1. Заказчики. Если компания пренебрегает нуждами заказчика и недооценивает связи с ним, это может привести к потере заказа. Удовлетворяя запросы в первую очередь крупных заказчиков, компании не следует забывать и про мелких (со временем и он может стать крупным). Задержка выплат заказчиками снижает ликвидность компании. Быстрое увеличение числа заказов приводит к перегрузке производственных мощностей.
Как воздействовать на риск. Частью маркетинга являются торговые выставки и рекламные мероприятия. Большие компании часто нуждаются в партнерах и субподрядчиках.
2. Субподрядчики и поставщики. Если компания взаимодействует с одним субподрядчиком или поставщиком, то любые изменения в его деятельности могут нарушить работу компании. Задержка поставок или потеря качества продукта субподрядчика может привести к срыву контрактов и потере клиентов. Неясные границы ответственности между субподрядчиком и компанией способствуют созданию неприятных последствий. Несчастные случаи, которые произошли по вине субподрядчиков, могут подорвать репутацию компании и привести к крупным потерям. Поэтому важно тщательно выбирать субподрядчиков и поставщиков.
|
|
Как воздействовать на риск. О надежности поставщика говорит наличие у него системы контроля качества и обеспечения безопасности труда. Соглашения о поставке должны быть оформлены письменно. В них должны быть четко обозначены все обязательства. Страховая ответственность включается в соглашение. Для тех поставщиков, которые играют важную роль в деятельности компании, должны быть альтернативные варианты.
3. Власть. Чтобы открыть свой бизнес, нужно обратиться в органы власти за получением разрешений и лицензий. Невыполнение законов, стандартов и отсутствие разрешения приводит к судебным разбирательствам.
Как воздействовать на риск. Проверять помещения имеют право пожарные службы, службы по защите окружающей среды и правоохранительные органы. Надежный и опытный бухгалтер поможет минимизировать риски, связанные с налоговым законодательством, и правильно выстроит финансовую политику компании.
Контрольные вопросы
1. Каким образом можно воздействовать на риск?
2. Раскройте понятие «форс-мажор».
12. Государственное управление
инновационной деятельностью
Государство осуществляет все виды регулирования инновационной деятельности – организационное, экономическое, финансовое, нормативно-правовое. Высшая форма регулятивной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. Такая политика разрабатывается на основе утверждения приоритетного значения инновационной деятельности для современного общественного развития. Государство создает организационные, экономические и правовые условия для инновационной деятельности.
|
|
Организационные факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
– государственная поддержка инновационных проектов, включенных в федеральные и региональные инновационные программы;
– содействие развитию инновационной инфраструктуры,
– кадровая поддержка инновационной деятельности,
– содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность;
– моральное стимулирование инновационной деятельности (например, присвоение звания Заслуженный новатор РФ указом президента РФ);
– информационная поддержка инновационной деятельности (обеспечение свободы доступа к информации о приоритетах государственной политики в инновационной сфере, к сведениям о завершенных научно-технических исследованиях, которые могут стать основой для инновационной деятельности, к данным о выполняемых и завершенных инновационных проектах и программах, и т. п.);
– содействие интеграционным процессам, расширению взаимодействия субъектов РФ в инновационной сфере, развитию международного сотрудничества в этой области;
– защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях.
Экономические факторы государственного регулирования, способствующие созданию, освоению и распространению инноваций:
– развитие рыночных отношений;
– проведение налоговой политики и политики ценообразования, способствующих росту предложения на рынке инноваций;
– создание выгодных налоговых условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами;
– обеспечение эффективной занятости в инновационной сфере;
– расширение спроса на инновации;
– предоставление финансовой поддержки и налоговых льгот российским предприятиям, осваивающим и распространяющим инновации;
– содействие модернизации техники;
– развитие лизинга наукоемкой продукции;
– активизация предпринимательства;
– пресечение недобросовестной конкуренции;
– поддержка отечественной инновационной продукции на международном рынке;
– развитие экспортного потенциала страны;
– развитие внешнеэкономических связей в инновационной сфере;
– внешнеэкономическая поддержка, включая предоставление таможенных льгот для инновационных проектов, включенных в государственные инновационные программы.
Финансовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
– проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности;
– направление в инновационную сферу государственных ресурсов и повышение эффективности их использования;
– выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, важных для общественного развития, но не привлекательных для частных инвесторов;
– создание благоприятного инвестиционного климата в инновационной сфере;
– предоставление дотаций, льготных кредитов, гарантий российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в инновационной деятельности;
– снижение отчислений субъектам РФ налогов в федеральный бюджет в случае использования ими своих бюджетных средств для финансирования федеральных инновационных программ и проектов.
Нормативно-правовые факторы государственного регулирования инновационной деятельности:
– установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности,
– гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности, в частности, охраны таких наиболее существенных для развития инновационной деятельности прав, как права интеллектуальной собственности.
|
|
Нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется на базе Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, а также международных договоров РФ, относящихся к инновационной деятельности. В основе этого регулирования – правовая охрана результатов, полученных в ходе инновационной деятельности. Поскольку эти результаты представляют собой новые интеллектуальные продукты и технологии, постольку они предстают как объекты интеллектуальной собственности. Их правовая охрана осуществляется на базе требований по охране интеллектуальной собственности, установленных Гражданским кодексом РФ, Патентным законом РФ и другими законодательными актами в области охраны интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, а также между ними и другими участниками инновационного процесса осуществляется на основе договоров, а именно:
– договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
– договоров на выполнение проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда;
– договоров по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности;
– договоров страхования инновационных рисков, договоров (контрактов) с инвесторами;
– иных договоров, предусмотренных законодательством РФ.
Регулирование инновационной деятельности происходит на базе:
– инновационных прогнозов;
– инновационных стратегий;
– инновационных программ;
– инновационных проектов;
– программ и проектов поддержки инновационной деятельности.
Инновационный прогноз – это предвидение основных параметров инновационной деятельности (ее направлений, видов, объектов, последствий и т. п.). Инновационные прогнозы являются составной частью прогноза социально-экономического развития РФ, разрабатываемого в соответствии с законодательством РФ. В инновационных прогнозах строятся сценарии освоения и распространения базисных инноваций, социально-экономических последствий практического использования новых наукоемких продуктов и технологий.
|
|
Инновационная стратегия – это определение приоритетных направлений инновационной деятельности. Стратегические приоритеты государственной инновационной политики отражаются в концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу, в программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, докладываются Федеральному собранию РФ. Субъекты РФ разрабатывают инновационные прогнозы и стратегии региональной инновационной политики.
Инновационный проект – это комплекс взаимосвязанных документов, которые предусматривают осуществление конкретной инновационной деятельности в определенный период времени.
Проект (программа) поддержки инновационной деятельности – это проект (программа) развития инновационной инфраструктуры.
Инновационная программа – это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности. На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально-экономического развития РФ на среднесрочный период.
Государственная (федеральная) инновационная программа включает в себя:
– федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям;
– крупные инновационные проекты;
– федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры.
Инновационные проекты включаются в государственную инновационную программу на основании конкурсного отбора, участие в котором осуществляется на добровольных началах. Участвующие в конкурсном отборе инновационные проекты подлежат обязательной государственной научно-технической и экологической экспертизе, предметом которой является их новизна, социально-экономическая и экологическая эффективность.
Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы.
Контрольные вопросы
1. Для чего необходимо государственное управление инновационной деятельностью?
2. Назовите органы государственного управления в инновационной деятельности.