Вопрос 13. Россия и средневековые государства Европы и Азии

По своему географическому положению и по этническому составу Россия совмещает в себе Европу и Азию. Не случайно Россию называли Евразией или Срединным миром, подчеркивая ее промежуточное положение между Западом и Востоком. Как это все влияет на социально-экономическую, государственную и духовную жизнь России? Восток или Запад преобладают в России? В каком направлении движется Россия? Эти вопросы всегда вызывали споры. Одни историки видели в России часть Европы, хотя отмечали, что по сравнению с ней она развивается более медленно. Другие утверждали, что у России свой самобытный путь развития и своя цивилизация.

Вся история России это непрерывный процесс расширения территорий. Огромные пространства давали России большие экономические и торговые преимущества, но они были сопряжены и с трудностями развития цивилизации – ведь территорию нужно освоить и защищать, а это всегда требовало больших ресурсов и времени.

В вопросах выбора религии, вмесите с христианством Древняя Русь получила из Византии и идею монархической власти, которое быстро вошло в политическое самосознание. Единодержавную власть поддерживала церковная группировка. Особенно это проявилось во времена Ивана Грозного. Он придерживался принципа, что вся страна для него – это собственность и он там полновластный хозяин. В поведении и поступках Ивана Грозного явно прослеживается склонность к восточной деспотии. В противовес царю новое дворянство выдвигает идею, что царь должен править со своими советниками и думой и всенародно. Это уже уклон в сторону Европы. Именно с этого времени начинает развиваться русская политическая мысль, по своим идеалам близкая к западной теории.

Особенностью русского общества являлась община. Она же существовала и в Западной Европе в эпоху феодализма. Однако западная община более динамична, чем русская.

Древняя Русь дала вариант бессинтезного и уже по этому замедленного развития феодализма. Подобно некоторым странам Западной Европы, восточные славяне перешли к феодализму непосредственно от первобытообщинного строя.

История средневековой России показывает, что в этот период общественные процессы проходили все же по пути близкому к западноевропейскому, чем к восточному, хотя и не так ярко как в Европе.

Выбрав христианский путь развития и усвоения накопленных Византией религиозно-нравственных ценностей позволило России сразу определить свое положение в христианском мире. Различия в вероисповидании были настолько серьезны, что Европа воспринималась как центр «латинства». Поэтому интерес к плодам западной цивилизации проявлялся очень медленно. Таким образом, в то самое время, когда Европа уже рассталась со средневековой системой ценностей и утвердила идеалы гуманизма и рационализма, Россия получила от Византии идеи мистико-аскетического направления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: