Наблюдательная модальность и ее маркеры

Цель человека, находящегося в наблюдательной модальности - это расширение или изменение внутренней картины мира или внутреннего мира в целом. Говоря на обычном языке - это модальность наблюдения с целью внутреннего запоминания. Выразительные средства, с помощью которых протагонист обозначает модальность своего поведения как наблюдательную, на первый взгляд, небогаты, но весьма значимы для партнера. В принципе, это пауза внимания, во время которой протагонист слушает, смотрит, чувствует телесно, принюхивается или пробует на вкус. Однако чаще всего протагонист обозначает свою паузу внимания определенными словами, например:

- Что еще вы хотите мне сообщить? (вопросительный взгляд) (пауза внимания) (наб)

Для наблюдательной модальности характерно отсутствие адекватной (с точки зрения внешнего потока событий) внешней реакции со стороны протагониста. У его партнера возникает вопрос: "Почему он так внимательно на меня смотрит (слушает, трогает, обнюхивает) - и никак не реагирует?" В этом смысле можно сказать, что чистая наблюдательная модальность в большинстве случаев не является адекватной для коммуникации - за некоторыми исключениями, когда собеседник показывает, что ожидает именно ее, как в следующих примерах:

- Слушай меня, и учись, пока я жив, Нафанаил!

- (молча смотрит во все глаза) (наб)

- Тебя интересует мое мнение, Ядвига?

- (придвигается к протагонисту и поворачивает к нему свое ухо) (наб)

Для наблюдательной модальности характерно молчаливое участие протагониста во внешней ситуации как бы "для себя", в качестве постороннего наблюдателя. Интересно, важно, поучительно - но непосредственного участия не принимаю - таков слушатель на лекции, зритель на спектакле.

Переживания, внутреннего отреагирования в наблюдательной модальности не происходит. Здесь лишь собирается внутренний материал, на основе которого возможна последующая внутренняя работа (а может быть, сразу будет самовыражение, или внешнее действие) - но пока ее нет.

Для наблюдательной модальности характерны уточняющие вопросы, показывающие личный, глубокий характер внимания протагониста, выходящий за рамки его чисто внешних сюжетов:

- Мне хотелось бы понять для себя, зачем вам так много золота? (пауза) (наб)

- Мне так страшно бывает вечерами в одиночестве - что бы вы мне посоветовали, Будимир? (пауза) (наб)

Для наблюдательной модальности характерны неподвижные позы, внимательный, сосредоточенный взгляд: поглощающий, засасывающий, отслеживающий, считывающий, запоминающий.

Типичные для наблюдательной модальности роли это Наблюдатель, Свидетель, Исповедник.

Упражнение 1. Определите психологические модальности трансляций в следующих диалогах и пяти элементарных диалогах по своему выбору.

1. - Ты мне не нравишься, Евтихий, сегодня.

-? (вопросительно смотрит на протагонистку)

2. - (интимно) Как ты ко мне относишься, Домна?

- (пожимая плечами) Как все, так и я.

3. - (гневно) Что, Тимур, индюком-то выступаешь?

- (скромно) Я что, я ничего...

4. - (с немым восхищением смотрит на партнера, любуясь им)

- (гордо выгибает спину и задирает голову демонстрируя себя)

5. - (прикрыв глаза, сам себе) Что-то неважнецкие мои дела...

- Что случилось, Варлам?

6. - (буднично) Мы сегодня идем на концерт Анания.

- (радостно) Ах, я так рада - мне он даже снился сегодня.

7. -? (вопросительно смотрит на партнера)

- (отрешенно погружается в себя)

8. - Как вам понравился последний концерт группы "Окурок"?

- Очень! Ананий - Одиссей рока!

9. - (значительно) Ты мне снился, Давид.

- Правда? (смотрит вопросительно)

10. - (вежливо) Заходите, Эраст Федорович.

- Тут у вас во дворе такая лужа, прямо гоголевская - я чуть не утонул, право слово!

Ответ. 1. дем; наб. 2. дем; внеш. 3. дем; внеш. 4. наб; дем. 5. внут; внеш. 6. внеш; дем. 7. наб; внут. 8. внеш; дем. 9. дем; наб. 10. внеш; дем.

Упражнение 2. В следующей сценке определите психологические модальности трансляций героев.




double arrow
Сейчас читают про: