса преобразований, определяющих его факторов и достигнутых результатов, - а также проблемам оргпроектирования. Фактически, это два (из трех) взаимосвязанных этапа процесса преобразования оргструктуры: этап диагностики служит для уточнения и лучшего понимания стоящей проблемы (или программы), а также для выявления потенциальных областей развития организации; этап оргпроектирования - для исследования альтернативных решений путем анализа множества политических курсов, возможных для организации, с учетом наличия ресурсов и целей организации; этап развития (изменение оргструктуры за счет проведения в жизнь одного из политических решений

Из известных процедур оргпроектирования можно отметить групповые процедуры принятия решений (в том числе методы "мозговой атаки", известные кружки контроля качества и т. п.), экспертной анализ (включая методику Делфи и другие методы систематизированной экспертной оценки), использование консультантов и др., каждая из которых заслуживает отдельного разговора. К преимуществам оргпроектирования можно отнести следующее: повышение инновативности (инновационной гибкости) организаций за счет облегчения организационных перестроек, совершенствования процедур решения проблем и принятия решений; повышение ответственности персонала организаций за эффективность проведения программы преобразований и, как средствие, процесса восприятия нововведений; обеспечение руководства организации новыми, более эффективными средствами и методами организации и управления. Среди недостатков можно назвать увеличение затрат средств, времени и сил персонала, возможное "чрезмерное" сужение власти руководителей

С целью проведения мероприятий по оргпроектированию предлагалось немало процедур, методик, моделей. Одна из них - обобщенная модель в форме "куба", три измерения которого носят красноречивые названия:

1) "диагностируемая проблема" (цели, планы, средства коммуникации, культура, климат; лидерство; структура власти; решение проблем; принятие решений, разрешение конфликтов, определение ролей и др.);

2) "уровень" (индивидуум; ролевые функции; малые группы; межгрупповые взаимоотношения; организация в целом);

3) "метод вторжения" (обучение; консультации по процедурам; наставничество; обратная связь; решение проблем; разработка планов; создание спецгрупп; технико-структурная деятельность).

Использование этой модели предполагает наличие 360 (9 х 5 х 8) возможных комбинаций (из которых, разумеется, не все реализуемы), позволяющих классифицировать все множество мероприятий по оргпроектированию

В качестве необходимого элемента процессов оргпроектирования выступает оценка методов, и результатов этой деятельности. Предложен целый ряд моделей, описывающих такого рода процесс. В одной из них рассматриваются три взаимосвязанных аспекта процесса оценки процедур и результатов оргпроектирования:

1) оцениваемая цель (отбор ситуационных факторов и переменных);

2) оценивающий субъект (роли и цели);

3) процедура оценки (тип преобразований, методологические подходы, временные факторы.

Кроме того, модель позволяла предложить оценку проведенного исследования и дать рекомендации на будущее относительно методики и процедур проведения аналогичных работ.

Для повышения эффективности оценки были предложены следующие принципы:

1) отбор переменных для измерения и контроля ("инструменты" и эмпирические результаты);

2) использование разнообразных стратегий исследования (например, анкетные опросы, обследования, анализ статистических данных, интервью, эксперименты и т. п.);

3) оценка различных типов преобразований (в системе коммуникаций, восприятия, удовлетворенности и др.);

4) использование данных (для принятия решений или для проведения исследований);

5) оценивающий субъект (внутренний, внешний - по отношению к организации, специализированная служба и др.). Подводя итоги, можно отметить, что оргпроектирование является ценным инструментом в руках исследователей и практиков, поскольку оно дает возможность не только определять необходимые направления, глубину, масштабы и темпы перестроек, но и позволяет активно и направленно вмешиваться в эти процессы и управлять ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: