Образование Московского союза потребительских обществ

Последнее десятилетие XIX века в России ознаменовалось экономическим подъемом. Наметился бурный рост промышлен­ности, быстро развивались железнодорожное строительство, бан­ковское дело, торговля. Торговый капитал все глубже проникал в сельское хозяйство, где расширялось производство зерна, молока, другой продукции на продажу. При этом часть крестьян недоедала, случались и неурожайные, голодные годы. Реальными хозяевами мелких деревенских рынков были местные торговцы и скупщики, наживавшие себе целые состояния. Возросли потребности город­ского населения в покупных продуктах питания и других товарах, сельских жителей - в фабрично-заводских изделиях.

В таких условиях ускорилось развитие кооперативного движения. Именно в 90-х годах стали возникать новые виды коопе­ративов: еще редкие земледельческие артели (на Урале, в По­волжье) и многочисленные маслодельные артели (в Западной Сиби­ри). Росла сеть кредитных и потребительских кооперативов. В Рос­сии теперь ежегодно создавалось до 50 и более потребительских обществ. Изменился социальный состав пайщиков: усилился приток в кооперацию крестьян, рабочих и других наименее обеспеченных слоев населения, весьма заинтересованных в хозяйственном успехе своих обществ. Сокращалось количество ликвидированных обществ потребителей. Появились и практично организованные, крепкие, деятельные кооперативы. Эти первые успехи потребительской коо­перации являлись очень скромными. В России пока не было ни примерного (образцового) устава потребительского общества, ни кооперативного союза, ни специального закона о кооперации[21]. Их отсутствие тормозило кооперативное движение, выражало его внут­реннюю слабость.

Русские кооператоры еще в 1870 г. предлагали созвать съезд для организации союза потребительских обществ и их совместных закупок, но съезд не был разрешен властями. Опубликованный в 1875 г. проект образцового устава для потребительских обществ также не был утвержден. Всякого рода кооперативы устраивали правительство лишь как хозяйственные предприятия; кооперативы, а тем более их союз, как общественные организации не внушали правительству полити­ческого доверия. Поэтому потребовалось еще примерно четверти века для того, чтобы идеи союза потребительских обществ и образ­цового устава в России зазвучали достаточно громко и были, нако­нец, осуществлены.

Летом 1896 г. в г. Нижнем Новгороде одновременно проходи­ли известная торгово-промышленная ярмарка, крупнейшая про­мышленная и художественная выставка и Всероссийский торгово-промышленный съезд. Кооператорам удалось получить разрешение от властей собраться в составе IV отдела этого съезда, и отдел стал как бы самостоятельным съездом представителей потребительских и некоторых других кооперативов. В работе съезда участвовали кооператоры из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Твери, Оренбурга, Орла, Тобольска и других городов - всего представите­ли 28 потребительских обществ и 5 других кооперативных органи­заций.

Съезд представителей потребительских обществ работал с 7 по 15 августа 1896 г. и состоял из трех комиссий, первая из которых была образована специально для обсуждения проекта Положения о союзах учреждений мелкого кредита, обществ потребителей и про­мышленных товариществ. В проект Положения о союзах участники внесли ряд поправок и признали необходимым дополнить документ пожеланием о придании союзу характера юридического лица, вза­имной ответственности его членов, о праве союза приобретать не­движимое имущество, заключать займы и принимать вклады. Хотя решение об организации союза съезд не принял, он высказал доста­точно четкую мысль о целесообразности создания единого цент­рального учреждения или, говоря по-другому, центра потреби­тельской кооперации. Нужен был союз, который занимался бы как организационно-кооперативной работой, так и торгово-закупочной деятельностью, содействуя потребительским обществам в достиже­нии стоящих перед ним задач.

Продуктивным было обсуждение на съезде проекта нормаль­ного (т.е. примерного, образцового) устава потребительского об­щества, более прогрессивного по сравнению со сложившимися к тому времени уставами действующих потребительских обществ.

Проект нормального устава предусматривал: внесение сразу или по частям относительно невысокого 10-рублевого пая; возмож­ность иметь несколько паев любым членом общества по решению общего собрания; равноправие членов, внесших не менее 10 руб., с теми, кто внес более значительные паевые взносы; распределение на паи не более 10% прибыли; зачисление еще 10 % прибыли в за­пасный капитал общества; распределение остальной прибыли меж­ду пайщиками пропорционально стоимости сделанных каждым из них закупок в лавках потребительского общества. Разрешалась про­дажа товаров членам общества и нечленам за наличные деньги, а членам и в кредит. Дозволялось при потребительском обществе иметь учреждения и предприятия, заботящиеся об улучшении мате­риальных и нравственных условий жизни его участников. Членство было открытым для граждан всех сословий без различия пола, а также для юридических лиц. Управлялось общество общим собра­нием и правлением, для контроля избиралась ревизионная комис­сия.

Проект нормального устава съездом был принят, а 13 мая 1897 г. по ходатайству кооператоров его утвердило правительство. Если раньше существовала сложная процедура утверждения устава каж­дого вновь организуемого кооператива министерством внутренних дел, то отныне данная функция была возложена на губернаторов. Это облегчало создание новых потребительских обществ.

Оттолкнувшись, что называется, от идеи нижегородского съез­да, в октябре 1896 г. два московских кооператива - общество по­требителей "Взаимная польза'' и Экономическое общество офице­ров — выступили главными инициаторами и основателями союза. Ими было создано особое подготовительное бюро, а оно упомяну­тое выше Положение о союзе различных видов кооперативов пере­работало в более конкретное Положение Московского союза по­требительских обществ (МСПО). Это был его Устав. В нем преж­де всего была определена цель союза - содействие установлению и развитию постоянных сношений между потребительскими общест­вами и организация их совместной деятельности.

Положение, направленное от имени учредителей союза в МВД, было там утверждено 16 июня 1898 г. Членами - учредителями МСПО явились 18 потребительских обществ, из них 5 находились в Москве и Московской губернии, столько же - на Урале, по одному в Твери, Уфе и Красноярске, во Владимирской, Нижегородской и Тамбовской губерниях, остальные два — на Украине и в Туркестане. Состав учредителей показывает, что союз с самого начала создавал­ся как объединение всероссийское.

Первое учредительное собрание уполномоченных МСПО со­стоялось 23-24 октября (5-6 ноября по новому стилю) 1898 г.

Оно рассмотрело заявление обществ потребителей о вступлении в МСПО и приняло по ним положительное решение; избрало бюро, т.е. правление из 5 членов и 5 кандидатов; решило организовать совместные закупки товаров для обществ-членов союза и нечленов; определило хозяйственный год с 1 ноября по 31 октября; утвердило годовую смету МСПО; заслушало доклад об Английском обществе оптовых закупок; избрало ревизионную комиссию из 3 человек.

Председателем бюро (правления) МСПО стал популярный мо­сковский кооператор и военный юрист полковник Николай Гибнер, а председателем ревизионной комиссии - тоже кооператор, крупный специалист в области финансов профессор университета Иван Озе­ров. Оба они работали в МСПО безвозмездно, на общественных началах. В состав бюро вошли также участники нижегородского съезда известные кооператоры, яркие общественники Владимир Анофриев, Сергей Каблуков и др.

В соответствии с Положением (Уставом) МСПО собрания уполномоченных созывались ежегодно, а то даже дважды и трижды в год. В дооктябрьский период всего состоялось 32 собрания упол­номоченных союза.

МСПО официально был союзом Московским, но фактически все больше превращался во всероссийский центр потребительской кооперации. В отличие от западноевропейских стран, в которых создавались два национальных центра кооперации, т.е. общество оптовых закупок и кооперативный союз, в России было найдено более удачное решение вопроса о круге деятельности союза: МСПО стал выполнять одновременно функции двух центров — хозяйствен­ного и организационного.

В первые годы существования МСПО объем его хозяйственной деятельности был ограничен, так как его паевой капитал составлял небольшую сумму, торговые фирмы коммерческим кредитом тоже не баловали, на какую-либо финансовую, материальную, иную по­мощь правительства союз не рассчитывал. Поэтому первоначально МСПО не мог вести оптовую торговлю за твердый счет и вынужден был осуществлять только комиссионно-посреднические операции, сводя потребительские общества с торговыми фирмами Москвы.

Союз стремился к организации собственной оптовой торговли с целью снабжения потребительских обществ дешевыми товарами. В 1901 г. он впервые совершил крупную оптовую торговую опера­цию - закупил 100 тыс. пудов сахара и другие товары для своих обществ. Однако и это были лишь комиссионные операции, а не соб­ственный складской оборот Свои складские оптовые операции со­юз смог начать только в 1907 г В качестве оптовика-посредника он выступает на нижегородских ярмарках организатором совместных закупок потребительских обществ. Часть прибыли МСПО от торгово-складских операций распределялась между обществами пропор­ционально сделанным ими в союзе закупкам.

Потребительские общества - члены МСПО вносили союзу вступительный взнос в сумме 50 руб., в качестве пая 3 % своего паевого капитала и еще не менее одного паевого взноса в 50 руб. А число членов росло: в 1899 г их было 36, в 1903 г. - 126, в 1905 г. -142 общества, которые объединяли свыше 65 тыс. индивидуальных пайщиков. Собственный паевой капитал союза в 1898 г. составлял 0,8 тыс. руб., в 1900 г. - 5,2 и в 1905 г. - 17,7 тыс. руб. Увеличивал­ся оборот союза. В 1898 г. он едва превысил 31 тыс. руб., в 1900 г. равнялся 109,3 и в 1905 г составил 290,8 тыс. руб. Союз в то время объединял лишь небольшую часть существовавших в стране потре­бительских обществ Кооперативное хозяйство развивалось по за­конам рыночной экономики. МСПО, в деятельности которого тор­гово-закупочные операции стояли на первом месте, гибко взаимо­действовал с остальными участниками рынка, сотрудничая и сопер­ничая с ними одновременно. Он мог совершать оптовые закупки товаров непосредственно у легкой и пищевой промышленности и крупных оптовых фирм на условиях, коммерчески выгодных для него самого и его членов-обществ

МСПО был создан благодаря величайшим усилиям российских кооператоров. Он явился результатом длительного внутреннего развития потребительской кооперации и началом ее вступления в качественно новую фазу Разрозненность действий потребительских обществ мало-помалу уступала место соединению их сил. МСПО был кооперативным союзом-первенцем; позже возникли сотни местных союзов. Все они вместе придали кооперативному движе­нию России необходимую устойчивость и силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: