Контрагенты

1. Заказчики. Если компания пренебрегает нуждами заказчика и недооценивает связи с ним, это может привести к потере заказа. Удовлетворяя запросы в первую очередь крупных заказчиков, компании не следует забывать и про мелких (со временем и он может стать крупным). Задержка выплат заказчиками снижает ликвидность компании. Быстрое увеличение числа заказов приводит к перегрузке производственных мощностей.

Как воздействовать на риск. Частью маркетинга являются торговые выставки и рекламные мероприятия. Большие компании часто нуждаются в партнерах и субподрядчиках.

2. Субподрядчики и поставщики. Если компания взаимодействует с одним субподрядчиком или поставщиком, то любые изменения в его деятельности могут нарушить работу компании. Задержка поставок или потеря качества продукта субподрядчика может привести к срыву контрактов и потере клиентов. Неясные границы ответственности между субподрядчиком и компанией способствуют созданию неприятных последствий. Несчастные случаи, которые произошли по вине субподрядчиков, могут подорвать репутацию компании и привести к крупным потерям. Поэтому важно тщательно выбирать субподрядчиков и поставщиков.

Как воздействовать на риск. О надежности поставщика говорит наличие у него системы контроля качества и обеспечения безопасности труда. Соглашения о поставке должны быть оформлены письменно. В них должны быть четко обозначены все обязательства. Страховая ответственность включается в соглашение. Для тех поставщиков, которые играют важную роль в деятельности компании, должны быть альтернативные варианты.

3. Власть. Чтобы открыть свой бизнес, нужно обратиться в органы власти за получением разрешений и лицензий. Невыполнение законов, стандартов и отсутствие разрешения приводит к судебным разбирательствам.

Как воздействовать на риск. Проверять помещения имеют право пожарные службы, службы по защите окружающей среды и правоохранительные органы. Надежный и опытный бухгалтер поможет минимизировать риски, связанные с налоговым законодательством, и правильно выстроит финансовую политику компании.

Контрольные вопросы

1. Каким образом можно воздействовать на риск?

2. Раскройте понятие «форс-мажор».

12. Государственное управление
инновационной деятельностью

Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Высшая форма регулятивной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.

Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

– государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;

– содействие развитию инновационной инфраструктуры,

– кадровая поддержка инновационной деятельности,

– содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;

– моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);

– информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах, и т. п.);

– содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;

– защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.

Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:

– развитие рыночных отношений;

– проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;

– создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;

– обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;

– расширение спроса на инновации;

– предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;

– содействие модернизации техники;

– развитие лизинга наукоемкой продукции;

– активизация предпринимательства;

– пресечение недобросовестной конкуренции;

– поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;

– развитие экспортного потенциала страны;

– развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;

– внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.

Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

– проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;

– направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;

– выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов;

– создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;

– предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;

– снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.

Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:

– установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,

– гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования – правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.

Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:

– договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

– договоров на выполнение проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда;

– договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности;

– договоров страхования инновационных рисков, договоров (контрактов) с инвесторами;

– иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.

Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:

– инновационных прогнозов;

– инновационных стратегий;

– инновационных программ;

– инновационных проектов;

– программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Инновационный прогноз – это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т. п.). Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.

Инновационная стратегия – это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.

Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.

Проект (программа) поддержки инновационной деятельности – это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.

Инновационная программа – это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.

Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя:

– федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям;

– крупные инновационные проекты;

– федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.

Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.

Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.

Контрольные вопросы

1. Для чего необходимо государственное управление инновационной деятельностью?

2. Назовите органы государственного управления в инновационной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: