Теории фирмы: традиционная, поведенческая, эволюционная

Фирма – один из субъектов рыночной экономики. В своей деятельности она руководствуется интересами, определяющими её поведение для достижения целей. Эти цели по разному рассматривают различные теории фирм. Традиционная теория (теория максимализации прибыли). Эта теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимализации прибыли. Основывается на 2х преположениях: 1. Собственник осуществляет ежедневный операционный контроль и управление фирмой. 2. Единственное желание фирмы – максимизировать прибыль, это достигается при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Фирмы обычно не оспользуют марджинальный подход к оценке своей деятельности, т.к. подсчёт предельных издержек и дохода сложен, сложно выяснить динамику кривой спроса на продукцию фирм под воздействием эластичности спроса по ценам и доходам. Также в современной рыночной экономике собственник обычно привлекает для управления менеджеров. Поэтому эта теория не в состоянии в соответствии с реалиями объяснить поведение фирмы. Менеджериальная теория. 1. Оперативное управление осуществляется не собственником, а профессиональным менеджером. 2. Цель менеджера – максимизация объема продаж и поступающего дохода. Такой подход отражает современную реальность, т.к. в условиях АО владельцы акций являются лишь формальными собственниками, а управление перепоручается менеджерам. Эта теория реалистична, т.к. зарплата менеджера прямо зависит от торговой выручки. С ростом торговой выручки статус менеджера повышается, т.к. это позволяет внедрять новые методы, расширять её штат. Максимизация роста фирмы Общей целью фирмы является максимизация роста фирмы, менеджеры стремятся к этому, чтобы повысить свой статус и зарплату. Собственники преследуют цели личного обогащения, стремятся к росту активов. Норма нераспределённой прибыли: вся прибыль фирмы распадается на две части, одна выплачивается в виде дивидентов, другая остаётся нераспределённой и образует фонд развития производства. Отношение нераспределённой части прибыли к распределённой образует норму нераспределённой прибыли, или норму удержания прибыли. Если менеджеры будут распределять большую долю прибыли в виде дивидентов, акционеры будут довольны, рыночный курс акций будет расти, что предохранит фирму от скупки акций конкурентами. Низкая норма накоплений не будет давать возможности для роста фирмы. И наоборот, если менеджеры основную часть прибыли оставят нераспределённой, то дивиденты будут низкими, акционеры недовольны, но возможность для роста фирмы увеличивается. В этом случае акционеры могут начать продавать акции, их курс начнёт падать, появится угроза поглощения фирмы конкурентами. Задача – удерживать максимальную прибыль при достаточной выплате дивидентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: