Место истории в системе наук. Понятие “история”. Предмет и методология исторической науки. Историческая компетенция

История – 1) минувшая социальная действительность; 2) коллективная память человечества.

История – это есть процесс развития человечества во времени и пространстве. Также ее иногда называют “Клио” – имя богини исторических рассказов.

История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам. История многоотраслевая дисциплина, она тесно связана с другими общественными науками - философией, социологией, политологией, экономикой, культурологией, правоведением, этнологией, археологией и демографией. История подразделяется и по широте изучения объекта: история мира в целом (всемирная или всеобщая история), история континентов (например, история Азии и Африки), история отдельных стран и народов или группы народов (например, история России). Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования, изучающие его детально и таким образом способствующие более глубокому пониманию исторического процесса в целом.

Предмет исторической науки — это изучение закономерностей развития общества (а также её отдельных сегментов, явлений).

Методология – совокупность способов и приемов познания исторического процесса.

1) Формационный подход;

2) Цивилизационный подход.

(1)Безмировой исторический процесс делится на 5 формаций:

1) Первобытная;

2) Рабовладельческая;

3) Феодальная;

4) Капиталистическая;

5) Коммунистическая.

(2)Цивилизация – культурно-исторический этап в развитии человечества, который характеризуется определенным уровнем потребностей, способностей, навыков, а также новым уровнем способа производства.

Цивилизации бывают мировые и локальные. Мировые: неолитическая, античная, доиндустриальная, постиндустриальная, информационная. Локальные: западная, православная, китайская, арабская, иранская, дальневосточная.

Движение декабристов: причины, характер и цели. Революционно-демократическая идеология в России(19 век). Теория общинного социализма. Народничество: политическая доктрина и практика. Распространение марксизма в России. Образование РСДРП.

Причины. Очень четко растущее отставание России от Запада стало отмечаться после войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, посещения боевыми офицерами стран Западной Европы. Многим молодым офицерам русской армии хотелось быстрее ликвидировать разрыв между российскими и европейскими порядками.

Изменения, которые происходили в Европе после Великой французской революции, а именно: крушение монархий, утверждение парламентских институтов, буржуазных принципов рыночной экономики, – не могли не повлиять на развитие общественно-политической мысли в России.

После возвращения русских войск из заграничных походов среди молодых дворян-офицеров стали возникать первые признаки политического недовольства. Понемногу это недовольство переросло в общественно-политическое движение, которое получило название движения декабристов.

Характер их движения можно определить как объективно буржуазный. Вместе с тем в общественном движении в России существовала своя специфика. Особенностью российского исторического процесса было то, что на раннем этапе руководство борьбой за буржуазные преобразования принадлежало не буржуазии, а дворянству. Объясняется это тем, что русская буржуазия в эпоху крепостного права еще не сформировалась как класс и не смогла выдвинуть самостоятельные политические требования. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывалось в начале Х1Х века исключительно у передовой части дворянства, которая, по существу, выступала против интересов своего класса. Круг революционеров был крайне ограничен - в основном он состоял из представителей высшего дворянства и офицерского корпуса. Оторванные от всех классов и сословий России, они вынуждены были придерживаться узкозаговорщической тактики, что обусловило слабость дворянской революционности и, в конечном счете, их неудачу и поражение.

Основной целью движения являлось упразднение самодержавия и отмена крепостного права.

30—40 гг. XIX в. — время начала формирования в русской общественно- политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В. Г. Белинский и А. И. Герцен. Они резко выступили против теории «официальной народности», против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.
После подавления революционного движения 1848 г. Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в русском общественно-политическом движении воспринял идеи утопического социализма, получившего в то время широкое распространение в Западной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок к развитию социалистической мысли в России. Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н. Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественно-политическом движении разночинцев. Если до 60-х гг. в общественно-политическом движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м годам в России возникает разночинная интеллигенция (разночинцы – выходцы из различных сословий, духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т. д.).

В трудах Герцена, Чернышевского по существу сложилась программа общественных преобразований в России. Чернышевский был сторонником крестьянской революции, свержения самодержавия и установления республики. Предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости, уничтожение помещичьего землевладения. Конфискованная земля должна была передаваться крестьянским общинам для распределения ее между крестьянами по справедливости (уравнительному принципу). Община при отсутствии частной собственности на землю, периодических переделах земли, коллективизме, самоуправлении должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне и стать социалистической ячейкой общества.
Программа общинного социализма была взята на вооружение народниками, партией социалистов-революционеров. Ряд положений аграрной программы был включен большевиками в «Декрет о земле», принятый II Всероссийским съездом Советов в октябре 1917 г. Идеи Герцена и Чернышевского по-разному воспринимались их сторонниками. Радикально настроенная интеллигенция расценивала идею общинного социализма как призыв к непосредственному действию, более умеренная ее часть — как программу постепенного продвижения вперед.

Основателем теории русского или общинного социализма был А.И.Герцен. Зародышем социализма признавалась крестьянская поземельная община, а его основами считались: крестьянское общинное землевладение, равное право людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина.

Герцен считал, что соединение западной идеи социализма с народными основами русской крестьянской общины приведет к возникновению нового общественного строя без эксплуатации. Залогом этого он считал отсутствие развитой частной собственности на землю, общинные традиции взаимопомощи. Крестьянская община была, по его мнению, подлинной ячейкой социализма. Эти национальные особенности он видел и в рабочих, ремесленных артелях.

Пути перехода к социализму Герценом четко разработаны не были. В целом он склонялся к ненасильственному варианту реализации своей идеи. На первый план Герцен выдвигал необходимость ликвидации крепостного права. Достаточно освободить общину от гнета помещиков и чиновников и ее порядки, поддерживаемые абсолютным большинством населения, восторжествуют в стране.

НАРОДНИЧЕСТВО – идеологическая доктрина и общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи второй половины 19 – начала 20 в. Его сторонники ставили целью выработать национальную модель некапиталистической эволюции, постепенно адаптировать большинство населения к условиям модернизации хозяйства. Как система идей была характерна для стран с преимущественно аграрным характером экономики в эпоху их перехода к индустриальной стадии развития (помимо России, это Польша, а также входившие в состав Российской империи Украина, страны Прибалтики и Кавказа). Считается разновидностью утопического социализма, соединенного с конкретными (в ряде аспектов – потенциально реалистичными) проектами реформирования экономической, социальной и политической сфер жизни страны.

В советской историографии история народничества тесно связывалась с этапами освободительного движения, начатого движением декабристов и завершенного Февральской революцией 1917. Соответственно, народничество соотносилось со вторым, революционно-демократическим его этапом.

Современная наука полагает, что обращение народников к массам было продиктовано не политической целесообразностью немедленной ликвидации самодержавия (цель тогдашнего революционного движения), а внутренней культурно-исторической потребностью сближения культур – культуры образованного сословия и народной. Объективно движение и доктрина народничества способствовали консолидации нации через снятие сословных различий, формировали предпосылки для создания единого правового пространства для всех слоев общества.

Герцен и Чернышевский – родоначальники народнической идеологии. Первые признаки протонародничества обнаруживаются уже в творчестве русских писателей 18 в. (А.Н.Радищев) и начала 19 вв. (А.С.Пушкин, А.Я.Чаадаев, Н.В.Гоголь), проявлявших устойчивый интерес к социальной проблематике, «правде жизни». Но родоначальниками идеологии народничества считаются А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, хотя при общей схожести их основных взглядов, отсутствие единства и целостности в самой народнической доктрине определили их серьезные расхождения по ряду принципиальных вопросов.

Кризис народничества и развитие рабочего движения обусловили обращение части интеллигенции к марксизму. Первая русская марксистская организация создается в Женеве в 1883г. небольшой группой революционных народников, бывших членов "Черного передела": Г.В.Плехановым, П.Б.Аксельродом, В.И.Засулич, В.Н.Игнатовым, Л.Г.Дейч. Руководителем группы, принявшей название "Освобождение труда" был талантливый теоретик и пропагандист марксизма Г.В.Плеханов. В своих первых работах "Социализм и политическая борьба" и "Наши разногласия" Плеханов подверг критике взгляды народников, утверждавших, что капитализм в России - случайное явление, упадок, регресс. Плеханов указывает, что неправильно сетовать по этому поводу. Задача революционеров заключается в том, чтобы использовать развитие капитализма в интересах революции - опереться в борьбе с самодержавием на новую революционную силу, порождаемую капитализмом, пролетариат. Пролетариат, связанный с крупным фабрично-заводским производством, более восприимчив к идеям социализма и более способен к организации, чем распыленное крестьянство, ведущее мелкое хозяйство. Взгляды народников на крестьянскую общину, как оплот социализма, Плеханов отверг. Он указал, что община переживает процесс внутреннего расслоения, выделения бедноты и богатого крестьянства /кулачества/.

В своей практической деятельности группа "Освобождение труда" сосредоточилась на пропаганде марксизма. Она перевела на русский язык, издала и нелегально распространила в России ряд произведений Маркса и Энгельса.

В 80-е - начале 90-х гг. возникают марксистские кружки и в самой России: в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре. В одном из этих кружков начинает свою революционную деятельность В.И.Ульянов /Ленин/. В 1895 г. Ленин входит в руководство созданной в Петербурге нелегальной организации, принявшей название "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". "Союз" был построен на принципах централизма и строгой дисциплины, его работа была нацелена на установление тесной связи с рабочими. Основой являлись рабочие кружки на заводах и фабриках. В 1896 г. под руководством "Союза " прошла общая стачка текстильщиков столицы. Было издано более десятка листовок. По образцу петербургского стали создаваться союзы в Москве, Туле, Иваново-Вознесенске, Ярославле и др. городах.

Следующим шагом в распространении марксизма в России стало создание рабочей партии. В 1898 г. в Минске состоялся первый съезд представителей ряда социал-демократических организаций России, в основном "Союзов борьбы". Съезд принял решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии /РСДРП/ и избрал Центральный Комитет из трех человек. От имени съезда был выпущен манифест, который провозгласил: "Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма".

В конце 19 - начале 20 в. на арену политической жизни выходит новое поколение революционных народников. В 1901 г. образуется Партия социалистов-революционеров /эсеров/, сочетавшая принципы народнической идеологии с призывами к революционным насильственным мерам по их воплощению. Одним из признанных лидеров партии был Виктор Чернов. Он являлся автором идеи социализации земли, ставшей важнейшим требованием программы эсеров. Социализация означала ликвидацию помещичьего землевладения, переход земли в общенародное достояние, уничтожение частной собственности на землю и ее уравнительное распределение среди крестьян. Осуществление этой программы связывалось с уничтожением самодержавия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: