В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Он приступил к проведению реформ в стране. Изменения, произошедшие в стране, коснулись, прежде всего, экономики, а также политики, культуры, международных отношений. Считалось, что основной движущей силой перестройки должно стать «живое творчество» масс трудящихся, а ее важнейшими лозунгами: демократизация, гласность, плюрализм. В годы перестройки в стране появились альтернативные выборы, оппозиция, высшим законодательным органом стал Съезд народных депутатов СССР, избираемый населением страны.
В эти годы началась небывалая в истории советского государства пора демократических свобод, названная гласностью. Под гласностью понималась политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свобода информации. Была ослаблена цензура, сняты существовавшие в советском обществе информационные барьеры, прекратилось замалчивание проблем. Политика гласности нашла широкую поддержку в обществе. Гласность рассматривалась как условие для обновления социализма. Не случайно был выдвинут лозунг «Больше гласности, больше социализма!».
|
|
Результатом политики гласности стала возросшая информированность общества. Это нашло свое проявление в литературе и истории. Были опубликованы запрещенные ранее произведения художественной литературы, работы дореволюционных историков (в том числе собрания сочинений С.М. Соловьева и В.О. Ключевского). Демонстрировались запрещенные ранее цензурой фильмы, такие как «Проверка на дорогах» А. Германа, «Трясина» Г. Чухрая, «Комиссар» А.Я. Аскольдова. В 1987 г. начался прокат фильма Т. Абуладзе «Покаяние», в котором была затронута тема сталинских репрессий. Картина произвела огромное впечатление на зрителей.
В 1987 г. была создана Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым. Комиссия публично признала незаконность сталинских репрессий. Были реабилитированы многие деятели ВКП(б) и так называемые «классовые враги».
Одним из наиболее заметных явлений в области культуры было переосмысление истории советского периода. Начало этому положил доклад М.С. Горбачева на торжественном заседании, посвященном 70-летию Октябрьской революции, «Октябрь и перестройка: революция продолжается», сделанный 2 ноября 1987 г. В нем была дана «официальная» партийная оценка многих исторических событий советской истории, отличающаяся от предыдущих оценок.
В этом докладе М.С. Горбачев отметил большое значение и закономерность Октябрьской революции, дал высокую оценку В.И. Ленину и его трудам, подчеркнул правильность социалистического выбора и социалистических преобразований. В то же время он отметил, что социалистическая революция свершилась в стране со «средним уровнем» развития капитализма и пережитками феодализма; указал на «грубые нарушения» принципов коллективизации; остановился на оценке пакта Молотова-Риббентропа; отметил недостатки брежневского периода. Говоря о вкладе И.В. Сталина в борьбу за социализм, М.С. Горбачев отметил и его вину за допущенные массовые репрессии. Как и в предыдущие годы, партийное руководство исторической наукой оставалось, поэтому речь шла о необходимости поручить специальной комиссии ЦК КПСС подготовить очерки по истории Коммунистической партии. Этот доклад М.С. Горбачева стал своеобразным толчком для оживления исторической науки.
|
|
Перестройка привела к возрождению творческих дискуссий. В 1988-1991 гг. многие периодические издания организовывали «круглые столы», в ходе которых высказывались различные мнения и оценки. Стали публиковаться ранее недоступные документы, воспоминания (о «белом движении», эмиграции 1920-1930-х гг., сталинских репрессиях). Началась критика советской действительности.
В конце 1980-х гг. страну охватил настоящий читательский бум. Большой популярностью пользовались публикации в журналах «Огонек», «Новый мир», «Дружба народов», «Октябрь», газетах «Аргументы и факты», «Московские новости», «Московский комсомолец», «Литературная газета» и др. В январе 1989 г. возобновилось издание журнала «Известия ЦК КПСС», который выходил в 1920-е гг. С января 1989 г. стал выходить исторический журнал «Родина», сразу завоевавший популярность новизной в постановке проблем отечественной истории и тематикой публикуемых материалов.
Помимо публицистики, большую роль в историческом образовании в этот период играла художественная литература. В романах А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», В.Д. Дудинцева «Белые одежды», Д.А. Гранина «Зубр», пьесе М.Ф. Шатрова «Дальше... Дальше... Дальше» затрагивались вопросы исторического, прошлого нашей страны. Подобные произведения помогали переосмыслить некоторые события советской истории.
Гласность способствовала знакомству советских людей со многими произведениями, считавшимися классикой русской литературы, но ранее запрещенные властью. Это «Жизнь и судьба» C.Гроссмана, «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, «Хранитель древностей» Ю.О. Домбровского, «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Были опубликованы произведения пи- сателей-эмигрантов: В.В. Набокова, М.А. Алданова, Е.И. Замятина, И.А. Бунина, Н.Н. Берберовой, В.П. Аксенова, В.Н. Войновича, Д.Довлатова, А.А. Зиновьева, В.П. Некрасова и др. Издавались работы выдающихся русских философов, высланных в 1920-е гг. из Советской России: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина. В 1989 г. впервые в Советском Союзе был легально напечатан роман лауреата Нобелевской премии А.И. Солженицына «Архипелаг Гулаг», а затем и другие его произведения: «В круге первом», «Раковый корпус».
Значительным образом изменилось отношение к зарубежной историографии. Были изданы работы зарубежных историков, посвященные отечественной истории, неизвестные советским читателям. Например, работы С. Коэна «Бухарин. Политическая биография. 1888-1938 гг.» (1989), А. Рабиновича «Большевики приходят к власти. Революция 1917 г. в Петрограде» (1989), Э. Карра «Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929» (1990) и многие другие. Все эти авторы перестали быть «буржуазными фальсификаторами». Роль учебника по истории СССР одно время играла работа Дж. Боффы «История Советского Союза» (1990).
В центре общественного внимания в первые годы перестройки оказалась публицистика. Именно этот жанр мог наиболее остро отреагировать на волновавшие общество проблемы. В 1987-1988 гг. благодаря публицистике широко обсуждались злободневные темы как советской истории, так и проблемы современности. Особенно злободневными были статьи Ю.Н. Афанасьева, И.И. Клямкина, Н.П. Шмелева, В.И. Селюнина, Г.Н. Ханина, Г.Х. Попова, А.А. Ципко, А.А. Нуйкина, Р.А. Медведева, О.Р. Лациса и др. Все они активно приступили к ликвидации «белых пятен» в истории, под которыми понимались факты неизвестные или сознательно фальсифицированные.
|
|
Особой популярностью пользовались сборники статей, издававшиеся в серии «Перестройка: гласность, демократия, социализм». Первый из них «Иного не дано» был издан в 1988 г. под редакцией Ю.Н. Афанасьева. В сборник вошли статьи по наиболее острым проблемам советского общества, посвященные и проблемам перестройки, и советскому прошлому. Это, например, статьи В. Киселева «Сколько моделей социализма было в СССР?», М. Геф- тера «Сталин умер вчера», В. Сироткина «От Гражданской войны к гражданскому миру», Ю. Карякина «"Ждановская жидкость" или против очернительства», Ф. Бурлацкого «Хрущев (штрихи к портрету)» и др.
Позже были изданы и другие сборники серии «Перестройка: гласность, демократия, социализм»: «Постижение» (1989), «На пути к свободе совести» (1989), «Осмыслить культ Сталина» (1989), «В человеческом измерении» (1989), «Социализм: между прошлым и будущим» (1989), «СССР: демографический диагноз» (1990), «Драма обновления» (1990), «Через тернии» (1990), «Погружение в трясину» (1990). В них содержались критические статьи, посвященные нашему прошлому и настоящему.
В 1988-1989 гг. большой популярностью пользовались «прав- динские пятницы» - статьи, публиковавшиеся по пятницам в газете «Правда». На их основе был издан двухтомник «Страницы истории КПСС: Факты. Проблемы. Уроки» и сборник статей «Урок дает история». Кроме того, в эти годы были изданы и другие сборники, включавшие в себя статьи, написанные историками и публицистами, по- новому освещающими проблемы советской истории: «Страницы истории: дайджест прессы» (1988, 1989), «Историки спорят. 13 бесед» (1988), «Историки отвечают на вопросы» (1988, 1990), «Урок дает история» (1989), «Переписка на исторические темы: Диалог ведет читатель» (1989), «Трудные вопросы истории» (1991) и др.
|
|
В 1989 г. тиражи печатных изданий достигли небывалого уровня. Возросла и популярность телевидения. Популярностью пользовались передачи в «прямом эфире», «круглые столы», дискуссии. Особенно популярными были программы «Взгляд», «600 секунд», «Пятое колесо».
В годы перестройки изменилось отношение к религии и церкви. В 1988 г. в стране широко отмечалось 1000-летие принятия христианства на Руси. Прекратились гонения на церковь. Религия стала важным фактором культурной жизни страны. Стали возрождаться храмы, некогда разрушенные или превращенные в склады и мастерские. В быт начали входить религиозные праздники.
К концу перестройки изменился и характер партийных научных заведений. В 1991 г. Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС был переименован в Институт теории и истории социализма ЦК КПСС, а его филиалы на местах - в центры общественно- политических исследований. Сменили названия и Высшие партийные школы.
Партийные архивы были преобразованы и открыты для широкой публики. Так, Центральный партийный архив Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (ЦПА) в 1991 г. был преобразован в Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ). Ныне это Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Открылся доступ к ранее преимущественно закрытым архивным материалам, что значительно расширило источниковую базу исследований.
Все эти изменения не могли не отразиться на тематике и подходах. Сложилась духовная атмосфера, когда историки почувствовали себя свободными. Помимо «запретных тем» советской истории, интерес вызывали история царской династии, история церкви, эмиграции, дореволюционные реформаторы. В историю страны вернулись имена Н.И. Бухарина, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева, Л.Д. Троцкого, причем с положительной оценкой их деятельности. Популярные раньше темы стали непопулярными и наоборот. Оценки также менялись на прямопротивоположные. Стало модно критиковать все советское. Постепенно увеличивались темы и периоды, которые подвергались критике.
В целом положение исторической науки в этот период было очень противоречивым. С одной стороны, растет интерес к истории, с другой - падает престиж исторической науки, написанных трудов. В 1988 г. в средней школе были даже отменены экзамены по истории (его заменили собеседованием), так как существовавшие к тому времени учебники не давали ответов на многие волновавшие общество вопросы.
Безусловно, важной проблемой стала проблема учебников, особенно по истории XX в. В 1989 г. историки под редакцией А.Т. Кинкулькина объединили в одном сборнике «Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди», опубликованные в прессе материалы, освещающие события советской истории. В 1991 г. было подготовлено обобщающее издание «История Отечества: люди, идеи, решения». Первая часть была посвящена отечественной истории XIX - начала XX в. вторая часть - истории Советского государства. В работе над ней приняли участие такие историки, как В.А. Козлов, В.П. Булдаков, Г.А. Бордюгов, М.М. Горинов, С.В. Цакунов, Е.Н. Доценко, Е.Ю. Зубков, О.А. Ржешевский. Это не было учебным изданием, но нехватку подобных изданий оно некоторым образом компенсировало.
Историки и публицисты (в основном последние) стремились ликвидировать «белые пятна» истории чаще всего неквалифицированной и очень эмоциональной продукцией. Как отмечали Г.А. Бордюгов и В.А. Козлов, достаточно было овладеть малодоступными историческими фактами, чтобы идти в любую аудиторию и быть обреченными на успех.
Тем не менее именно публицистика начала расшатывать десятилетиями складывавшуюся систему монополии на истину, предоставляя отдельной личности право на собственное мнение и его публичное высказывание. Но в то же время она была внутренне не ризма» (1987); Могильницкий Б.Г. «Введение в методологию истории» (1989). Достижения отечественной исторической науки в области изучения методов исторического исследования нашли отражение в работе И.Д. Ковальченко «Методы исторического исследования» (1987).
Безусловно, новые исторические концепции и подходы чаще всего заимствовались из западной историографии. Например, к началу 1990-х гг. в отечественной историографии складывается «тоталитарная школа» во главе с Ю.Н. Афанасьевым.
«Тоталитарная школа» возникла на Западе после Второй мировой войны. Историки этого направления рассматривали Октябрьскую революцию 1917 г. как заговор, переворот большевиков, следствием которого стало создание тоталитарного государства. В советской истории они не видели ничего положительного, освещая только мрачные страницы коммунистического режима. В начале 1990-х гг. это направление было очень популярным в нашей стране, хотя в западной историографии критика «тоталитарной школы» велась уже с 1960-х гг. Просто на тот период времени подобный подход был для советских историков «новым словом» в исторической науке.
Помимо «тоталитарной школы» к 1990-м гг. в отечественной историографии получает распространение и теория модернизации. С точки зрения этой теории Россия относилась к странам «второго эшелона» развития капитализма. Под модернизацией понимался переходный этап от традиционного (аграрного) общества к обществу индустриальному. Эта теория также появилась в западной историографии в 1960-е гг., но у нас в стране получила распространение в 1990-е гг.
Таким образом, период перестройки - значительный в истории советской исторической науки. В это время произошла ломка устоявшихся стереотипов и концепций в исторической науке. Историческая наука перестала быть однородной. Появились разнообразные мнения, подходы, в научный оборот были введены новые источники, расширилась тематика исследований. Но публикации перестроечного периода отличал часто ненаучный, эмоциональный характер. Серьезные исследовательские работы были вытеснены публицистикой. Историки еще не смогли осмыслить всю ту новую информацию, которая на них нахлынула. Модно было критиковать все, что раньше хвалили (особенное все советское), и наоборот. Новые оценки были в большей степени эмоционально окрашенными, чем научно взвешенными. Потребовалось время для осмысления новых фактов и создания крупных научных трудов.