Формулы смены комплексных модальностей

Если в длинной трансляции составляющие ее отдельные фразы имеют сильно различающиеся комплексные модальности, то это почти всегда производит впечатление (нередко смехотворной) разорванности трансляции - фактически это означает, что у протагониста по мере произнесения своего обращения сильно меняется состояние сознания, например:

- (сам себе, тихо) Я - что, я - мелкая букашка. (инь-син-фон) А ты, Ромуальд, не смейся надо мной, несчастным и больным! (ян-кач-ког)

- (детям) Цыц, мелочь! (ян-син-стил) (в воздух) Как это будет правильно, если моя жизнь некоторое время будет протекать в тишине, безмолвно и непререкаемо. (инь-кач-фон)

Упражнение 11. Определите диадически-триадически-семантическую модальность следующих трансляций и пяти трансляций по своему выбору и продолжите их в антитонной комплексной модальности.

1. - Ах!

2. - Я отказываюсь, Пантелей Донатович, решительно и безоговорочно!

3. - (укоризненно) Виля!

4. - Мне нужна комната, с фикусом или кактусом.

5. - О, моя жизнь!

Ответ.

1. - Ах! (инь-син-стил) Убери эту чертову псину побыстрее, Амфилохий! (ян-пред-ког)

2. - Я отказываюсь, Пантелей Донатович, решительно и безоговорочно! (ян-кач-ког) О! (запрокидывает голову и закрывает лицо руками) (инь-син-стил)

3. - (укоризненно) Виля! (ян-син-ког) (поднимая глаза вверх, тихо) Я как мать просто измучена, и не знаю, что делать! (инь-кач-фон)

4. - Мне нужна комната, с фикусом или кактусом. (инь-пред-ког) (грозно) Тебе, почтеннейший, объясняю, никак объяснить (крутит около виска пальцем) не могу! (гримасничает) (ян-кач-стил)

5. - О, моя жизнь! (инь-син-фон) Подайте копеечку! А лучше - рубль! (протягивает руку) (ян-пред-ког)

Итак, одновременная смена трех разнородных модальностей в пределах одной трансляции обычно (за редкими исключениями) означает "разрыв" в ней, так же как трижды-антитонный ответ обычно означает разрыв коммуникации или неявное требование резкого поворота в ней. Однако смена одновременно двух разнородных модальностей в пределах данной длинной трансляции - довольно обычное явление, и некоторые типичные формулы такого рода приведены чуть ниже. Наиболее плавной является ступенчатая формула изменения комплексной модальности, идея которой заключается в том, что составляющие простые составляющие комплексной модальности меняются по одной. Пусть А, Б, В символизируют различные модальные семьи, А1 и А2 - родственные модальности из семьи А, Б1 и Б2 - родственные модальности из семьи Б, а В1 и В2 - из семьи В.

Ступенчатая формула смены комплексной модальности ранга 2: (А1-Б1) - (А1-Б2) - (А2-Б).

Ступенчатая формула смены комплексной модальности ранга 3:

(А1-Б1-В1) - (А1-Б1-В2) - (А1-Б2-В2) - (А2-Б2-В2).

Ступенчатые формулы смены комплексных модальностей более высокого ранга читатель легко воспроизведет сам, меняя в них простые модальности по одной. Ввиду того, что в комплексной модальности порядок составляющих ее простых не важен, менять их можно в любом порядке. Ниже приведены примеры ступенчатых формул смены комплексных модальностей, а затем трансляции, составленные в соответствии с этими формулами.

(ян-глоб) - (ян-лок) - (инь-лок)

(ян-глоб) - (инь-глоб) - (инь-лок)

(ян-твор-син) - (ян-твор-пред) - (ян-раст-пред) - (инь-раст-пред)

- (глядя в упор) Маврикий, ты - осел! (ян-глоб) С мохнатыми ушами и длинной мордой - понятно? (ян-лок) (возводя глаза вверх) Боже, за что Ты мне дал мужа с такими круглыми глазами и толстой задницей? (инь-лок)

- У тебя есть время, Фабиан? (ян-глоб) Хорошо, когда у человека есть возвожности... (инь-глоб) Ну хотя бы руки, чтобы гвоздь в стену забить. (инь-лок)

- (появляясь в двери и глядя прямо на партнершу) Это я! (ян-твор-син) Вот тебе, Марфута, принес подарок! (достает из-за спины и протягивает букет цветов) (ян-твор-пред) Ты не рада? тогда отдай цветы обратно, Марфа! (ян-раст-пред) (понурив голову, рвет букет и выбрасывает его за окно) (инь-раст-пред)

Упражнение 12. Вставьте в следующие трансляции на место звездочек фразы, так чтобы в итоге получились трансляции по ступенчатой формуле.

1. - Я - человек! (глоб-инь) * * * Дай мне пирог, Филимон! (лок-ян)

2. - В небе сейчас нет облаков, и кажется, что это закон природы. (инь-раст) * * * Возьми с собой плащ или зонт, Амадей. (ян-осущ)

3. - Смотри: пшеница колосится, Филофей. (ян-осущ) * * * И мне уже от жизни ничего не надо. (инь-раст)

4. - Ваш отчет никуда не годится, просто выбросьте его, Сосипатр. (ян-кач) * * * Похоже, кое-кому придется оставить свой кабинет. (инь-пред)

5. - Годы мои, годы уходящие... (раст-кач) Я сегодня понял: пора в Гималаи! (твор-пред)

Ответ.

1. И мой живот отощал. (лок-инь)

2. Но мне представляется, что в этой местности дожди - не редкость. (инь-осущ)

3. Но, пойми, друг мой: скоро ее безжалостно сожнут и повезут на обмолот. (ян-раст)

4. Хороший работник в наше время - редкость. (инь-кач)

5. Волосы мои уже седеют и редеют, спина сгибается... (раст-пред)

Упражнение 13. В следующих ситуациях и в пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по указанной формуле. Подумайте, насколько она удобна для данной ситуации. Придумайте для этой ситуации иную ступенчатую формулу для комплексных модальностей того же типа и соответствующую этой формуле трансляцию.

1. Знакомство с интересным немолодым господином на прогулке в парке. (инь-глоб) - (инь-лок) - (ян-лок)

2. Просьба прямая неотложная к непосредственному начальнику. (ян-син) - (ян-пред) - (инь-пред)

3. Требование насущное к домочадцам от измученной матери. (инь-твор) -(ян-твор) - (ян-раст)

4. Угроза нешуточная домашнему животному, желающему преступного. (ян-глоб) - (инь-глоб) - (инь-лок)

5. Утешение старательное куклы, печалящейся о невозможном. (раст-глоб) - (раст-лок) - (твор-лок)

Специальные формулы.

Ступенчатые формулы обычно производят мягкое впечатление. Меняя одновременно две разнородные модальности в пределах длинной трансляции, протагонист рискует слишком резко повернуть свой сюжет, поэтому ему следует быть осторожным. Однако существуют естественные модальные формулы, в которых одновременно меняются сразу две модальности, но это не режет уши как диссонанс или срыв, а производит (в подходящей ситуации) впечатление "сильного хода". Ниже приведены некоторые примеры.

"Прыжок рыси": (фон-инь) - (ког-ян)

Эта формула дает краткое ненавязчивое вступление, настраивающее партнера в общем и как бы усыпляющее его бдительность, а завершается энергичным и содержательным "нападением" на него:

- (глядя в сторону) Я так всегда мечтала о любви... (фон-инь) Ты когда поведешь меня в ресторан, Прокопий? (ког-ян)

- Моя жизнь - это вечное недоразумение. (фон-инь) Ты точно меня не бросишь, Жанетта? (ког-ян)

Упражнение 14. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле "прыжок рыси".

1. Объявление форс-мажора своей семье.

2. Объявление старому другу о планируемом разводе с женой.

3. Сочувствие теще, стареющей год от года.

4. Отклонение неуместного предложения нового поклонника.

5. Прощание с доброй няней, уходящей по причине моего вырастания.

Ответ.

1. - Не все коту масленица. (фон-инь) Завтра, дети мои, большая уборка квартиры - (с нажимом) всем ясно? (ког-ян)

2. - Капля камень точит. (фон-инь) Знай, Панкрат: мы с Акулиной разводимся - бросаю я ее. (ког-ян)

3. - От судьбы не уйдешь: старость не радость. (фон-инь) Я вам искренне сочувствую, Пелагея Никаноровна, сам знаю: поясница - это не подарок. (ког-ян)

4. - О, молодые женщины очень капризны, особенно красивые и элегантные. (фон-инь) Нет, Самсон, я не пойду с тобой. (ког-ян)

5. - Все лучшее в мире всегда куда-то девается. (фон-инь) Не уходи, Кларетта! (ког-ян)

"Бегство с поля битвы": (ког-ян) - (фон-инь)

Эта формула хороша для снятия напряжения, ухода от слишком горячо обсуждаемой темы:

- Ты пойми, Патрикей: я не хочу сейчас замуж. (ког-ян) Пока зелен виноград, не ст о ит на него рот разевать. (фон-инь)

- Где ты был, дорогой? (ког-ян) (сама себе) О, знал бы кто, как мне надоели эти виноватые глаза! (фон-инь)

Упражнение 15. В следующих ситуациях и пяти ситуациях по своему выбору придумайте обращения по формуле "бегство с поля битвы".

1. Поддержка моральная дочери, обиженной поклонником.

2. Комплимент новой знакомой на танцах.

3. Обещание верное подчиненному, отправляющемуся в опасную командировку.

4. Задание другу, собирающемуся прийти в гости.

5. Возложение вины за неприятное событие на отца.

Ответ.

1. - А ты ему больше не звони. (ког-ян) Есть кое-что и получше в Поднебесной. (фон-инь)

2. - Вы прекрасно танцуете, Авдотья, уверяю вас. (ког-ян) Легкость в танце - это легкость в жизни! (фон-инь)

3. - Если вернешься с добычей - месяц отпуска. (ког-ян) Мужество должно высоко цениться. (фон-инь)

4. - Принеси бутылку вина и тортик - небольшой. (ког-ян) Красиво жить не запретишь. (фон-инь)

5. - А ты сам мне поручил маме помогать, ведь правда?! (ког-ян) А я еще маленький... (фон-инь)

"Верный кинжал": (ког-инь) - (стил-ян)

Эта формула в чем-то похожа на "прыжок рыси", но иногда еще более эффектна и действенна - особенно, если протагонист хорошо владеет стилистической модальностью. Примеры:

- (как бы сама себе) Я не потерплю насилия. (ког-инь) (подходит к партнеру и берет его за горло) Ясно?! (стил-ян)

- (глядя в сторону) Я замерзла и хочу чаю. (ког-инь) (гневно, переводя взор на партнера) Живо чаю! У, лентяй чертов! (стил-ян)

Упражнение 16. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "верный кинжал".

1. - Тебе понравилось мое новое платье, Анисья?

2. - Мне не по душе скрытные люди.

3. - Богу угодны мои добродетели, на то он и Господь.

4. - Мой попугай - самый сообразительный из птиц этого рода.

5. - Тебе надо одеть юбку поприличнее, дочь - ты же уже студентка!

Ответ.

1. - (рассматривет платье) Везет тебе... (ког-инь) (смотрит прямо на протагонистку) Блеск! (стил-ян)

2. - Мне скрывать от тебя нечего. (ког-инь) Вот! (распахивает грудь навстречу протагонисту) (стил-ян)

3. - Бога-то лучше бы тебе всуе не поминать... (ког-инь) (грозно) Помолчи о Господе! (показывает партнеру кулак) (стил-ян)

4. - Лучше бы ты не хвалился. (ког-инь) Дурак твой попугай, Гервасий, (громко скандирует) ду-рак! (стил-ян)

5. - Меня эта юбка устраивает выше головы. (ког-инь) (умоляюще) Не трогай, а?! (стил-ян)

"С небес на землю": (глоб-инь) - (лок-ян)

Эта формула удобна, если требуется оформить переход от абстрактно-созерцательного введения к конкретному содержанию, императивному для партнера:

- Я на многое закрываю глаза... (глоб-инь) Но эту свою Клеопатру с кривыми ногами ты больше в наш дом не приводи, Ираклий! (лок-ян)

- Удача - это хорошо, но мимолетно. (глоб-инь) Так что дай объявление в газету и на радио, Аверкий. (лок-ян)

Упражнение 17. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по своему выбору по формуле "с небес на землю".

1. - Пришла пора нам с тобой объясниться всерьез, мама: я уже взрослый!

2. - Такого ленивого работника на нашей фирме еще не было, Панкрат!

3. - Мой принцип таков: сначала пробуем, потом делаем, а не наоборот.

4. - Что ж! придется мне, видно, умирать в одиночестве...

5. - Клянись в верности, Акулина! Иначе убью!

Ответ.

1. - Мне уже все ясно... (глоб-инь) Вытри сначала нос, сынок. (лок-ян)

2. - Ой! (глоб-инь) А почему из всех я, всегда я?! (лок-ян)

3. - Это мудро. (глоб-инь) Ну, начинаем с малых пирогов или сразу к большому выдвигаемся? (лок-ян)

4. - От судьбы не уйдешь никуда. (глоб-инь) Может, подушечку тебе под голову положить? (лок-ян)

5. - Поклянешься - потом Господь прогневается. (глоб-инь) Ну ладно, давай икону. (лок-ян)

"Восход солнца": (син-ян) - (кач-инь) - (пред-ян)

Эта формула хороша для самопредъявления или для представления другого человека:

- (глядя прямо на партнера) Пойми: я - (с пафосом) Неудачник. (син-ян) (подняв глаза вверх) Неудачник со стажем, с опытом, убежденный и последовательный. (инь-кач) (переводя взгляд на партнера) Не проси меня заварить чай - я и заварку просыплю, и сахару не найду. (ян-пред)

- Это, друзья мои, (громко) Капитолина. (ян-син) Она скромная, молодая, неопытная и очень веселая. (инь-кач) Посмотрите, какие у нее глаза и чудная улыбка. (показывает рукой в направлении Капитолины) (ян-пред)

Упражнение 18. Подумайте, какие еще формулы смены комплексных модальностей могут оказаться полезными в разных ситуациях. Подключите к рассмотрению модальности, введенные в следующих главах этой книги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: