Тема: « Семья (продолжение)»
Цели:
1. Формировать употребление сравнительной степени прилагательных: старший (старше), младший (младше), большой (больше), маленький (меньше).
2. Учить составлять сложносочиненные предложения с противительными союзами А, НО.
3. Формировать правильное употребление падежных окончаний существительных единственного числа.
4. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, сюжетная картинка «Семья», изображения Незнайки и Знайки, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Садится на место тот, кто назовет членов семьи.
2.Упражнение «Семья».
Рассмотреть картинку «Семья». Предложить показать и назвать каждого человека на картинке и ответить на вопросы:
- Кто они все вместе?
- Что такое семья? (Это родные люди, родственники, которые помогают друг другу, заботятся друг о друге.)
- Кто старший в семье? Младший?
- Кто старше (младше), бабушка или мама? Дедушка или внук? И т.д.
3.Упражнение «Дружная семья».
Предложить детям составить предложения по сюжетным картинкам. (Мама варит суп. Бабушка вяжет. И т.д.)
4.Упражнение «Подумай и ответь».
Выставлять перед детьми предметную картинку и задавать вопросы:
- На кого смотришь?
- К кому подошел?
- Кому рад?
- С кем разговариваешь?
- О ком расскажешь другу?
5.Упражнение «Кто ушел? Кто пришел?».
Выставить ряд предметных картинок с изображением членов семьи. Предложить детям рассмотреть их, запомнить и закрыть глаза. Убрать или добавить картинку. По команде дети открывают глаза и отвечают на вопросы:
- Кто ушел? Кто пришел?
6.Физкультминутка (см. занятие 81).
7.Упражнение «Помоги Незнайке».
Предложить детям помочь Незнайке правильно ответить на вопросы:
- Кто старше, а кто младше? (По паре картинок: мама - бабушка, папа - дедушка и т.д. - Мама старше, а дочь младше. И т.д.)
- Кто старше, а кто младше? (По трем картинкам: папа - сын - дедушка. - Папа младше дедушки, но старше сына.)
8.Упражнение «Угадай, о ком спрашивает Знайка?».
На наборном полотне картинка «Семья».
Знайка задает вопросы:
- Он старше сына, но младше дедушки. Кто он?
- Она младше бабушки, но старше дочери. Кто она?
И т.д.
9.Итог занятия.
На дом: задание 82.
Занятие 83
Тема: «8 Марта»
Цели:
1.Учить составлять и пересказывать рассказ по сюжетной картинке.
2.Познакомить с некоторыми «женскими» профессиями.
3.Развивать внимание, память, умение вслушиваться в речь собеседника.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, сюжетная картинка «Подарок маме», семейные альбомы, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Садится на место тот, кто назовет какую-нибудь профессию.
2.Беседа о «женских» профессиях.
Рассмотреть с детьми картинки с изображением мужчин и женщин одной профессии. Предложить ответить на вопрос: «Кто это?»
- Учитель — учительница.
- Художник - художница.
- Продавец - продавщица.
- Летчик — летчица.
- Скрипач - скрипачка.
- Пианист — пианистка.
- Спортсмен — спортсменка.
- Портной - портниха.
Далее выставлять предметные картинки и спрашивать:
- Кем еще могут работать женщины? Назовите эти профессии. (Логопед, воспитатель, врач, водитель, парикмахер, повар и т.д.)
- - Что делает логопед (врач, учительница, летчица и т.д.)?
3.Упражнение «Семейный альбом».
Предложить детям по семейным альбомам назвать профессии своих мам (бабушек) и сказать, что они делают на работе.
4. Физкультминутка. - Подарим маме красивый букет цветов.
Наши алые цветки распускают лепестки. | Дети сидят на коленях, медленно поднимаются и показывают, как вырастают из земли цветы. |
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. | Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону, легко наклоняя туловище. |
Наши алые цветки закрывают лепестки, | Сжимают в кулачки пальцы-лепестки, опускают руки. |
Головой качают, тихо засыпают. | Покачивают головой, опускают подбородок на грудь, закрывают глаза. |
5. Упражнение «Посмотри, подумай, ответь».
Предложить детям ответить на вопросы, а затем по сюжетным картинкам составить предложения.
- Какой праздник бывает ранней весной?
- Как можно поздравить маму с праздником? Какой подарок можно ей подарить?
- Еще маме можно помочь, и это тоже будет подарок.
Составление предложений по картинкам:
Дочка стирает пыль с мебели. Сестренка обувает братишку. Дочка помогает маме мыть посуду. И т.д.
Вывод: вот какие замечательные подарки сделали дети маме к празднику!
6.Упражнение «Подарок маме».
Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку и ответить на вопросы:
- Какой день наступил?
- Что это за праздник - 8 Марта?
- Что подарила дочка маме?
- Кто сделал аппликацию?
- Какая аппликация получилась у дочки?
- Обрадовалась или огорчилась мама?
Попросить детей самостоятельно составить рассказ по картинке (текст рассказа см. в задании на дом 83).
7.Итог занятия.
На дом: задание 83.