Тема: « Звуки и буквы И - Ы»
Цели:
1.Учить дифференцировать звуки и буквы И - Ы.
2.Формировать умение образовывать существительные множественного числа при помощи звуков «Ы» — «И».
3.Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза обратных слогов ИМ, ЫМ.
4.Формировать графические навыки.
5.Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, буквы И - Ы, кассы букв, ручки, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Предложить детям назвать по артикуляции изученные гласные звуки.
2.Упражнение «Звуки „Ы" — „И"». Предложить детям ответить на вопросы:
- Какие звуки «Ы», «И»? (Гласные.)
- Почему?
- Как их можно произносить? (Их можно произносить громко, тихо, долго, коротко.)
- Что еще можно делать с этими звуками? (Их можно петь.)
- Каким символом их обозначаем?
Произнести звуки перед зеркалами и уточнить их артикуляцию.
|
|
3.Игра «Повтори, не ошибись».
Предложить детям произнести звуковые ряды:
- Ы-и-и.
- И-ы-ы.
- Ы-и-ы.
- И-ы-и.
Произнести звуковые ряды с соблюдением ритма:
- Ы-и-и.
- И-ы-ы.
- И-и-ы. И т.д.
Воспроизвести заданную интонацию при произнесении этих звуков:
- Ы?
- Ы-ы!
- И-и?
- И! И т.д.
4.Упражнение «Скажи во множественном числе».
Предложить детям образовать множественное число существительных и определить, какой звук слышится в конце каждого слова: жук, кот, носок, ключ, бант, петух, утюг, кит, мешок.
5.Физкультминутка.
Произнесение звуков «Ы» - «И» с движением.
· Совместно с логопедом дети произносят «Ы», делая поворот, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Затем - звук «И», делая дорожку руками вверх с поднятыми указательными пальцами, остальные пальцы в кулаке.
· Приседая, дети произносят «Ы», вставая - «И».
· Наклон влево - «Ы», вправо — «И» и т.д.
6.Упражнение «Найди свой домик».
На доску прикрепить буквы Ы, И и раздать детям предметные картинки: коты, мосты, петухи, банты, жуки и т.д. Предложить каждому ребенку найти «домик» для своей картинки.
7.Упражнение «Живые звуки».
Логопед вызывает двух детей, каждому на ушко говорит звук: „И", „М". По сигналу логопеда дети произносят свой звук. После этого логопед спрашивает детей: «Что получилось?» («ИМ».) Затем вызывает вторую пару детей («Ы», «М»),
8.Работа с кассой букв.
Попросить детей составить в кассах букв слоги ИМ, ЫМ.
9.Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеда (см. Приложение).
10.Работа в тетрадях логопедических заданий.
Предложить детям написать по два образца букв Ы, И и слогов ИМ, ЫМ. Объяснить и показать написание на доске.
11.Итог занятия.
На дом: задание 84.