Синастрические и реверсивные психологические модальности

Синастрическая внутренняя модальность характерна для трансляций, где протагонист предлагает партнеру углубиться в свой (партнера) внутренний мир:

- (проникновенно) А совесть у тебя есть? (>внут)

- Ты не мне, ты своему покойному отцу ответь: правильно ты себя ведешь или нет? (>внут)

- А если бы ты вернулся в свою юность, как бы ты поступил, Евтихий? (>внут)

- Вспомни, что ты мне обещал год назад - и клялся и божился, что не обманешь! (>внут)

Синастрическая внешняя модальность характерна для обращений к партнеру, предполагающих его ответ как исполнителя определенной внешней социальной роли или функции:

- Ты мне скажи как отец Марфы: когда ей нужно вернуться домой? (>внеш)

- Если ты мой возлюбленный, то где цветы и вино? (>внеш)

- Сходи на рынок и принеси фруктов, и смотри получше выбирай - ясно? (>внеш)

Другой вариант использования синастрической внешней модальности - требование, чтобы партнер отвечал немедленно, особенно в непривычной для себя ситуации:

- (внезапно задирая юбку и поворачиваясь к партнеру задом) Отвечай, но только быстро: ты пойдешь за мной на край света? (>внеш)

Синастрическая демонстративная модальность предполагает ответ партнера с учетом его внутренних ресурсов или личного отношения:

- Скажи мне, Дормидонт, тебе нравится наш начальник? (>дем)

- Неужели тебе не противно мне каждый день лгать - скажи честно, Порфирий! (>дем)

- Подумай и скажи, какую птицу я тебе напоминаю - или может быть это земноводное? (>дем)

Синастрическая наблюдательная модальность характерна для трансляций, в которых протагонист привлекает к себе внимание партнера - прямо или косвенно, намеренно употребляя неизвестные ему слова, выражения, имена или подчеркнуто оставляя свое сообщение незаконченным.:

- Слушай меня и не перебивай! (>вним)

- Гляди, как я это буду изображать! (>вним)

- Если интересно, могу рассказать. (>вним)

- (многозначительно) А меня сегодня Максимилиан пригласил... кое-куда... (>вним)

Реверсивная внутренняя модальность характерна для трансляций, в которых протагонист оценивает предшествующую реплику партнера как не имеющую отношения к нему (протагонисту) лично:

- Может, ты все же обратишь на меня свое внимание, Людвиг? (<внут)

- Я в молодости тоже грезами наяву увлекался... (<внут)

- Ты с кем разговариваешь - со мной или со своим прошлым? (<внут)

Реверсивная внешняя модальность возникает, например, в трансляциях, где протагонист показывает, что воспринял предшествующую реплику партнера по ее непосредственному социальному смыслу без учета особенностей ее психологического наполнения:

- Хорошо, слушаюсь: ты командир. (<внеш)

- Нельзя так нельзя, конечно не буду. (<внеш)

- Я понимаю, вы отвечаете за порядок на производстве. (<внеш)

Реверсивная демонстративная модальность характерна для трансляций, где протагонист дает партнеру понять, что воспринял его предыдущее обращение как личное или заранее спланированное:

- Сильно напрягся, Досифей? Теперь можешь отдохнуть. (<дем)

- Ты почему меня своим считаешь, Радомир? Мы пока что еще мало соли вместе съели. (<дем)

- Ты зря меня так презираешь. (<дем)

Реверсивная наблюдательная модальность характерна для трансляций, где протагонист показывает, что партнер слишком внимательно на него смотрит (его слушает):

- А что? Я ничего особенного тебе не говорю, Гервасий. (<наб)

- Не смотри на меня как на пророка. (<наб)

- Ты что, меня проглотить готовишься? (<наб)

Упражнение 4. В следующей сценке определите синастрические и реверсивные психологические маркеры. Отметьте психологически комплементарные, некомплементарные, конформные и неконформные трансляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: