Историческое значение и итоги периода перестройки

М. Горбачев, инициировав коренные изменения в системе государственной власти, проигнорировал историческую закономерность: существование любой империи возможно только в условиях жесткого деспотического режима.Период перестройки, который начался с лозунгов социально политического обновления, закончился предоставлением союзным республикам права собственных политических решений, что неизбежно вело к распаду Советского Союза и краху коммунистических идей.Но все же, перестройка была необходима советскому обществу, она вывела его на более выс

окий уровень экономического и социального развития.

28 Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпохуперестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов, чегодобивался Горбачев, и что в реальности мы получили. К концу 1991 года встране имелся гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладалпервый), имелся почти законченный (именно за счет принципиальнойюридической неопределенности в отношении формальных прав собственности)номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократическогокапитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частногокапитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской формправления, республика посткоммунистическая и преддемократическая. Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабныезадачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа,призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойныйуровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь — переход крыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативычастных собственников. За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реальногореформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководствомзаконы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное икооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основкомандно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, какследствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством,прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разныхсоюзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновиднаяполитика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, ростадоходов населения, как и другие популистские меры в экономике — все этопривело к нарастанию в течение 1990—1991 гг. экономического, кризиса встране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалосьпоявлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России/9/. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократическогообщества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальнаясвобода слова, выросшая из политики «гласности», складываласьмногопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из несколькихкандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялосьпреимущественное положение одной партии — КПСС, фактически сросшейся сгосударственным аппаратом. Советская форма организации государственнойвласти не обеспечивала общепризнанного разделения властей назаконодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалосьреформировать государственно-политическую систему страны, что оказалосьвполне по силам новому российскому руководству. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении.Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г.уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышениегосударственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20%до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы встране грозило потерей контроля государства над финансовой системой игиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая моглапарализовать всю экономику /10/. Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличилнеудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло изгосударственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческихмагазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничныецены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не могостановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различнымипотребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный)и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов(по талонам). Люди опасались возможного голода /11/. Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособностиСССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлялболее 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженностьСССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашениепроцентов и др.) уходило 25—30% от суммы советского экспорта вконвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефтиСоветскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продаватьзолотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международныеобязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформастановилась неизбежной и жизненно необходимой /12/.

29 На заре перестройки её зачинателям казалось, что преодолеть неотвратимо надвигавшийся кризис можно с помощью ускорения экономического развития страны. Но предложенный лозунг «ускорения» вёл к движению не только традиционно экстенсивному, бесперспективному, но и во многом опасному: ведь предлагалось ускорять то, что по сути целенаправленно скатывалось в пропасть.

[48].

Количество и масштабы техногенных катастроф, произошедших за небольшой отрезок времени, действительно велики. Кроме того, с начала перестройки в СССР природные и техногенные катастрофы получали большой общественный резонанс, хотя порой с серьёзными задержками вследствие попыток партийных структур скрывать информацию[49]:

· 10 июля 1985 — Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Ташкент—Карши—Оренбург—Ленинград), войдя в штопор, разбился возле города Учкудук(Узбекистан). Погибли 200 человек. Это крупнейшая авиакатастрофа по числу жертв, произошедшая на территории СССР.

· 26 апреля 1986 — Чернобыльская авария — несколько десятков погибших от облучения; более 600 тыс. «ликвидаторов», участвовавших в устранении последствий; 200 тыс. человек были переселены; загрязнены более 200 000 км² территории; из сельскохозяйственного оборота выведено 5 млн га земель. В дальнейшем всплеск генетических заболеваний и уродств у новорождённых, большое количество онкозаболеваний и патологий (как следствие минимум 60 тысяч погибших среди ликвидаторов)

· 31 августа 1986 — гибель парохода «Адмирал Нахимов», 423 погибших

· 3 октября 1986 — гибель АПЛ «К-219», 4 погибших

· 4 июня 1988 — взрыв на железнодорожной станции Арзамас-1, 91 погибший

· 7 декабря 1988 — Землетрясение в Спитаке, 25 000 погибших

· 3 июня 1989 — железнодорожная катастрофа под Уфой, 575 погибших

· 7 апреля 1989 — гибель АПЛ «Комсомолец», 45 погибших

Теракты[править | править вики-текст]

Основная статья: Террористические акты в СССР

· 20 сентября 1986 года — захват самолёта ТУ-134 в аэропорту Уфы.

· 8 марта 1988 года — семья Овечкиных захватывает самолёт Ту-154, выполнявший рейс Иркутск—Курган—Ленинград.

Оценка и методологические подходы к анализу перестройки[править | править вики-текст]

Марксистская теория общественно-экономических формаций, как она интерпретировалась в СССР, исходила из наличия универсальной схемы развития всех стран и народов, которая означала последовательную смену друг другом первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической,коммунистической формаций. При этом каждая последующая формация объявлялась более передовой, чем предшествующая. Эта схема допускала, что те или иные народы могли миновать или не знать ту или иную общественную формацию, но все они так или иначе двигались по заданному пути. Но переход от социализма к капитализму не вписывается в эту схему.События, происшедшие в СССР после 1985 года, привели к тому, что многие из тех, кто придерживался формационного подхода, отказались от него и обратились к поиску иных теоретических подходов к историческому процессу. Те же, кто остались верными этому ортодоксально марскистскому подходу (представители коммунистического инационалистического лагеря), оценили происшедшие исторические перемены как «противоестественные» и прибегают к объяснениям, призванным доказать «искусственный» характер краха социализма в СССР. Они усматривают причину произошедшего в происках США и «агентов влияния» США в самом СССР. Эта теория может быть отнесена к теориям заговора из-за её неспособности признать реальные и глубинные причины событий.По мнению многих представителей западной марксистской мысли, тот способ смены капиталистической формации социалистической, который реализовался в России в начале XX века, не соответствует учению Маркса и находится в вопиющем противоречии с ним. Ярким образцом подобной интерпретации могут служить труды американского социалиста Майкла Харрингтона. Он писал, что Маркс рассматривал переход от капиталистической формации к социалистической как возможный лишь при вызревании всех материальных и духовных предпосылок для этого. Но Октябрьская революция 1917 года в России грубо нарушила этот основополагающий постулат марксизма, и итог был печален: «социализация бедности могла утвердить только новую форму бедности». Вместо преодоления отчуждения трудящихся от средств собственности, политической власти, духовных ценностей восторжествовавший в России режим насаждал новые формы отчуждения, и поэтому Харрингтон определял его как «антисоциалистический социализм». Из этих оценок делается вывод о том, что крах социализма в СССР является последствием попытки перепрыгнуть исторические этапы смены капитализма социализмом, и постсоветские страны должны пройти те этапы «дозревания» до социализма, которые большевики попытались миновать. Более того, такой видный марксистский теоретик, как Карл Каутский, ещё в 1918 г. в связи с революцией в России писал: «Строго говоря, конечная цель для нас не социализм, а уничтожение всякого вида эксплуатации и угнетения, всё равно класса ли, пола или расы… В этой борьбе мы ставим социалистический способ производства нашей целью потому, что при современных технических и экономических условиях он является наилучшим средством достижения нашей цели. Если бы нам доказали, что мы ошибаемся и что освобождение пролетариата и человечества достигается вообще и даже целесообразнее на основе частной собственности на средства производства, как думал уже Прудон, тогда мы отбросили бы социализм, отнюдь не отбрасывая нашей конечной цели. Более того, мы должны были бы сделать это в интересах её. Демократия и социализм различаются не тем, что первая — средство, а второй — цель; оба они средство для одной и той же цели»[50].Идеологи неотроцкисткой британской Социалистической рабочей партии, определявшие социальный строй в СССР как государственный капитализм, в начале 1990-х годов заявляли, что «переход от государственного капитализма к капитализму международному — это ни шаг назад, ни шаг вперед; это — шаг в сторону. Изменение знаменует всего лишь переход от одной формы эксплуатации к другой рабочего класса в целом»[51].Сторонники теории модернизации обращают внимание на то, что советские лидеры невольно признавали западную цивилизацию самой передовой хотя бы в технологическом и экономическом отношении, и поэтому СССР пытался копировать западные технологические и организационные образцы. В ходе же перестройки выяснилось, что возможности реформироваться и обеспечить поступательное развитие на социалистической основе для СССР исчерпаны, и в результате возникла необходимость позаимствовать капиталистические механизмы, а также демократическое устройство государства Оговорку, будто «экономика давно уже вышла на необходимый уровень», никто при этом не проверял и не обсуждал, она была сразу же отброшена — речь шла только о тектоническом сдвиге. Сразу же, ещё через механизм планирования, было проведено резкое сокращение инвестиций в тяжёлую промышленность и энергетику (Энергетическая программа, выводившая СССР на уровень надёжного обеспечения энергией, была прекращена). Ещё более красноречива была идеологическая кампания, направленная на свёртывание оборонной промышленности, созданной в СССР именно исходя из принципа сокращения страданий.Это изменение критерия жизнеустройства противоречило исторической памяти русского народа и тем непреодолимым ограничениям, которые накладывали географическая и геополитическая реальность, доступность ресурсов и уровень развития страны. Согласиться на такое изменение значило отвергнуть голос здравого смысла. (С. Г. Кара-Мурза, «Манипуляция сознанием»)

30 На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

· кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;

· неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;

· массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;

· все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;

· обострение национальных противоречий;

· ослабление центральной власти;

· авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

• территория России сократилась на четверть;

• доступ к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось население России – фактически на половину;

• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

31 Госуда́рственный комите́т по чрезвыча́йному положе́нию (ГКЧП) — самопровозглашённый орган власти в СССР, существовавший с 18 по 21 августа 1991 года. Был образован из первых государственных и должностных лицСоветского правительства, которые выступили против проводимых Президентом СССР М. С. Горбачёвым реформПерестройки и преобразования Советского Союза в новый «Союз Суверенных Государств», который становился конфедерацией, состоящей из части ужесуверенных республик.

Демократические силы, под руководством президента России (РСФСР) Б. Н. Ельцина, отказались подчиняться ГКЧП, назвав их действия антиконституционными, была попытка объявить забастовку. Действия ГКЧП привели к событиям, ставшими известными как «Августовский путч».

С 22 по 29 августа 1991 года бывшие члены распущенного ГКЧП и лица, активно содействовавшие им, были арестованы, но c июня 1992 года по январь 1993 года все они были отпущены под подписку о невыезде[1][2][3][4]. В апреле 1993 началось судебное разбирательство. 23 февраля 1994 года подсудимые по делу ГКЧП былиамнистированы Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации[5][6], несмотря на возражение Ельцина[7]. Один из подсудимых, Валентин Варенников, отказался принять амнистию[8] и над ним продолжился суд[9]. 11 августа 1994 Военная коллегия Верховного Суда России вынесла оправдательный приговор Варенникову[10][11].

Пресс-конференция ГКЧП в здании МИД СССР 19 августа 1991 года
Общая информация
Дата создания 18 августа 1991
Предшествующее ведомство Совет безопасности СССР
Дата упразднения 21 августа 1991
Штаб-квартира СССР Московский Кремль
Глава Геннадий Янаев
Подведомственные органы Кабинет Министров СССР КГБ СССР МВД СССР Минобороны СССР ЦК КПСС

32 Распа́д СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике(народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфереСоветского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года.25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачёв объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял декларацию о прекращении существования СССР в связи с образованием СНГ.

Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их как самостоятельных государств[1].

Восточные славяне, народ русь
Древнерусское государство (IX—XIII века)
Удельная Русь (XII—XVI века); (объединение)
Новгородская республика (1136—1478)
Владимирское княжество (1157—1389)
Княжество Литовское и Русское (1236—1795)
Московское княжество (1263—1547)
Русское царство (1547—1721)
Российская империя (1721—1917)
Российская республика (1917)
РСФСР (1917—1922)
СССР (1922—1991)
Российская Федерация (с 1991)

33 Конститу́ция Росси́йской Федера́ции — высший нормативный правовой актРоссийской Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Вступила в силу со дня официального опубликования 25 декабря 1993 года. Среди прочего упразднилаСъезд народных депутатов России,Верховный Совет России и заменила ихФедеральным собранием Российской Федерации, состоящим из Совета Федерации, в который входило по 2 представителя от каждого субъекта Федерации, и Государственной думы, избираемой народом.

Конституция обладает высшей юридической силой, закрепляющей основы конституционного строя России,государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина[2].

Конституция Российской Федерации, на которой приносили присягу президенты Российской Федерации
Отрасль права: Конституционное право
Вид: Конституция
Принятие: Всенародным голосованием12 декабря 1993 года
Вступление в силу: 25 декабря 1993 года
Первая публикация: Российская газета, № 237, 25 декабря 1993 года
Действующая редакция: 11 апреля 2014 года

34 Его́р Тиму́рович Гайда́р (19 марта1956, Москва — 16 декабря 2009,Успенское, Московская область) — российский государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук.

Один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х в России. В 1991—1994 годы занимал высокие посты вправительстве России, в том числе в течение 6 месяцев был и. о. председателя правительства. Принимал участие в подготовкеБеловежского соглашения. Под руководством Гайдара начался переход от плановой к рыночной экономике, были проведенылиберализация цен, реорганизация налоговой системы, либерализация внешней торговли, начата приватизация.

Один из ключевых участников событий со стороны правительства во время Конституционного кризиса 1993 года и прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета России. Организатор антивоенных митингов во время Первой чеченской войны. Основатель и один из руководителей партий «Демократический выбор России» и «Союз правых сил». Руководитель фракции «Выбор России» в Государственной Думе первого созыва(1993—1995) и депутат от фракции СПС Думы третьего созыва (1999—2003). Принимал участие в разработке Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, законодательства о Стабилизационном фонде.

Основатель и директор Института экономической политики. Автор многочисленных публикаций по экономике, нескольких монографий, посвященных экономической истории России и анализу процессов перехода от плановой экономики к рыночной.Отношение к Гайдару и его реформам противоречиво. Сторонники Гайдара считают, что его реформы в 1992 году предотвратили массовый голод и гражданскую войну, создали основы для будущего роста экономики. Оппоненты Гайдара обвиняют его в различных отрицательных последствиях реформ от падения уровня жизни до сознательного разрушения экономики[3]. Существуют также промежуточные точки зрения, усматривающие в его деятельности как положительные, так и отрицательные стороны. Память Гайдара увековечена указом президента России. Шоковая терапия — экономическая теория, а также комплекс радикальных экономических реформ, базирующихся на этой теории. Эти реформы, как декларируют постулаты «шоковой терапии», «…направлены на оздоровление экономики государстваи вывод её из кризиса». К таким реформам относятся моментальная либерализация цен, сокращение денежной массы и приватизация убыточных государственных предприятий.35 В конце сентября-начале октября 1993 года в России случился политический кризис — кульминация долгого противостояния Бориса Ельцина с Верховным Советом. Депутаты пытались превратить страну в парламентскую республику, а президент готовил для России конституцию, в которой главная роль отведена «первому лицу.Чтобы устранить политических соперников, президент Ельцин отстраняет своего вице-президента Александра Руцкого и издаёт указ №1400, «о поэтапной конституционной реформе», по которому Верховный совет обязан прекратить свою деятельность, Конституционный суд тут же признаёт решения неконституционным и «отрешает» Ельцина от занимаемой должности, назначая временным главой государства Руцкого.
Верховный совет, который по закону может принимать любые решения, засев в Белом доме, отменяет все указы президента и к концу сентября, по приказу Ельцина, вокруг Парламента выстраиваются отцепления военных.
3 октября на улицы выходят сторонники Верховного совета. Пройдя колонной по центру Москвы они подходят к Белому дому и прорывают оцепление. С балкона Парламента выступают Руцкой и Хасбулатов — призывают захватить мэрию, телецентр и Кремль. Захватив московскую мэрию, часть демонстрантов направляется к телецентру. В начале толпа митингует, а позже начинает вооружённый штурм. Тяжёлые грузовики таранят стеклянные стены, ОМОН, охраняющий здание, начинает отстреливаться. Погибнет как минимум 46 человек, в том числе журналисты. Прекращается вещание всех телеканалов, кроме РТР, в эфире которого, политики и журналисты, призывают сохранять спокойствие.
Экс-министр финансов Егор Гайдар призывает выйти на улицу и поддержать Ельцина. Лидер партии Яблоко Григорий Явлинский, также выступает за президента. В это время президент планирует штурм Белого дома с использованием танков и бронетехники. С утра 4 октября, начинаются бои за Белый дом. Ельцин, выступая по телевидению, обещает «в кратчайшие сроки подавить вооружённый мятеж» и через 20 минут танки начинают бить по верхним этажам Белого дома.
Всё происходящее в Москве транслируется иностранными телекомпаниями на весь мир, даже российский РТР ретранслирует картинку CNN. К 16:00 «несогласные» с антиконституционными решениями президента сдаются. 12 снарядов выпущенных по Парламенту разрушили большую часть внутренних помещений. По примерным данным, в результате политического кризиса погибло 150 человек.

Через несколько дней, черные стены Белого дома закрасят белой краской, однако эхо выстрелов по демократически избранному Верховному совету будет слышно ещё несколько десятилетий.

36 В первые годы после прихода к власти администрация М. С. Горбачева подтвердила традиционные внешнеполитические приоритеты СССР. Однако в рамках провозглашенной внешнеполитической доктрины, получившей название "нового политического мышления", эти ориентиры подверглись существенной корректировке.
"Новое политическое мышление" предусматривало: отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым; объявление в качестве универсального способа решения международных вопросов баланса интересов различных государств; признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными).
Ведущим внешнеполитическим направлением стало развитие взаимоотношений с США. С 1985 г. встречи М. С. Горбачева с президентами США стали ежегодными. Были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой степени за счет ракетного потенциала СССР.
"Урожайным" на внешнеполитические события оказался 1989 г. В феврале был завершен вывод советского ограниченного контингента из Афганистана. Начался вывод советских войск из стран Центральной и Восточной Европы и ряда стран Азии. Советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Были нормализованы отношения, налажено экономическое и культурное сотрудничество с Китаем.
Существенной корректировке подверглось и восточное направление внешней политики. СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г. Все это способствовало ослаблению международной напряженности.
Однако осложнились отношения внутри социалистического лагеря. В результате вывода войск СССР и "бархатных революций" в странах Восточной Европы к власти пришли руководители, которые во внешней политике ориентировались на Запад. В 1991 г. официально прекратили свое существование Совет Экономической Взаимопомощи и Организация Варшавского Договора.
Оставшись без старых союзников и не приобретя новых, СССР стремительно терял инициативу в международных делах.
Прекращение существования СССР сделало США единственной супердержавой мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в "холодной войне".

37 Борис Николаевич Ельцин 12 июня 1991 года был избран на пост Президента Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и был им до 31 декабря 1999 года. 10 июля 1991 года Б. Н. Ельцин принёс присягу на верность народу России и российской Конституции, и вступил в должность Президента РСФСР. 20 июля 1991 г. Ельциным был подписан указ № 14 «О прекращении деятельности организационных структур политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР» 10 декабря 1992, на следующий день после того, как Съезд народных депутатов не утвердил кандидатуру Егора Тимуровича Гайдара на пост председателя Правительства, Б. Н. Ельцин выступил с резкой критикой работы Съезда народных депутатов и попытался сорвать его работу, призвав своих сторонников покинуть заседание. Начался политический кризис. 28 марта Съезд предпринял попытку отстранить Ельцина от должности президента. Выступая на митинге на Васильевском спуске, Ельцин поклялся не выполнять решение Съезда, если оно всё же будет принято. В 2001 г. председатель КНР Цзян Цзэминь назвал Б.Ельцина «старым другом китайского народа» Бывший президент США Билл Клинтон считал, что Ельцин «очень много сделал для того, чтобы мир изменился. Благодаря ему мир во многом изменился к лучшему». Высокие оценки Клинтон даёт умению Ельцина идти «на определённые компромиссы». По мнению Клинтона, при Ельцине «в России по-настоящему шло развитие демократического плюрализма со свободной прессой и активным гражданским обществом

38 С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство — Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руково­дству России предстояло продолжить курс на демократическое преобра­зование общества и создание правового государства. В числе первооче­редных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жест­кой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состояв­шийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил прези­денту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддер­живали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, раз­работало программу радикальных реформ в области народного хозяйст­ва. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»).Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватиза­ции (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономи­ки. Предусматривались жесткие меры налогового обложения, либерали­зация цен и усиление социальной помощи малоимущей части населе­ния.Проведенная в соответствии с программой либерализация цен вызва­ла резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране вы­росли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке.Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В резуль­тате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 ООО промышленных предприятий. Тем самым государственный сек­тор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990-1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20%. К сере­дине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически раз­рушенной. Так, станкостроение работало лишь вполовину своих мощ­ностей. Одним из последствий приватизационной политики явился рас­пад энергетической инфраструктуры.Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственно­го производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991— 1992 it. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. Курс на либерализацию экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных га­рантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Недовольство результатами реформ выражали многие должностные лица. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е.Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров РФ стал B.C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б.Н. Ельцина и парламента. Отсутствие четкого разделения обязанностей между законодательной и исполнительной ветвями власти вело к обост­рению конфликта между ними. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического раз­вития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ельцин в об­ращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее приятие. 21 сентября 1993 г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Бьш приведен к присяге новый президент — А.В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.В ответ на антиконституционный акт президента в Москве силами оппозиции были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телецентра. В попытке изменить курс социально-экономических реформ участвовали несколько десятков ты­сяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

39 Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлыхэкономических кризисов в истории России.

Кризис произошёл на фоне тяжёлой экономической ситуации в стране, усугублявшейся неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов.[1] В те годы жёсткая денежная политика (сдерживание инфляции за счёт отказа от эмиссионного финансирования госбюджета и за счёт удержания завышенного курса рубля) сочеталась с мягкой бюджетной политикой (необоснованно раздутые бюджеты, принимавшиеся Госдумой и подписывавшиеся президентом Ельциным).[1][2]:95 Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора: резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса (основной статьи российского экспорта)[3] и кризис в Юго-Восточной Азии, вспыхнувший в середине 1997 года.[2]:105 Для стабилизации ситуации Правительство РФ и ЦБ РФ пошли на экстраординарные меры. 17 августа 1998 года был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств[4]. Одновременно было объявлено об отказе от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару, до того искусственно поддерживаемого (в сторону завышения) массивными интервенциями Центробанка России. 14 августа 1998 года Президент РФ Б. Н. Ельцин заявил: «Девальвации не будет. Это я заявляю четко и твердо. И я тут не просто фантазирую, это все просчитано…»[7] Но уже через три дня, 17 августа 1998 года Правительство России и Центральный банк объявили о техническом дефолте по основным видам государственных ценных бумаг[1] и о переходе к плавающему курсу рубля в рамках резко расширенного валютного коридора (его границы были расширены до 6 — 9,5 рублей за доллар США). Позже ЦБ фактически отказался от поддержки курса рубля. Если 15 августа 1998 года официальный курс рубля к доллару США составлял 6,3 рублей за доллар, то 1 сентября 1998 года — 9,33 рубля, 1 октября — 15,9 рубля.[1]Одним из решений Правительства РФ явилось решение о реструктуризации государственного долга по государственным облигациям (ГКО-ОФЗ), что фактически означало технический дефолт. Как установила комиссия Совета Федерации по расследованию обстоятельств дефолта 1998 года, «непосредственной причиной принятия решений от 17 августа [1998 года] стало отсутствие у Правительства Российской Федерации средств, необходимых для исполнения своих долговых обязательств по ГКО — ОФЗ, а также резкое ухудшение условий привлечения для этого новых займов.»

40 Россия, начиная с 1991 года. оказалась в принципиально новой ситуации. Каковы результаты проводимой нашей страной политики в последнее десятилетие XX века? Существует разные мнения на этот счет, как пессимистичные, так и оптимистичные.
Наиболее важные, поистине эпохальные события произошли в конце столетия. Именно 90-е годы стало вполне очевидно, что исторический спор между большевистской моделью социализма и капитализмом промышленно развитых стран решен в пользу Запада. После 1991 года коренным образом изменился внешнеполитический курс России, ее отношения с НАТО: покончив с политикой экспансии и конфронтации, Москва внесла решающий вклад в оздоровление международного климата, обеспечила достижение успехов в развитии диалога, взаимопонимания, сотрудничества и партнерства с демократическими странами Запада, произошло значительное продвижение на пути интеграции Росси в мировое сообщество. Ликвидация раскола мира на две антагонистические системы устраняет основы конфронтационной блоковой политики в Европе. Именно этот факт, а так же развитие международного сотрудничества открыли перспективу построения нового мирового порядка, в котором Россия будет частью мирового общества. С 1992 года Россия занята поисками своего места в постконфронтационном мире, внося по мере необходимости определенные коррективы в свои отношения со странами мира.
Так же немало было достигнуто по отношению к СНГ. Именно благодаря нашему государству начался процесс реинтеграции внутри Союза. Однако, на этом фронте была допущена масса ошибок приведших к усилению антироссийских настроений в бывших союзных республиках. Это показывает сомнительность однозначного отношения к проводимой политике как в СНГ, так в Азии и Европе. Не стоит идеализировать реальную ситуацию и замалчивать очевидное: у России и Запада (в частности) есть нерешенные проблемы, несовпадение интересов и взглядов, различные оценки тех или иных событий. Плюс к тому существует немало фактов наводящих н мысли о том, что НАТО все еще пытается смотреть на нас как на врага. В общем еще много остается недосказано и нерешено. Одно точно ясно: Россия, явившись в мир в новом качестве, стремлением наладить конструктивный диалог с другими странами открывает путь к укреплению сотрудничества между членами многообразной, но единой человеческой цивилизации, ибо оно основано на реалиях современного мира и отвечает коренным интересам всего человечества.

41 острой внутренней проблемой 90-х годов для России оставалась чеченская еще 6 сентября 1991 в Грозном была провозглашена независимость Чеченской республики Ичкерия ее возглавил бывший генерал Советского НСК Армии Джохар Дудаев, избран 27 октября 1991 г президентом Ичкерии Поведение Грозного рассматривалась Москвой как угроза целостности Российской Федерации События на Северном Кавказе были вызваны как распадом Советского Союза, так и чрезвычайно сложной и драматичной историей отношений между Россией и народами регионегіону. Сначала в стратегии устранения режима Дудаева Кремль возлагал надежды на созданную по его инициативе антидудаивську временную Раду Чеченской республики Сам факт связей чеченской оппозиции из фед деральным властью, участие российских регулярных войск вместе с немногочисленными военными отрядами оппозиции в \"марше на Грозный\" в ноябре 1994 г сплотили чеченский народ вокруг президента Дудаева Постепенно логика прямых военных действий против мятежной республики одержала верх в Кремле, и 10 декабря 1994 p, согласно секретного приказа Б Ельцина, в Чечню были введены федеральные войска Цели, которые ставило российское руководство, начиная эту войну, были такими: покончить с нелегитимным режимом Дудаева, восстановить на территории Чечни конституционный правопорядок, защитить интересы бесполезного нечеченського населения и сохранить республику в составе Российской Федерации Со своей стороны, чеченское руководство стремилось удержать независимость Оно смогло организовать эффективную оборону, вследствие чего го федеральные войска, наступавшие, понесли значительные потери Только в конце февраля 1995 г в ходе кровопролитных уличных боев Грозный, превращенный в руины российской авиацией и артиллерией, был захвачен федеральными войсками Тогда же был сформирован о московском временное правительство \"национального примирения\" во главе с С Хаджиева. После взятия чеченской столицы военная акция федеральных сил, численность которых весной 1995 г составила 220 тыс человек, приобрела форму затяжной кровопролитной гражданской войны, в ходе которой дудаивськ ки отряды перешли к партизанским методам борьбы Чеченская кампания выявила неподготовленность российских войск к ведению крупномасштабной войны. В январе 1997 состоялись выборы главы Чеченской республики, в ходе которых убедительную победу одержал Аслан Масхадов (Д Дудаев погиб 22 апреля 1996 p вследствие ракетного удара федеральных сил) из Чечни ни было выведено все федеральные армейские и милицейские подразделу 12 мая 1997 в Кремле подписан договор о мире и принципах взаимоотношений между РФ и Чеченской республикой, а также блок социальных о экономических соглашений, согласно которому Чечне было предоставлено полное финансово-экономический суверенитет. Первым шагом на пути прекращения войны на Северном Кавказе должен стать референдум в Чечне по конституции Республики, обсуждение которого началось в декабре 2002 г, сразу после подписания соответственного указа президентом В Путиным Впрочем, война в мятежные республике продолжается, и режим Путина может оказаться вечным заложником этой драмы и никогда не стать по-настоящему сильной и авторитетной власти

42 Ельцин Б., президент РФ, 5 апреля 1993 года:

На первый план вышел вопрос: какой быть России – президентской или парламентской республикой? В республике парламентского типа президент не более чем декоративная фигура. Правительство формируется парламентским большинством и смещается им. При нынешней расстановке политических сил, в том числе в парламенте, пока еще зачаточном состоянии многопартийности в России, да еще в условиях глубокого кризиса, переход к парламентской форме правления был бы, конечно, крайне трудным, нежелательным, я думаю, что просто недопустимым.
Постоянная внутрипарламентская борьба на фоне неблагоприятных социально-экономических условий будет приводить к правительственной чехарде. Это заблокирует работу исполнительной власти, и она вообще не сможет провести никаких реформ в этих условиях. Это путь, который в последнее время усиленно навязывается нам частью депутатов Верховного Совета. Считаю его неприемлемым. Он вновь обрекает на блуждание в потемках и постоянное запаздывание. Снова начнутся бесконечные разговоры и политические игры с псевдодемократическими ритуалами. В условиях кризиса такая политика равносильна самоубийству. Я, как президент, никогда на этот вариант не соглашусь.
Именно в нынешней ситуации, может быть в течение двух-трех лет, речь может идти только о президентской республике. Это, разумеется, не означает наделения президента неограниченными правами. Он должен исполнять свои обязанности по защите конституционного строя, демократического порядка, прав человека, целостности страны – России. Президент должен иметь возможность в полной мере нести ответственность перед избравшим его народом за судьбу России и реализовывать свою программу.

43 31 декабря 1999 года первый Президент России Борис Ельцин в предновогоднем обращении к гражданам страны сообщил о своём решении досрочно уйти в отставку. В эмоциональном выступлении он подвёл итоги своего правления.
Досрочные выборы Президента России были назначены на 26 марта 2000 года Владимир Владимирович Путин — президент Российской Федерации с 7 мая 2000 года по 7 мая 2008 года и с 7 мая 2012 года. 24 сентября 2011 года в ходе съезда партииЕдиная Россия было объявлено, что на президентских выборах в 2012 году выставит свою кандидатуру Владимир Путин, а правительство в случае его победы возглавит Дмитрий Медведев. В июне 2012 года создан пост Уполномоченного по защите прав предпринимателей(указом президента; в 2013 году принят особый закон об уполномоченном) и подписан закон № 65-ФЗ об ужесточении ответственности за правонарушения при массовых мероприятиях. Часть его положений отменена Конституционным судом в 2013 году.[10]

В июле 2012 года подписаны закон № 121-ФЗ о некоммерческих организациях-«иностранных агентах», закон № 139-ФЗ о регулировании информации в Интернете.

В декабре 2012 года принят закон «Об образовании в Российской Федерации».

В феврале 2013 года принят закон № 15-ФЗ о борьбе с курением.

В мае 2013 года подписан закон о запрете на иностранные счета для министров, членов Совета Федерации и Госдумы, судей, военнослужащих и прокуроров.[11]

В июне 2013 года подписаны законы о добровольном[12] тестировании школьников и студентов на употребление наркотиков,[13] о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних»[14] и о введении уголовного наказания за оскорбление чувств верующих.[15] В июле 2013 года подписан закон об изменении требований усыновителям (в том числе о запрете на усыновление, взятие под опеку или попечительство детей лицами, состоящими в однополом союзе) и увеличении размера пособия при передаче ребёнка на воспитание в семью в случае усыновления.[16]

18 марта 2014 года Республика Крым вошла в состав России. Этому событию предшествовал референдум на котором абсолютное большинство от имеющих права голоса высказались в пользу этого решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: