Всеобщая декларация прав человека

Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

15 Конве́нция ООН о права́х ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали[1]. Основным документов защиты прав детей является «Конвенция о правах ребенка» Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

16 Японское экономическое чудо — историческийфеномен рекордного роста японской экономики, начавшийся с середины 1950-х и продолжавшийся до нефтяного кризиса 1973 года. Рост экономики в период экономического чуда составлял почти 10 % ежегодно, это были самые высокие темпы роста среди развитых стран того времени. Среди причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоениеяпонской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.

Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Японии не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи, последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду,Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США[1][2]. Второй экономикой мира Япония числилась с 1968 года, уступив Китаю в 2010 году[3].

Отличительными чертами японской экономики в период «экономического чуда» были:

· объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции и банков в тесно связанные группы, называемые кэйрэцу;

· взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством;

· гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях;

· активное профсоюзное движение.

Д-р экон. наук Белоусов Андрей Рэмович относит прекращение «чуда» к 1985 году, когда Япония подписала знаменитые Плаза-соглашения (по имени отеля, в котором они подписаны), в результате которых иена ревальвировалась (выросла) в 1,5 раза, а темп экономического роста в Японии упал с 8 % до 2 %[4]. «Четыре азиатских тигра» (англ. Four Asian Tigers, или «Восточноазиатские тигры»,англ. East Asian Tigers, или «Четыре азиатских малых дракона»,англ. Asia’s Four Little Dragons, кит. 亞洲四小龍) — неофициальное название экономик Южной Кореи, Сингапура,Гонконга и Тайваня, демонстрировавших очень высокие темпы экономического развития с начала 60-х до финансового кризиса 90-х годов XX века.

«Азиатские тигры» смогли за несколько десятилетий превратиться из отсталых стран в передовые страны Азии. Этому способствовало несколько факторов, прежде всего жёсткая экономическая политика правительств и помощь развитых стран.[ источник? ]

17 китай - крупнейшая в мире аграрно-индустриальная держава, поэтому главной стратегической целью КНР стал выход на первые позиции в мире по уровню промышленного производства. Для ликвидации отсталости, для повышения уровня ВВП, как совокупного, так и в расчете на душу населения, Китаю необходимо поддерживать достаточно высокие темпы своего развития. «Мотором» экономического роста страны служит внутренне потребление, внутренний спрос, быстрое увеличение колоссального роста страны. Основными источниками роста являются: трудовые ресурсы и природные ресурсы.

Формирование устойчивого накопительно-инвестиционного механизма в основе которого лежат высокие нормы накопления и инвестирования (в структуре ВВП страны инвестиции составляют около трети, что вдвое превышает аналогичный показатель США). На экономический рост оказывает существенное влияние политика открытости национальной экономики КНР. Китай в очень высокой степени интегрирован в мировую систему мирохозяйственных связей. Он занимает девятое место как ведущий экспортер товаров и 11 место как импортер товаров.

На долю Китая приходится почти 10% глобальных прямых зарубежных инвестиций, а также 40% всех прямых зарубежных инвестиций, сделанных в иностранные страны. Столь высокая доля Китая на мировом рынке инвестиций объясняется довольно своеобразно. Почти 80% всех иностранных инвесторов в экономику КНР - это этнические китайцы (хуацяо), проживающие за рубежом. Хуацяо контролируют больше половины всей экономической деятельности в странах Юго-Восточной Азии. В тоже время прямые зарубежные инвестиции в Китай никогда не превышали 10% совокупных американских зарубежных инвестиций и только 5% зарубежных инвестиций стран ЕС.

Сегодня Китай стал одной из экономических держав, обладающих самым крупным в мире потенциалом развития. Жизнь населения в целом достигла среднезажиточного уровня. Благодаря неустанным работам китайского правительства по усилению и совершенствованию макроконтроля, в последние годы национальная экономика страны сохраняет тенденцию уверенного и динамичного роста. В 2006 г. ВВП Китая составил 21,087 трлн юаней (около 2,7 трлн долл США), прирост достиг 10,7 процентов по сравнению с предыдущим годом.

18Рассуждая о судьбах Латинской Америки, эксперты отмечают, что в последние десятилетия в этом регионе произошли глубокие экономические и политические трансформации, существенно изменившие облик латиноамериканских стран и их место в мире. Фактически общим местом стала констатация снижения влияния США на страны Латинской Америки, возросшая самостоятельность латиноамериканских государств и появление в регионе новых игроков, в первую очередь Китая, стремящегося занять место главного торгового партнера Латинской Америки.

Значительные перемены произошли в экономике стран региона. Если в 1990-е гг. латиноамериканские государства пережили целый ряд экономических кризисов, то в 2000-е гг. они, за некоторыми исключениями, проводят взвешенную макроэкономическую политику и демонстрируют стабильный рост. Свидетельством успешности избранной экономической модели является устойчивость перед лицом глобального финансового-экономического кризиса 2008 г., не оказавшего разрушительного воздействия на страны Латинской Америки. Замедление темпов экономического роста в США не привело к возникновению глубокого кризиса в экономике латиноамериканских стран, поскольку большинство из них сумело диверсифицировать свои внешнеэкономические связи еще до событий 2008 г. Кроме того, сохранение высоких цен на мировом рынке на экспортные товары из Латинской Америки способствовало сохранению экономической стабильности и проведению масштабной социальной политики, позволившей вытащить из бедности десятки миллионов человек.

Внутриполитическое развитие стран Латинской Америки в последние годы также отмечено позитивными тенденциями. Диктаторские военные режимы давно ушли в прошлое: в подавляющем большинстве случаев смена власти происходит электоральным путем, а в некоторых странах демократизация привела к усилению влияния народных масс, ранее исключенных из большой политики. В настоящее время регион политически неоднороден: у власти в странах Латинской Америки можно увидеть представителей всего политического спектра – от леворадикальных до правоконсервативных режимов. Современные латиноамериканские левые, как правило, проводят курс на этатизацию экономики, уделяют повышенное внимание социальной проблематике, а во внешней политике оппонируют США (в первую очередь, это касается леворадикальных режимов, в то время как левоцентристы проводят более осторожную политику в отношениях с Соединенными Штатами). Правые же стремятся к либерализации экономики и общественной жизни и выступают за развитие тесных связей с США.

Отличительной чертой стран Латинской Америки в последние годы стало их стремление к региональной интеграции. Среди множества интеграционных объединений можно выделить УНАСУР, объединивший государства Южной Америки, Тихоокеанский альянс (Мексика, Перу, Чили, Колумбия), отличающийся особым динамизмом в экономической сфере, и Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (СЕЛАК), в который вошли все 33 страны региона, включая Кубу, а США и Канада остались за рамками объединения. СЕЛАК во многом возник как альтернатива Организации американских государств, традиционно находящейся под влиянием Вашингтона. Вместе с тем, интеграционные процессы в регионе осложняет наличие целого ряда объединений, дублирующих друг друга, а также внутренние противоречия участников, зачастую мешающие им создавать зоны глубокой интеграции и более эффективно координировать свои действия, в том числе во время кризисных ситуаций.

Все более явным становится желание латиноамериканских стран активнее участвовать в мировой политике в качестве самостоятельного игрока. Особая роль в этом принадлежит крупнейшей стране Латинской Америки – Бразилии, претендующей на место постоянного члена в Совете безопасности ООН и представляющей регион в БРИКС. Кроме того, три латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия, Мексика) являются членами “Большой двадцатки”. За странами Латинской Америки зарезервировано два места среди непостоянных членов Совбеза ООН (в настоящее время эти места занимают Аргентина и Чили).

Позиции многих латиноамериканских стран во время сирийского и украинского кризиса показали, что они отнюдь не намерены идти в фарватере внешней политики США, а имеют собственную аргументированную точку зрения. В целом, можно констатировать, что большинство государств Латинской Америки заинтересованы в перераспределении глобальной власти в пользу развивающихся стран. В связи с этим они выступают за реформирование мировой финансовой архитектуры и за изменение основ политического регулирования системы международных отношений.

Перемены, произошедшие в Латинской Америке в последнее десятилетие, а также резко изменившаяся международная обстановка, ставят вопрос о необходимости укрепления политических и экономических связей между Российской Федерацией и латиноамериканскими странами. Визит президента РФ В. Путина в регион, состоявшийся 11-16 июля 2014 г., безусловно, будет способствовать решению этих задач.

В целом, отношения между Россией и Латинской Америкой успешно развиваются по целому ряду направлений. Россия взаимодействует с латиноамериканскими странами в целом ряде международных организаций – в ООН, G20, АТЭС, БРИКС, ВТО и в ряде других. У РФ налажены разветвленные политические контакты в регионе, которые необходимо развивать и дальше. Особую актуальность это приобретает в ситуации, когда у Москвы обострились отношения с некоторыми странами Запада и ей необходимо увеличивать число дружественных государств. В Латинской Америке для этого есть значительные возможности: показательно, что когда в ООН был внесен проект резолюции “О территориальной целостности Украины”, осуждающий действия России в Крыму, из 11 стран, проголосовавших против этой резолюции, 4 были из Латинской Америки (Куба, Боливия, Венесуэла, Никарагуа), а многие другие латиноамериканские страны, в том числе и Бразилия, воздержались.

19 Начало 20 века. Большая часть Африки – колонии. Местные жители, участвующие в деятельности, нужной колонизаторам, постепенно цивилизуются. Христианские миссии обеспечивают какое-то образование и медицину. Если бы это процесс пошел дальше, наиболее вероятным сценарием было бы постепенное получение независимости по типу Индии и Бангладеш. В реальности было по-другому. Колонизаторов выгнали, «независимость» получили, в ООН вошли, рекой потекли деньги. На бумаге – для организации нормального хозяйства, кормежки, обучения и медицинского обслуживания населения. На практике – для перекачки на личные счета вождей и покупку оружия, для эффективной борьбы с недовольными. Благодаря медицине (минимальной) и потоку продовольствия (даже на 90% разворовываемого) население выросло очень сильно, а способность прокормить себя – незначительно.

Упрощение миграции породило потоки наиболее энергичной и образованной части населения в развитые страны (Европа, США).

Идеализированные сценарии:
а. Откат к колонизации. Заинтересованные страны (Европа?) получают мандат на управление проблематичными территориями (Сомали, Судан, Эритрея,…) Они организуют производство (разумеется, используя сырье террторий) и налаживают там нормальную жизнь. Плюсы для управляющих стран: доступ к сырью и установление новых рынков сбыта, создание структур с зависимостью от управляющих стран (преподавание на соответствующем языке, использование собственной промышленной и сельскохозяйственной техники). Минусы очевидны – контакт с населением другой культуры, необходимость физического подавления сопротивления.

б. «Консервация континента» Прекращаются все контакты, игнорируются социально-гуманитарные проблемы.
В идеальном случае через 50-200 лет уменьшенное в разы население эволюционно приходит к приемлемому уровню цивилизации.
В более реальном случае – потоки беженцев заполняют сопредельные государства.

20 КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ЛОКАЛЬНЫХ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Рассмотрение известных классификаций и причинно-следственных связей локальных войн и вооруженных конфликтов убеждает в том, что их познание является решающим в осмыслении всей философии такого сложного явления, как военная конфронтация.

Наиболее важными не только для проведения научной классификации, но и выработки единой научной концепции анализа развязывания и ведения локальных войн и вооруженных конфликтов считаются выбор и достоверное определение таких фундаментальных для настоящего исследования понятий (терминов), как "война", "локальная война", "вооруженный конфликт". В трудах отечественных и зарубежных военных исследователей просматриваются различные подходы к их определению и толкованию. Точку над "i" не ставит и военная доктрина.

Поскольку нас интересует классификация локальных войн и вооруженных конфликтов после второй мировой войны, представляется целесообразным определить, какие категории (понятия), принципы, методы и иные параметры необходимо положить в основу исследования.

По-прежнему сохраняют свою значимость такие качественные и количественные показатели локальных войн и вооруженных конфликтов, как масштабы военных действий, формы и способы применения вооруженных сил, социальное содержание, соответствие международным правовым нормам, экологические последствия и т. п.

Авторы считают, что процедура классификации в данном случае должна выполнять предписываемую ей функцию теоретического обобщения конкретного эмпирического материала, накопленного в результате многочисленных исторических исследований.

Соответственно – в основе научной типологии должны лежать объективные критерии, способные выявить наиболее существенные особенности происхождения, развития и основного содержания конфликта, отражающиеся в целях и стратегии его участников, а также комплекс признаков, относящихся к внешним условиям возникновения и развития вооруженного конфликта, к особенностям международной обстановки.

В этом отношении и типология, и критериальная классификация рассматриваемого явления неразрывно связаны между собой в общем познавательном процессе, но определяют различные уровни его обобщения. Если в основе типологии лежат коренные, неотъемлемые свойства локальных войн и вооруженных конфликтов, то цель их классификации состоит в "уточнении" этих свойств на более низком критериальном уровне обобщения.

Для научной классификации локальных войн и вооруженных конфликтов следует также располагать обобщенным определением понятия войны.

По современным военно-теоретическим воззрениям, война – это продолжение политики государства или коалиции государств, народов, наций, классов и отдельных социальных групп с применением средств вооруженного насилия для достижения политических, экономических, военных и иных целей.

Основным содержанием войны является вооруженная борьба, представляющая ведение противоборствующими сторонами военных действий различного масштаба на суше, в воздухе, на воде, под водой и в космосе.

Их цель – разгром вооруженных сил противника или подрыв их боеспособности, завоевание его территории и принуждение правительства враждебного государства (или руководства коалиции государств) к заключению мира.

Наряду с вооруженной борьбой, в войне могут применяться экономические, дипломатические, идеологические, информационно-психологические и другие формы борьбы. Как уже отмечалось, каждой войне и вооруженному конфликту предшествует военно-политический кризис.

Войны классифицируют:

по масштабу – на мировые, локальные и региональные (в зависимости от размаха военных действий и состава воюющих государств);

по продолжительности – на скоротечные и затяжные;

по средствам поражения – с применением ядерного и (или) обычного оружия;

по напряженности – высокой, средней и низкой интенсивности военных действий;

по количеству участвующих государств – коалиционные и одно государство против другого.

Соответствующие типы войн могут быть определены следующим образом.

Мировая война – война крупных коалиций, блоков, союзов государств, в которую прямо или косвенно вовлекаются ведущие страны мира и которая распространяется на все или большую часть континентов, акваторий океанов и морей, воздушное и космическое пространство. Такая война ведется, как правило, с предельно решительными целями, отличается глобальным размахом и ожесточенными формами военных действий, сопровождается огромными разрушениями и многочисленными потерями в вооруженных силах и жертвами среди мирного населения противоборствующих сторон.

Локальная война есть ограниченное по политическим целям и размаху ведения военных действий вооруженное столкновение между двумя или несколькими государствами, затрагивающее их национальные, политические, территориальные, экономические, этноконфессиональные и другие интересы. Отличительными чертами локальной войны являются ограниченный территориальный размах ведения военных действий, участие в ней незначительных по численности войск (сил), применение, как правило, обычных вооружений.

К локальным войнам следует также отнести внутригосударственные и гражданские войны. (В последние годы в отечественной военно-политической литературе нередко вместо термина "локальная война" употребляется термин "региональная война".)

Вооруженный конфликт по своему содержанию, условиям возникновения и развития не представляет того состояния государства и общества, которое называется войной. Для него свойственны пограничные столкновения, вооруженные инциденты и военные акции, которые так же, как и в войне, являются формами разрешения политических, территориальных, религиозных и национально-этнических противоречий с незначительным по масштабам применением вооруженного насилия как внутри одной страны, так и за ее пределами.

Вооруженный конфликт характеризуется относительно длительными боевыми действиями между вооруженными силами (их частями) двух или более государств или, по крайней мере, между правительственными войсками и иррегулярными вооруженными формированиями в рамках одной страны, влекущие за собой боевые потери не менее 1 тыс. человек.

По некоторым подсчетам, около 85% вооруженных конфликтов после 1945 г. носили внутригосударственный характер (из них 95% велись за пределами Европы).

Таким образом, общей характерной чертой для локальной войны и вооруженного конфликта является разрешение возникших противоречий с помощью военной силы. Коренное различие между ними заключается в том, что при ведении локальной войны могут применяться все формы борьбы, она требует использования военно-экономического потенциала страны. Вооруженный же конфликт ограничен только ведением боевых действий, в которых обычно задействована незначительная часть вооруженных сил и экономики государства.

Внутригосударственная война – одна из форм применения вооруженного насилия, направленная против дестабилизации внутренней обстановки, свержения конституционного строя, мафиозных и бандитских формирований.

В основу классификации современных локальных войн и вооруженных конфликтов должны быть положены и количественные показатели: размах и продолжительность военных (боевых) действий; площадь территории, на которой развертывается конфликт; количество вовлеченных в войну государств, привлекаемых войск (сил) и т. д.

В России ведение локальной войны может потребовать использования ограниченной части военно-технического потенциала, причем в основном за счет боеготовых соединений и частей мирного времени. При необходимости требуемая группировка войск (сил) может быть усилена кадрированными формированиями после их доукомплектования. Если же в войне потребуются полное напряжение военной мощи страны, всеобщая мобилизация и перевод экономики на военный лад, то в этом случае речь будет идти о ведении крупномасштабной региональной войны.Таким образом, применительно к условиям такого государства, как Россия, понятию "локальная война" можно дать следующее определение: это война, ограниченная по политическим и военно-стратегическим целям, осуществляемая частью Вооруженных Сил РФ против одного или нескольких государств в небольшом по территории районе (регионе).
21 В начале XXI века регион Ближнего Востоке оказался в эпицентре мировых конфликтов, как воронка втягивающих все большее количество государств и международных организаций. Иракский кризис, переросший в гражданскую войну, затягивающийся конфликт в Афганистане, иранский ядерный кризис, июльская война 2007 года между Израилем и шиитской организацией «Хезболлах» (с центром в Ливане), палестинским движением «Хамас», - все эти факторы усиливают опасность возникновения новых угроз и рисков в регионе.Особенно остро в последние годы стоит проблема ближневосточного урегулирования, состоящая из трех основных компонентов: это израильско-палестинский, израильско-сирийский, израильско-ливанский конфликты, по которым приняты соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН – 242-я и 338-я, а также последующие договоренности.Однако проблемы ближневосточного региона множатся и ни одна не разрешается. Попытки государств, участвующих в их урегулировании выхватить их контекста одну, как ключевой звено, и с ее помощью добиться комплексного разрешения всех, к успеху не приводят. Скорее вызывает обратную реакцию. Так произошло с Ираком. Идеологи американского вторжения в Ирак рассчитывали, что силовая смена режима приведет к общей стабилизации ситуации на «Большом Ближнем Востоке». Но война в Ираке длится не один год и переросла в войну гражданскую и межконфессиональную.Позиция России в течение восьми лет оставалась последовательной - совместно с другими членами Совета Безопасности Россия добивается комплексной реализации ближневосточных проблем. Но в связи с обострением ситуации на палестинских территориях одна из важнейших задач ее ближневосточной политики была сосредоточено на том, чтобы не допустить ещё большего осложнения в палестино - израильском конфликте.В 2002 году Саудовская Аравия выступила с предложением, сформулированным как «мир в обмен на земли». Израиль должен был освободить оккупированные территории. Арабские страны в этом случае должны были признать Израиль, как суверенное независимое государство. Эта формула компромисса, призванная урегулировать проблему «Большого Ближнего Востока» в целом, была признана в качестве основы переговорного процесса со стороны России и других государств, вовлеченных в разрешение этих региональных конфликтов. США выработали соответствующие тактические шаги - «план Митчелла», включающий три элемента – прекращение насилия, восстановление доверия и возобновление переговорного процесса, и «план Тенета» по созданию мер безопасности.Россия в этом процессе сохраняла позиции страны-миротворца, вошла в состав так называемой «четверки», сотрудничая вместе с США, ЕС и ООН. Деятельность «четверки», нового явления в ближневосточном урегулировании с 2002 года, была ориентирована на поиск оптимальных компромиссных путей в разрешение конфликтов, особенно между Израилем и Палестинской автономией. В 2003 году «четверка» международных посредников подготовила «Дорожную карту», одобренную Советом Безопасности ООН. Этот документ получил поддержку со стороны ООН и международного сообщества. Одновременно и в Израиле, и в Палестине усиливалось движение сторонников поиска политического компромисса.Инициатива Премьер-министра Израиля А. Шарона весной 2004 года, предусматривавшая, в частности, вывод израильских поселений и войск из Газы, представляла собой шаг в том же направлении, в котором разрабатывалась «дорожная карта». Однако этот проект ближневосточного урегулирования оказался в реальных условиях неэффективным, кризис миротворческого процесса спровоцировал усиление радикальных исламистских партий и движений в арабских странах.Начиная с 2005 года, ближневосточное направление российской политики получило второе дыхание. Состоялись официальные визиты Президента РФ в Египет, на палестинские территории, в Израиль. Москву посетил сирийский президент Б. Асада, в ходе его визита были подписаны соглашения, повышающие уровень российско-сирийского сотрудничества (особенно в военной сфере). Состоялся также рабочий визит короля Иордании Абдаллы II.Впервые в Москве в мае этого же года было проведено заседание «квартета» («четверки») международных посредников по ближневосточному урегулированию на уровне министров иностранных дел. В рамках 60-й сессии генеральной Ассамблеи ООН состоялось очередное министерское заседание, на котором были подведены итоги эвакуации Израиля из Газы и части Западного берега реки Иордан, намечены шаги по дальнейшему сближению позиции Израиля и ПНА.Напротив, мирная инициатива Ариэля Шарона и насильственный вывод израильских поселений из сектора Газы вызвал раскол в израильском обществе. Палестинское радикальное движение «Хамаз» расценило этот шаг как проявление слабости, капитуляции со стороны официальных кругов Израиля. Последствия оказались непредсказуемыми. В 2005- начале 2006 гг. А. Шарон потерял поддержку даже своих соратников по партии. В Израиле идея мирного компромисса была серьезно дискредитирована результатами выборов в палестинской автономии, когда движение «Хамаз» получило большинство и приступило к формированию своего первого легитимного правительства.США, ЕС и Израиль рассматривали движение «Хамаз» как террористическое, соответственно на первом этапе отказались вести с ним переговоры. Россия же, напротив, предложила начать переговоры, как с партией, легитимно пришедшей к власти и реально контролирующей политический процесс в Палестине. Позиция российского МИД оставалась последовательной – избегать жестких конфронтаций и продолжать вести переговоры, чтобы не допустить эскалации войны в регионе.Военные действия в Ливане, развязанные Израилем против экстремистской группировки «Хэзболлах», расположившей на этой территории свою штаб-квартиру и нелегальные базы, еще более обострила ситуацию. Бомбардировки Израилем ливанских территорий летом 2006 года создали совершенно уникальную ситуацию для мировой истории. Когда одно государство воюет против нелегитимной международной организации на территории другого государства. Конфликт, имеющий долгую историю, остался наполовину нерешенным, хотя и спровоцировал очередной серьезный внутриполитический кризис в Израиле, выразившийся в общественном недоверии к первым лицам государства, принимавшим решение о начале боевых действий в Ливане. В Ливан были введены миротворцы ООН, гаранты прекращения огня, мандат которых ограничивается некоторым контролем над действиями «Хэзболлах».На этом фоне Москва проявила осторожность и послала лишь военно-строительные подразделения для восстановления дорог и мостов. В сентябре 2006 года министр иностранных дел РФ совершил ближневосточное турне (Ливан, Сирия, Израиль, палестинские территории), во время которого вновь подчеркивал необходимость комплексного подхода к проблеме «Большого Ближнего Востока». По его мнению, в корне проблемы лежит неурегулированность палестинских территорий.

22 Серия протестов и демонстраций по всему Ближнему Востоку и Северной Африке стала известна как «арабская весна»[29][30][31][32][33][34], а также как «арабская весна и зима»[35], «арабское пробуждение»[36], «панарабская революция» и «арабские восстания»[37], хотя не все участники протестов считали себя арабами. Хронологически она началась с протестов в Западной Сахаре в октябре 2010, а фактически же она началась с протестов в Тунисе 18 декабря 2010 года после самосожжения Мохаммеда Буазизи в знак протеста против полицейской коррупции и жестокого обращения[38][39]. С успехом протестов в Тунисе волна беспорядков ударила Алжир, Иорданию, Египет иЙемен[40], а затем распространилась и на другие страны. Самые массовые и наиболее организованные демонстрации нередко происходили в «день гнева» — как правило, в пятницу после полуденной молитвы[41][42][43]. Протесты также вызвали аналогичные беспорядки за пределами региона. «Мы, — заявил в середине сентября 2011 г. один из лидеров «Аль-Каиды» Айман аз-Завахири, — на стороне арабской весны, которая принесет с собою подлинный ислам»[44]. По состоянию на май 2012 года, революции привели к свержению четырёх глав государств. Тунисский президент Зин эль-Абидин Бен Али бежал в Саудовскую Аравию 14 января после революции в Тунисе. В Египте президент Хосни Мубарак подал в отставку 11 февраля 2011 года после 18 дней массовых акций протеста, завершив своё 30-летнее президентство. Ливийский лидер Муаммар Каддафи был свергнут 23 августа 2011 года, когда Национальный переходный совет взял под свой контроль Баб-аль-Азизию. Он был убит 20 октября 2011 года в родном городе Сирт, когда НПС взял город под свой контроль. Президент Йемена Али Абдалла Салех 27 февраля 2012 года окончательно оставил свой пост, передав власть новому президенту, избранному на досрочных президентских выборах.В этот период региональных беспорядков некоторые лидеры объявили о своём намерении уйти в отставку в конце своих текущих сроков. Президент Судана Омар аль-Башир объявил, что не будет добиваться переизбрания в 2015 году[45], так же как и премьер-министр Ирака Нури аль-Малики, срок полномочий которого заканчивается в 2014 году[46], хотя с требованием его немедленной отставки проходили всё более агрессивные демонстрации[47]. Протесты в Иордании также стали причиной роспуска двух правительств королём Абдаллой[48][49][50]. Президент Йемена Али Абдалла Салехобъявил 23 апреля, что уйдёт в отставку в течение 30 дней в обмен на иммунитет[51] — предложение, которое йеменская оппозиция неофициально приняла 26 апреля;[52]Салех затем передумал, и йеменское восстание продолжилось[53].Геополитические последствия протестов привлекли всеобщее внимание[54], в том числе возникли предположения, что некоторые протестующие могут быть выдвинуты на Нобелевскую премию мира[55]. Тавакуль Карман из Йемена стала одним из трёх лауреатов Нобелевской премии мира 2011 года как выдающийся лидер Арабской весны.

· Начало волнений ! · Страна ! · Конец волнений ! · Вид протестов ! · Последствия ! · Количество погибших
· 17 декабря 2010 · Тунис · 14 января 2011 · СамосожжениеМохаммеда Буазизи Массовые демонстрации; общенациональный протест; нападения на офисы и владения · Свержение правительства Президент Бен Али и его семья бежали из страны (14 января 2011) · 219[56][57]
· 28 декабря 2010 · Алжир · 24 февраля 2011 · Массовые демонстрации · Президентобъявил об отмене режима чрезвычайного положения, длившегося 19 лет (3 февраля 2011)[58] · 8[59]
· 13 января 2011 · Ливия · 20 октября 2011 · Протесты по всей стране против 40-летнего правления главы Ливии, переросшие вгражданскую войну и интервенцию[60] · Пленение и убийствоМуаммара Каддафи, переход власти кПереходному национальному совету[61][62] · 50.000[63]
· 14 января 2011 · Иордания   · Небольшие протесты · Король Абдалла II распустил правительство (1 февраля 2011) · 2[64][65]
· 17 января 2011 · Мавритания · 17 января 2011 · Самосожжение   · 3[66]
· 17 января 2011 · Судан   · Небольшие протесты,референдум о независимости Южного Судана · Признание независимости Южного Судана. · 1[67]
· 17 января 2011 · Оман   · Протесты, беспорядки · Султан передаст часть полномочий парламенту[68] · 6[69]
· 18 января 2011 · Йемен   · Несогласие правительства с политикой президента[70] Массовые демонстрации[71][72] · Президентподписал Указ о передаче полномочий вице-президенту страны (23 ноября 2011)[73] · 1500 [74]
· 21 января 2011 · Саудовская Аравия   · Самосожжение[75] Демонстрации[76] · Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд, король Саудовской Аравии, пообещал выделить 16 миллиардов долларов на социальные выплаты[77] · 10 [78][79][80][81][82]
· 25 января 2011 · Египет · 11 февраля 2011 · Массовые протесты и восстания · Смена правительства (29 января 2011) Отставка Хосни Мубарака с поста президента (11 февраля 2011)[83] · 887[84][85]
· 26 января 2011 · Сирия · продолжается · Самосожжение, массовые протесты, беспорядки · Президентобъявил об отмене режима чрезвычайного положения, длившегося 48 лет · 100 000 [86]
· 20 февраля 2011 · Марокко · 20 февраля 2011 · Самосожжение, протесты[87] · Марокканский корольМухаммед VIобратился к своим подданным с речью, в которой сообщил о намерении провести кардинальную конституционную реформу.[88] · 9[89][90]
· 1 февраля 2011 · Джибути · 1 февраля 2011 · Небольшие протесты   · 2[91]
· 13 февраля 2011 · Сомали   · Небольшие протесты   · 5[92]
· 4 февраля, 2011 (официально протесты начались 14 февраля) · Бахрейн   · Протесты, беспорядки · Король Хамадобъявил, что государство выплатит 1000динаров (79 500 рублей) каждой семье (11 февраля) · 86 [93]
· 10 февраля 2011 · Ирак   · Демонстрации   · 35 [94]
· 18 февраля 2011 · Кувейт   · Небольшие протесты · Власти Кувейта повысили зарплаты госслужащих, увеличили студенческие стипендии, а также выплатили коренным кувейтцам гранты[95] · 0
26 февраля 2011 Западная Сахара   Небольшие протесты, беспорядки    
27 февраля 2011 Ливан   Небольшие протесты    
Всего погибших: более 150 000        

Тунис [править | править вики-текст]

Основная статья: Революция в Тунисе (2010—2011)

Волнения в Тунисе переросли в революцию, когда 14 января 2011 года президент Зин эль-Абидин Бен Али бежал из страны и осел в Саудовской Аравии.

Алжир [править | править вики-текст]

Столкновения протестующих с полицией в Блиде (Алжир) 8 января 2011 года

Основная статья: Волнения в Алжире (2010—2011)

· 3 февраля 2011 года президент АлжираАбдель Азиз Бутефлика сообщил о начале политических реформ в ближайшее время — снятие чрезвычайного положения (действующее с 1992 года), доступ на радио партий, мирные демонстрации (кроме Алжира)[98].

· Египет [править | править вики-текст]

·

· Танк около площади Тахрир в Каире 29 января 2011 года

· Основная статья: Революция в Египте (2011)

· Основная статья: Государственный переворот в Египте (2013)

· Люди протестуют против плохого качества жизни и требуют отставки президента. 29 января 2011 года президент Хосни Мубаракобъявил о роспуске правительства[101]. 1 февраля в экстренном обращении к народу президент Египта заявил, что не будет участвовать в следующих президентских выборах, которые намечены на осень 2011 года. Глава Египта также высказался в пользу изменения статей 76 и 77 Конституции, в которых прописан механизм выдвижения кандидатуры на пост президента и процедура выборов, а также приведена норма о сроке президентских полномочий[102].

· Международное агентство Moody’s понизило рейтинги Египта по долговым обязательствам с уровня «Ва1» до «Ва2»; также был изменён прогноз по рейтингам: вместо «стабильного» он стал «негативным». По мнению агентства, высока вероятность ослабления налогово-бюджетной политики правительства Египта из-за усилий по преодолению недовольства населения[103].

· 10 февраля Мубарак передал часть президентских полномочий вице-президенту Омару Сулейману[104], о чём сообщил в телеобращении к нации, после чего 11 февраля ушёл в отставку[83]. В дальнейшем он был помещён под домашний арест[105].

· С 1 по 4 декабря 2012 года вновь активизировались протесты Египетского народа против единоличной власти Мухаммеда Мурси. 5-го и 6-го декабря были зафиксированы массовые протесты, стачки и столкновения с полицией с применением «коктейлей Молотова» — бутылок с зажигательной смесью. Жертвами столкновений стали уже четыре человека[106].

· 3 июля 2013 года, после продолжительных протестов в Египте против президента страны, Мухаммеда Мурси, министр обороны Египта Абдул Фатах Аль-Сиси объявил о свержении президента[107] и о приостановлении действия Конституции[108].

· 25 января 2014 года. Не менее 49 человек погибли в Египте в ходе столкновений между полицией и участниками демонстраций, посвященных годовщине революции 25 января 2011 года, передает в воскресенье агентство Франс Пресс

Сирия

Основная статья: Гражданская война в Сирии

На 4 февраля 2011 года в Сирии группой активистов в сети Facebook планировался «День гнева», аналогичный египетскому[134][135].

Однако,президент Башар Асад считает, что его власти ничего не угрожает и у него нет противоречий с оппозицией, так как основные вопросы развития страны в последнее время успешно решаются. В Сирии пять лет (с 2007 до февраля 2011 года) был заблокирован доступ к Facebook, YouTube, Twitter и многим новостным сайтам.[136]20 апреля — Башар Асад официально подтвердил отмену режима чрезвычайного положения, действовавшего в стране 48 лет. По словам оппозиции это были «запоздалые меры»[137].22 апреля по сведениям новостных источников, в ходе разгона самых крупных со дня начала выступлений антиправительственных демонстраций погибло 72 человека[138].С марта 2011 года в Сирии идет непрекращающаяся война. В отдельных СМИ в 2014 году появились утверждения о том, что война уже давно бы закончилась без подпитки извне[139][140]. Основная статья: Гражданская война в Ливии 15 февраля 2011 года в ливийском портовом городе Бенгази ночью были зафиксированы столкновения протестующих с полицией и сторонниками правительства[146]. По данным местных независимых интернет-СМИ, поводом к акции протеста послужил арест одного из правозащитников. Толпа людей вышла к зданию администрации Бенгази с требованием освободить активиста, после чего направилась к центральной площади, где и произошла стычка с полицией, в демонстрации принимали участие 500—600 человек, разъярённые люди метали камни в здание администрации и в полицейских.[147], протестующие скандировали антиправительственные лозунги[148]. Однако призывов к свержению лидера Ливийской революции Муаммара Каддафи, находящегося у власти с 1969 года, не прозвучало.В столице страны Триполи прошли митинги в поддержку Муаммара Каддафи[149][150]. Накануне 213 представителей интеллигенции потребовали отставки Каддафи, мирной смены власти, не преследовать демонстрантов[151]. 17 февраля в городе Аль-Байдапогибли четыре человека сообщили оппозиционные силы[152]. Далее сообщали о 14 убитых, итог дня 17 февраля — 19 убитых[153].Прекратил работу парламент. Контроль над четвёртым по величине ливийском городом Аль-Байда перешёл к протестующим. Город Аль-Байда захвачен оппозицией после того как местная полиция перешла на сторону демонстрантов. Сообщается, что несколько полицейских, пытавшихся разогнать манифестацию, были схвачены разъярённой толпой и повешены. Известно, что город взяли в кольцо правительственные войска[154].Власти Ливии вводили войска, усиленные бронетехникой, во второй по величине город страны Бенгази, сообщало Би-би-си. Очевидцы сообщили, что в этот населённый пункт вошли «несколько» танков, четыре из которых взяли под охрану здание суда. В ряде районов Бенгази отключено электричество, закрыт местный аэропорт. По неподтверждённым данным, часть военных перешла на сторону оппозиции. Ранее сообщалось, что в городе демонстранты поджигают полицейские участки. В ряде городских кварталов шли погромы. По данным правозащитников, за три дня акций протеста в Ливии погибли 84 человека. Такие данные были получены путем обзвона местных больниц и со слов свидетелей.28 февраля 2011 года США приступили к передислокации своих войск, расположенных вблизи ливийской границы. Передислокация затронула военно-морские и Военно-воздушные силы американской армии[155].В Ливии началась гражданская война между сторонниками Каддафи и повстанцами, произошло вмешательство в конфликт международных сил.17-19 октября правительственными войсками Национального переходного совета были взяты последние очаги сопротивления лоялистов — города Бени-Валид и Сирт. М. Каддафи под Сиртом захвачен и убит восставшими.23 октября Переходный национальный совет провозгласил Ливию свободной от режима Каддафи

23 Политическая карта мира — тематическая карта, на которой показаны государственные границы всех стран мира. Её называют зеркалом эпохи, поскольку на ней находят своё отражения все процессы, происходящие в мире на разных этапах развития человеческого общества.

В настоящее время на политической карте 230 стран. При таком огромном количестве возникает необходимость в их дифференциации, которую можно провести, провести на основании различных показателей.

Все страны мира различаются:

· географическим положением;

· величиной территории;

· численностью и национальным составом населения;

· по форме правления;

· по государственному устройству;

· по уровню социально–экономического развития.

Из 230 стран мира, 190 суверенные — политически независимые государства, обладающие самостоятельностью во внутренних и внешних делах. Остальные — несамоуправляющиеся территории, такие как — колонии, протектораты, так называемые заморские департаменты.

На протяжении XX века, число таковых резко сократилось и в настоящее время это небольшиеостровные владения в Карибском море и Океании.

По географическому положению выделяют:

· островные (Индонезия, Япония, Куба);

· материковые (Австралийский Союз, Канада, Китай);

· имеющие выход к морю (Норвегия, Республика Корея, Венесуэла);

· не имеющие выхода к морю (Монголия, Чад, Казахстан);

По величине территории:

· очень большие (Россия, Канада, Китай);

· большие;

· средние;

· небольшие;

· «микрогосударство» (Андорра, Лихтенштейн, Сан-Марино).

По численности:

От крупнейших с населением более 100 млн. человек — до небольших, с численностью менее 1 млн.

По национальному составу населения:

· однонациональные (Япония),

· многонациональные (Россия, США, Китай).

По форме правления:

монархии

· конституционные — Норвегия, Швеция, Великобритания;

· абсолютные — Япония, Саудовская Аравия

· теократические — Ватикан.

республики

· президентские — Египет, Турция, Франция;

· парламентские — большинство стран Западной Европы.

По государственному устройству:

· федеративные — Индия, Россия;

· унитарные — Венгрия, Франция.

По уровню социально — экономического развития:

· экономически развитые страны — Япония, ФРГ;

· развивающиеся — Индия, Мексика;

· страны с переходной экономикой — большинство постсоциалистических стран.

Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.

24 Согласно последним данным сейчас в мире проживает 2,1 млрд христиан, 1,3 млрд мусульман, 900 млн индуистов, 394 млн даосистов, 376 млн буддистов и 1,1 млрд атеистов.

Треть жителей планеты (31,43%) — христиане. Более половины из них принадлежат к Католической Церк­ви (1,15 млрд человек). По сравнению с данными2009 г. (1,166 млрд) их число немного уменьшилось. Тем не менее католицизм является основной религией во многих европейских странах (Франция, Италия, Испания, Португалия, Австрия, Бельгия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Хорватия, Ирландия, Мальта и др.).Всего в 21 государстве Европы католики составляют большинство населения, в Германии, Нидерландах и Швейцарии — половину. В западном полушарии католицизм распространeн во всей Южной и Центральной Америке, а также в Канаде и США. В Азии католики преобладают на Филиппинах и в Восточном Тиморе, большое количество католиков есть во Вьетнаме, в Южной Корее и Китае. На Ближнем Востоке много католиков в Ливане (марониты и др.).В Африке проживают, по разным оценкам, от 110 до 175 млн католиков.

Православие исповедуют около 300 млн человек. В современном мире к странам с большинством православного населения можно отнести: Россию, Украину, Беларусь, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдову, Румынию, Сербию, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, его исповедуют в Эстонии, Латвии, Киргизии и Албании. С конца XX в. одной из зон сравнительно быстрого распространения Православия становятся Африка южнее Сахары, а также Юго-Восточная Азия и Южная Корея. В то же время важно отметить, что Православие присутствует в большинстве стран мира.Примерное число исповедующих протестантизм — 720 млн. Данная конфессия является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом). Каждый день в мире становится на 300 атеистов меньше, зато количество христиан увеличивается ежедневно в среднем на 80 тысяч, причем количество католиков возрастает ежедневно на 31 тысячу. Такая статистика содержится в ежегодном отчете Международного Бюллетеня миссионерских исследований (International Bulletin of Missionary Research), на который ссылается в своей публикации сайт prochurch.info.

Как сообщают СМИ, украинцы становятся одной из самых религиозных наций в Европе. Теперь в нашей стране уже 71,4 % населения считают себя верующими, а значит, мы по этому показателю уступаем лишь католикам Польши, Португалии, Словакии и православным киприотам. Более того, число тех, кто верит в Бога, постоянно растет: результаты опроса Центра Разумкова свидетельствуют, что за десять последних лет общенациональная украинская паства увеличилась на 13 %. Самым религиозным регионом страны остается запад, где сосредоточено 34,5 % всех православных приходов.
25 Исламский фактор играет все более важную роль в современном мире, все активнее воздействует на политику, экономику, международные отношения, затрагивая геополитические интересы всех крупных держав. Многие политологи на Западе рассматривают мусульманский мир как очень влиятельную силу современной международной жизни и одну из опор будущего миропорядка.Возрастание значимости исламского фактора обусловлено рядом причин, к которым относят прежде всего стратегическую важность и размеры исламского мира. На сегодняшний день в Азии, Африке и Европе насчитывается свыше 50 государств, где мусульмане составляют большинство населения, а в 120 странах на всех континентах имеются их общины, многие из которых весьма многочисленны и проявляют высокую политическую и социальную активность. Отмечается постоянный рост миграции мусульман в Европу и Северную Америку.Постоянно и динамично растет численность населения мусульманских стран. Так, если в 1990 году здесь проживало 974, 5 млн человек, то в 2000-м, по прогнозам демографов, их число должно увеличиться до 1 263 млн. Ежегодно население этих государств увеличивается в среднем на 2, 6 проц., при том что в мире этот показатель составляет 1, 7 проц., а в промышленно развитых странах он равен лишь 0, 9 проц. и отмечается тенденция к его уменьшению. Исламский мир является одним из основных источников периодически повторяющихся демографических взрывов. Высокая рождаемость фактически поощряется мусульманским духовенством, а официальные власти, не решаясь идти вопреки канонам ислама, в большинстве случаев не предпринимают шагов по планированию семьи и ограничению рождаемости.Исключительно важную роль играет наличие на территории мусульманских государств крупнейших запасов минерального сырья, прежде всего нефти и газа, имеющих важное стратегическое значение для экономики и военной сферы стран Запада. Причем зависимость последних от поставок углеводородного сырья, главным образом из Ближнего и Среднего Востока сохранится, по всей видимости, еще длительное время.Многие исламские государства стремятся в возможно более короткие сроки освоить и практически внедрить у себя последние научно-технические достижения, в том числе в военной области. Быстрыми темпами идет процесс формирования собственных научно-технических кадров, которые уже в обозримой перспективе смогут самостоятельно проводить НИОКР в отдельных областях.Отмечается постоянный рост военных потенциалов мусульманских государств. Это достигается главным образом за счет приобретения новейших образцов вооружения за рубежом, создания с помощью иностранных специалистов современной военной инфраструктуры. В целом ряде государств все большее внимание уделяется развитию национальной военной промышленности. Некоторые из них стали обладателями ракетного оружия. Просматривается также тенденция к получению ими в свое распоряжение различных видов оружия массового поражения, а Пакистан уже сделал практические шаги по созданию собственного ядерного потенциала.Быстро развивается национальная промышленная база в основных мусульманских странах, причем в значительной степени благодаря использованию новейших технологий.В последние годы отмечается усиление влияния исламских стран на международную политику, с чем вынуждены считаться сегодня крупнейшие державы. В то же время все отчетливее проявляются внешнеполитические амбиции таких стран, как Пакистан, Иран, Саудовская Аравия, Египет, Индонезия и ряда других. Прослеживается, хотя и не всегда достаточно четко, стремление исламских государств к единству действий на международной арене. С этой целью они еще в 1969 году создали организацию "Исламская конференция". С другой стороны, при оценке роста активности исламских стран в мире негативную роль играют попытки отождествлять противоречия по линии "Север - Юг" со столкновением христианства и ислама.Получив в свое распоряжение огромные финансовые средства, мусульманские нефтедобывающие страны смогли осуществлять обширные программы ускоренного экономического и научно-технического развития, оказывать при необходимости материальную и финансовую поддержку другим исламским государствам и различного рода исламским движениям, в том числе за пределами мусульманского мира, вести активную работу по пропаганде идей исламизма в других странах, в том числе в России. Наиболее масштабно подобного рода деятельность ведут Саудовская Аравия, Иран, Пакистан, ОАЭ и Кувейт. Одной из ведущих сил, способствующих распространению исламского экстремизма, стало афганское движение "Талибан". Иностранные специалисты отмечают, что на практике пропаганда ислама зачастую переходит в прямое (тайное или явное) вмешательство во внутренние дела других государств.Значительная часть финансовых средств нефтедобывающих мусульманских стран вкладывается в экономику западных государств, способствуя, с одной стороны, ее развитию, а с другой - создавая определенные элементы зависимости этих государств от исламских доноров. Растет влияние исламского фундаментализма, активизируются экстремистские течения в исламе.К сильной стороне исламского мира, по мнению экспертов, можно отнести то обстоятельство, что он маловосприимчев к западным культурным, морально-этическим и политическим ценностям, а в ряде случаев открыто их отторгает. При этом навязывание последних ведет, как правило, к усилению влияния ислама на широкие массы населения

26Терроризм сегодня превратился в одну из серьезнейших проблем безопасности, с которой человечество вошло в ХХ! столетие. Терроризм и экстремизм в любых формах их проявления все больше угрожают безопас­ности многих стран и их граждан, влекут за собой весьма существенные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое воздействие на большие массы населения, уносят жизни ни в чем не повинных людей.Деятельность террористических организаций в настоящих условиях имеет своей целью не просто обострение и дестабилизацию обстановки в том или ином районе во имя решения каких-то локальных задач, а, в конечном счете - захват или передел власти, территориальный передел, насильственное изменение конституционного строя в тех или иных странах.На нынешнем этапе возрастает многообразие террористической деятельности, которая все больше увязывается с межнациональными и межконфессиональными конфликтами, сепаратистскими и т. н. освободительными движениями, а также с деятельностью организованных формирований, действующих в наркоторговле, нелегальном оружейном бизнесе и в других сферах.Проблемой противодействия терроризму сегодня обеспокоено все международное сообщество и, конечно же, сотрудники правоохранительных органов, осуществляющие непосредственную борьбу с терроризмом.

В конце 70-х годов в советском обществе назревал серьезный социально-экономический кризис. Из-за своего преклонного возраста и хронических болезней, Л. И. Брежнев уже не мог руководить государством. Причины начала перестройки

Свои полномочия он делегировал министрам, которые по собственному усмотрению осуществляли государственную политику. Общество все больше ощущало отсталость СССР от стран Запада, но, к сожалению, в государстве не было лидера, который мог бы инициировать реформы.

Основными причинами являются:

· - Централизация власти в руках Партии;

· - Как следствие, цензура на информацию, отсутствие гласности;

· - Низкая конкурентоспособность советских товаров на мировом рынке, низкая производительность труда;

· - Дефицит товаров на рынке.

В середине 80- х годов пост Генерального Секретаря СССР занял Михаил Горбачев, который в отличие от своих предшественников Черненко и Андропова, не побоялся начать масштабную реформаторскую деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: