Каждая создаваемая вами переменная должна иметь уникальное имя. Чтобы сделать свои программы более легкими для чтения и понимания, следует использовать смысловые имена переменных. Например, следующий оператор объявляет три переменных с именами х, y и z:
int х, у, z;
Предположим, что эти переменные хранят возраст, тестовые очки и оценку студента, тогда следующие имена переменных более понятны по смыслу для других программистов, читающих ваш исходный код:
int student_age, test_score, grade;
При выборе имен переменных можно использовать комбинацию букв, цифр и подчеркивания (_). Первый символ в имени переменной должен быть буквой или подчеркиванием. Нельзя начинать имя переменной с цифры. Кроме того, в C++ буквы нижнего и верхнего регистров считаются разными. Сначала для имен своих переменных используйте только буквы нижнего регистра. Как только вы освоитесь в C++, можете комбинировать буквы верхнего и нижнего регистров для получения смысловых имен, как показано ниже:
float MonthlySalary, IncomeTax;
8) Операции присваивания в С++
|
|
Для сокращённой записи выражений в языке программирования С++ есть специальные операции, которые называются операциями присваивания. Рассмотрим фрагмент кода, с использованием операции присваивания.
int value = 256; value = value + 256; // обычное выражение с использованием двух операций: = и + value += 256; // сокращённое эквивалентное выражение с использованием операции присваивания |
В строке 2 переменной value присваивается значение 512, полученное в результате суммы значения содержащегося в переменной value с числом 256. В строке 3 выражение выполняет аналогичную операцию, что и в строке 2, но выражение записано в упрощённом виде. В этом выражении присутствует операция присваивания со знаком плюс +=. Таким образом, операция += суммирует значение переменной value co значением, которое находится правее: 256, и присваивает результат суммы этой же переменной. Как видно из примера оператор в строке 3 короче оператора в строке 2, хоть и выполняет аналогичную операцию. Так что,если
некоторую переменную нужно изменить, то рекомендуется использовать операции присваивания.
В С++ существует пять операций присваивания, не считая основную операцию присваивания: =.
- +=операция присваивания-сложения;
- -=операция присваивания-вычитания;
- *=операция присваивания-умножения;
- /=операция присваивания-деления;
- %=операция присваивания-остатка от деления;
Договоримся называть операции присваивания через дефис, чтобы было понятно о какой именно операции идёт речь. В таблице 1 наглядно показаны примеры использования операторов присваивания в языке программирования С++.
|
|
Операции присваивания в С++ | ||||
Операция | Обозначение | Пример | Экв.пример | Пояснение |
операция присваивания-сложения | += | var += 16 | var = var + 16 | Прибавляем к значению переменной varчисло 16, результат суммирования сохраняется в переменной var |
операция присваивания-вычитания | -= | var -= 16 | var = var — 16 | Вычитаем из переменной varчисло 16, результат вычитания сохраняется в переменной var |
операция присваивания-умножения | *= | var *= 16 | var = var * 16 | Умножаем значение переменной varв 16 раз, результат умножения присваивается переменной var |
операция присваивания-деления | /= | var /= 16 | var = var / 16 | Делим значение переменной varна 16, результат деления присваивается переменной var |
операция присваивания-остатка от деления | %= | var %= 16 | var = var % 16 | Находим остаток от деления и сохраняем его в переменной var |
Разработаем программу, которая будет использовать операции присваивания.
// assignment.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include <iostream> using namespace std; int main(int argc, char* argv[]) { int value = 256; cout << "value = " << value << endl; value += 256; // сокращённое выражение с использованием операции присваивания - сложения cout << "value += 256; >> " << value << endl; value -= 256; // сокращённое выражение с использованием операции присваивания - вычитания cout << "value -= 256; >> " << value << endl; value *= 2; // сокращённое выражение с использованием операции присваивания - умножения cout << "value *= 2; >> " << value << endl; value /= 8; // сокращённое выражение с использованием операции присваивания - деления cout << "value /= 8; >> " << value << endl; system("pause"); return 0; } |
Для начала в строке 9 была объявлена переменная value, и инициализирована значением 256. В строках 11, 13, 15, 17, прописаны операции присваивания – сложения, вычитания, умножения и деления соответственно. После выполнения каждой операции присваивания оператор cout печатает результат. Результат работы программы (см. Рисунок 1).
CppStudio.com
value = 256
value += 256; >> 512
value -= 256; >> 256
value *= 2; >> 512
value /= 8; >> 64
Для продолжения нажмите любую клавишу...
Рисунок 1 – Операции присваивания в С++
На рисунке 1 наглядно показаны примеры выполнения операций присваивания, а также показан результат выполнения соответствующей операции присваивания.
9) Думаю, понятно, для чего нужны арифметические операции, арифметика в программировании намного проще чем в математике. Нас интересуют следующие арифметические операции в C++:
+ - сложение;
- - вычитание;
* - умножение;
/ - деление;
% - остаток от деления.
Ниже представлен программный код использующий арифметические операции в C++.
// arithmetic.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include <iostream> using namespace std; int _tmain(int argc, char* argv[]) { double sum, razn, pow, div; // объявление переменных через запятую double a1; // отдельное объявление переменной a1 double a2; // отдельное объявление переменной a2 cout << "Vvedite pervoe chislo: "; cin >> a1; cout << "Vvedite vtoroe chislo: "; cin >> a2; sum = a1 + a2; // операция сложения razn = a1 - a2; // операция вычитания pow = a1 * a2; // операция умножения div = a1 / a2; // операция деления cout << a1 << "+" << a2 << "=" << sum << endl; cout << a1 << "-" << a2 << "=" << razn << endl; cout << a1 << "*" << a2 << "=" << pow << endl; cout << a1 << "/" << a2 << "=" << div << endl; system ("pause"); return 0; } |
В строке 9 объявляются переменные с именами sum, razn, pow, div тип данных у которых double – вещественный тип данных (то есть эти переменные могут хранить такие числа: 0.99; 3.0; 21.6; — 43.15; 345.342).
Любые переменные можно использовать только после объявления. Переменные можно также и инициализировать при объявлении, пример:
double sum = 10; |
Это значит, что мы объявили переменную с именем sum типа double и присвоили ей значение 10. Переменные можно инициализировать и объявлять как через запятую так и по отдельности каждую (строки 10 и 11).
|
|
cin >> a1; // прочитать первое число в переменную а1. | |
cin >> a2; // прочитать второе число в переменную а2. |
Символы >> называются операцией извлечения из потока. Данные символы используются вместе с оператором ввода cin.
sum = a1 + a2; // сложить два числа и записать их сумму в переменную sum razn = a1 - a2; // вычесть из первого числа второе и записать их разность в переменную razn pow = a1 * a2; // умножить два числа и записать их произведение в переменную pow div = a1 / a2; // разделить первое число на второе и записать их частное в переменную div |
C 20-й по 23-ю строки мы выводим результаты наших арифметических операций. Также как и в математике в языке программирования С++ с помощью скобочек формируется порядок вычислений в сложных выражениях, например: ((a+b)*c)-d
Первое действие: a+b;
Второе действие: умножение на с;
Третье действие: вычитание d;
Результат работы программы, выполняющей четыре арифметические операции +, -, *, /, над двумя введенными числами, показан ниже (см.Рисунок 1).
CppStudio.com
Vvedite pervoe chislo: 10
Vvedite vtoroe chislo: 5
10+5=15
10-5=5
10*5=50
10/5=2
Для продолжения нажмите любую клавишу...
Рисунок 1 — Арифметические операции C++
Рассмотрим еще одну арифметическую операцию % - остаток от деления, для этого изучим подробно следующий код программы:
// ost_division.cpp: определяет точку входа для консольного приложения. #include "stdafx.h" #include <iostream> using namespace std; int _tmain(int argc, char* argv[]) { cout << "8 % 4 = " << 8 % 4 << endl; // выполнение операции "остаток от деления" cout << "7 % 4 = " << 7 % 4 << endl; cout << "2 % 4 = " << 2 % 4 << endl; cout << "43 % 10 = " << 43 % 10 << endl; system("pause"); return 0; } |
Результат работы программы, выполняющей операцию «остаток от деления» смотреть на рисунке 2.
CppStudio.com
8 % 4 = 0
7 % 4 = 3
2 % 4 = 2
43 % 10 = 3
Для продолжения нажмите любую клавишу...
Рисунок 2 — Арифметические операции C++
- 1-й случай: четверка может два раза поместиться в восьмерке остаток будет равен 0;
- 2-й случай: четверка может один раз поместиться в семерке и остаток будет равен 3;
- 3-й случай: четверка в двойке поместиться не может по этому остаток будет равен 2;
- 4-й случай: десять может четыре раза поместиться в сорока трех, и остаток будет равен 3;
Рассмотрев 4-ре случая использования операции — остаток от деления, надеюсь, вам стал понятен принцип работы этой операции. Если же нет, то поэкспериментируйте с программой, поизменяйте числа и увидите как меняется результат.
|
|
10) Функция стандартного вывода printf()
Функция printf() является функцией стандартного вывода. С помощью этой функции можно вывести на экран монитора строку символов, число, значение переменной...
Функция printf() имеет прототип в файле stdio.h
int printf(char *управляющая строка,...);
В случае успеха функция printf() возвращает число выведенных символов.
Управляющая строка содержит два типа информации: символы, которые непосредственно выводятся на экран, и спецификаторы формата, определяющие, как выводить аргументы.
Функция printf() это функция форматированного вывода. Это означает, что в параметрах функции необходимо указать формат данных, которые будут выводиться. Формат данных указывается спецификаторами формата. Спецификатор формата начинается с символа % за которым следует код формата.
Спецификаторы формата:
%с | символ |
%d | целое десятичное число |
%i | целое десятичное число |
%e | десятичное число в виде x.xx e+xx |
%E | десятичное число в виде x.xx E+xx |
%f | десятичное число с плавающей запятой xx.xxxx |
%F | десятичное число с плавающей запятой xx.xxxx |
%g | %f или %e, что короче |
%G | %F или %E, что короче |
%o | восьмеричное число |
%s | строка символов |