Система государственного управления

Александр I.

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербург­ской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой император был сложной и проти­воречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его харак­тера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать меж­ду отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность. А.С.Пушкин дал ему весьма образную характеристику: «Властитель слабый и лука­вый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой…» Дру­гие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того времени образование. Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставни­ком будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей фран­цузского просветительства, которые он пытался привить своему учени­ку. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хоро­шо видел политическое и экономическое отставание России от передо­вых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствова­ния, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, дохо­дившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнепо­литических действиях в 1815-1825 гг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: