Леонид Ильич Брежнев

Родился 19 декабря 1906 года в семье рабо­чего-металлурга. Однако, несмотря на рабочее происхождение и раннее на­чало трудовой деятельности (в 1921 году 15-ти лет от роду), он не зареко­мендовал себя активным общественным деятелем. Только в 25-летнем воз­расте Брежнев вступает в партию, имея за плечами оконченный в 1927 году Курский землеустроительно-мелеоративный техникум, а так же определён­ный стаж руководящей работы. В 1935 году Брежнев оканчивает Металлургический институт в городе Днепропетровске и некоторое время работает по специальности, инженером на металлургическом заводе, потом директором техникума.

В 1937 году начинается его политическая карьера. В мае он стано­вится заместителем председателя исполкома Днепродзержинского горсо­вета, а через год оказывается в обкоме партии в Днепропетровске. В1939 году Л. И. Брежнев занимает пост секретаря Днепропетровского обкома партии, в период Великой Оте­чественной войны и до 1946 года - заместитель начальника политуправле­ния фронта, начальник политотдела армии, начальник политуправления фронта, округа. Затем Л. И. Брежнев возвращается на гражданскую партий­ную работу, становясь в 1946 году первым секретарём Запорожского, а в 1947 году Днепропетровского обкомов Компартии Украины. Здесь он обрёл немало своих будущих ближайших сотрудников на высших постах в партии и государстве.

После XIX съезда партии Брежнев становится кандидатом в члены Президиума ЦК, секретарём ЦК КПСС, а после смерти Сталина оказывается в Главном политуправлении Советской Армии и ВМФ. Далее, чем выше поднимались акции Хрущёва, тем сильнее становились позиции Брежнева. Его новый взлёт начинается уже с февраля 1954 года, когда он избирается сначала вторым, а затем и первым секретарём Компартии Казахстана. В 1956 году Брежнев вновь кандидат в члены Президиума ЦК и секретарь ЦК КПСС. В 1958 году, после устранения с политической арены всех соперни­ков Хрущёва, он назначается заместителем председателя Бюро ЦК КПСС по РСФСР, затем, с мая 1960 по июль 1964 года, является Председателем Пре­зидиума Верховного Совета СССР, причём с июня он одновременно и сек­ретарь ЦК. Таким образом, к октябрьскому (1964 г.) Пленуму ЦК Брежнев был вторым лицом в партии и государстве, что, конечно же, облегчило ему захват власти.

Стали создаваться и различного рода мифы, особенно вокруг военной биографии Брежнева. Как политработник Брежнев не принимал участия в наиболее крупных и решающих сражениях Отечественной войны. Один из наиболее важных эпизодов в боевой биографии 18-й армии - это захват и удержание в течение 225 дней плацдарма южнее Новороссийска в 1943 г., получившего название "Малая земля". В боях на Малой земле принимала участие не вся армия, а лишь ее десантные части. Штаб армии и ее политотдел находились на Большой земле в относительной безопасности. Как можно судить по небольшой книжке Брежнева, он был на Малой земле всего два раза; один раз с бригадой ЦК партии, другой раз для вручения партийных билетов и наград солдатам и офицерам. В большой документальной повести Г. Соколова "Малая земля", автор которой, как говорится в предисловии, "все семь долгих месяцев находился на Малой земле", мы можем найти всего два упоминания о Брежневе - "худом полковнике с большими черными бровями". Однако со второй половины 70-х годов этот героический, но малозначительный в общем масштабе войны эпизод стал безмерно увеличиваться, о нем писали и говорили больше, чем о других действительно великих сражениях войны. Книжечку Брежнева включили в список обязательной литературы для изучения в средней школе, в вузах и системе партийного просвещения. Непомерно преувеличивалась и роль самого Брежнева в боях на Малой земле.

Не уважение, но только насмешки вызывала и удивительная склонность Брежнева к мишуре внешних почестей и наград. После войны на груди генерал-майора Брежнева было всего четыре ордена и две медали. После войны еще при Сталине Брежнев был награжден орденом Ленина. За 10 лет хрущевского руководства Брежнев был награжден орденом Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени. Однако после того, как сам Брежнев пришел к руководству страной и партией, награды стали сыпаться на него как из рога изобилия. К концу своей жизни он имел орденов и медалей гораздо больше, чем Сталин и Хрущев, вместе взятые. При этом он очень хотел получать именно боевые ордена. Ему четыре раза было присвоено звание Героя Советского Союза, которое по статусу может присваиваться только три раза (лишь Г. К. Жуков был исключением). Десятки раз он получал звания Героя и высшие ордена всех социалистических стран. Его награждали даже орденами стран Латинской Америки и Африки. Брежнев был награжден высшим советским боевым орденом "Победа", который вручался только крупнейшим полководцам, и при этом за, выдающиеся победы в масштабах фронтов или групп фронтов. Естественно, что при таком количестве высших боевых наград Брежнев не мог удовлетвориться званием генерал-лейтенанта. В 1976 г. Брежневу было присвоено звание маршала СССР. На очередную встречу с ветеранами 18-й армии Брежнев пришел в плаще и, войдя в помещение, скомандовал: "Внимание! Идет маршал!" Скинув плащ, он предстал перед ветеранами в новой маршальской форме. Указав на маршальские звезды на погонах, Брежнев с гордостью произнес: "Дослужился!"

Во время похорон советских лидеров принято нести их награды, приколотые к небольшим бархатным подушечкам. Когда хоронили Суслова, пятнадцать старших офицеров несли за гробом его ордена и медали. Но у Брежнева было больше двухсот орденов и медалей! Пришлось прикреплять на каждую бархатную подушечку по нескольку орденов и медалей и ограничить почетный эскорт сорока четырьмя старшими офицерами.

Историки работают долго, и я думаю, что политики их опередят. Режим Брежнева пугал всех своей иррациональностью: трудно доверять политической группе, которая управляет великой страной по принципу "после нас хоть потоп". Фиэическая смерть Брежнева проходила долго и мучительно на глазах всего мира. Теперь пришло время его политической смерти. Но это не повод для того, чтобы молчать о Брежневе. Чтобы окончательно покончить с его наследием, недостаточно только снять вывески с его именем с улиц городов, площадей и районов. Поэтому я только могу присоединиться к призыву простого рабочего Н. К. Козырева: "Нужно открыть форточку не только в страшные 30-е, но и в удушливые 70-е годы".

Борис Ельцин

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного президента России - Бориса Николаевича Ельцина.

БИОГРАФИЯ

Борис Ельцин родился 1 февраля 1931 в селе Бутка Талицкого района Свердловской области. В 1949 году после окончания школы поступил на строительный факультет Уральского политехнического института имени С.М.Кирова в Свердловске, который закончил в 1955 году. В 1961 году вступил в КПСС. В 1968 был переведен с хозяйственной работы на профессиональную партийную - возглавил отдел строительства Свердловского обкома партии. В 1975 на пленуме Свердловского обкома КПСС был избран секретарем обкома, ответственным за промышленное развитие области.
В годы правления Ельцина в Свердловске было выстроено роскошное здание для областного комитета КПСС, получившее в городе прозвища "Белый Зуб" и "член КПСС". Методом "народной стройки" была проложена дорога из Свердловска в Североуральск. Проведена реконструкция старых шахт и заводов.
В 1978 в первый раз был избран депутатом Верховного Совета СССР (в ВС 9-го созыва 1974-79, затем избирался в 1979 в ВС 10-го созыва и в 1984 - 11-го созыва; с 1984 по 1985 и с 1986 по 1988 был членом Президиума ВС СССР).
В 1981 году на XXVI съезде КПСС был избран членом ЦК КПСС.
После прихода к власти в марте 1985 года Михаила Горбачева Ельцину было предложено 3 апреля 1985 возглавить Отдел строительства ЦК КПСС. 12 апреля Ельцин приступил к работе в этой должности.
22 декабря 1985 М.Горбачев предложил Ельцину возглавить Московскую партийную организацию вместо Виктора Гришина. 24 декабря пленум Московского городского комитета (МГК) КПСС, на котором выступил Горбачев, освободил Гришина от возложенных на него обязанностей по "его собственному желанию в связи с уходом на пенсию" и единогласно избрал Ельцина новым первым секретарем.
На посту первого секретаря МГК Ельцин начал с того, что сразу же заменил своих помощников, членов бюро и секретарей МГК, а также руководство Моссовета. Затем была проведена перестановка кадров на уровне районных комитетов партии, начата кампания борьбы с коррупцией в московской торговле.

21 октября 1987 на пленуме ЦК КПСС Ельцин подверг критике работу Политбюро и секретариата ЦК, выразил недовольство низкими темпами преобразований в обществе и низкопоклонством перед Генеральным секретарем, и попросил об отставке из состава Политбюро, добавив, что вопрос об отставке его с поста первого секретаря МГК решит горком. В ответ Горбачев обвинил Ельцина в "политической незрелости" и "абсолютной безответственности", рекомендовал пленуму признать выступление Ельцина "политически ошибочным" и поставить на пленуме МГК партии вопрос о его освобождении от должности первого секретаря. Никто из присутствующих Ельцина не поддержал.
11 ноября 1987 на пленуме МГК "битье" Ельцина продолжилось с еще большей силой. Он был вынужден признать ошибочность своего выступления и был снят с поста первого секретаря МГК КПСС.
В марте 1990 года Ельцин был избран народным депутатом РСФСР в Свердловске в блоке кандидатов в депутаты "Демократическая россия"(доверенным лицом Ельцина и фактическим организатором его предвыборной кампании был Бурбулис).
29 мая 1990 на I съезде народных депутатов РСФСР Ельцин при поддержке блока "Демократическая Россия" был избран Председателем Верховного Совета РСФСР. Став Председателем ВС РСФСР, Ельцин заявил о выходе из блока "Демократическая Россия".
16 июня 1990 постановлением I Съезда народных депутатов РСФСР была создана Конституционная комиссия, председателем которой был избран Председатель ВС Ельцин, а заместителем председателя - первый зам. Председателя ВС Руслан Хасбулатов, ответственным секретарем - Олег Румянцев.
В январе 1991 года, после захвата советскими войсками Вильнюсского телецентра, активное вмешательство Ельцина в развитие событий, в том числе, его поездка в Таллин, в ходе которой были подписаны соглашения с прибалтийскими республиками, помогли предотвратить свержение национал-демократических режимов в этих республиках.
19 февраля 1991 Ельцин выступил по телевидению с резкой критикой политики правительства, требованием отставки Горбачева и передачи власти Совету Федерации в составе руководителей союзных республик.
На проведенном 17 марта 1991 референдуме большинство населения России высказалось за сохранение СССР, но и за введение в РСФСР поста президента.
12 июня 1991 на выборах Президента РСФСР Ельцин баллотировался в паре с Александром Руцким и победил в первом туре, опередив Николая Рыжкова, Владимира Жириновского, Амана Тулеева, Альберта Макашова и Вадима Бакатина. За Ельцина проголосовало 45.552.041 человек (57,30% участвовавших в голосовании, 42,78% списочного состава избирателей).
6 ноября 1991 года Ельцин возглавил новое правительство Российской Федерации в качестве его Председателя. Первым заместителем его - и фактическим главой "правительства реформ" - стал Бурбулис, сыгравший решающую роль в формировании экономического блока нового правительства на основе группы молодых экономистов во главе с Егором Гайдаром.
7-8 декабря 1991 в Беловежской пуще состоялась встреча президентов России и Украины и Председателя Верховного Совета Белоруссии, результатом которой стала ликвидация СССР и провозглашение Содружества Независимых Государств (СНГ). В ходе Алма-Атинской встречи глав союзных республик, состоявшейся 21 декабря, число учредителей СНГ увеличилось до 11. Решение о ратификации беловежских соглашений и денонсации Союзного договора 1922 года было почти единогласно одобрено Верховным Советом России.
2 января 1992 были освобождены цены на большинство товаров. Скачок цен оказался стремительнее, чем ожидалось. Часть народных депутатов Российской Федерации (РФ) выражали недовольство результатами первого месяца реформ.
В конце января 1992 года Ельцин выступил с инициативами по разоружению и заявил, что отныне оружие бывшего СССР не будет нацелено на города США.

16 марта 1992 был подписан Указ о создании Министерства обороны России. Временно исполняющим обязанности министра обороны стал сам Ельцин (7 мая на этот пост был назначен генерал Павел Грачев).
27 мая 1992 в интервью "Комсомольской правде" Ельцин впервые заявил о необходимости введения в стране прямого президентского правления.
25 марта 1993 был опубликован существенно измененный Указ Президента о проведении 25 апреля всенародного референдума - в нем не было упоминания об "особом порядке управления страной".
25 апреля 1993 состоялся референдум. Более 50 процентов принявших участие в голосовании выразили доверие президенту РФ и социально-экономической политике правительства. Этот результат Ельцин в своем заявлении сразу после референдума истолковал как то, что "политика реформ находится теперь под защитой народа". За досрочные перевыборы и народных депутатов и президента высказалось также более 50% участников голосования, но положительное решение по этим вопросам засчитано не было, как "носящим конституционный характер" и, следовательно требующим более 50% не от участников голосования, а от общего числа избирателей.
21 сентября 1993 года Президент подписал Указ N 1400 "О поэтапной конституционной реформе". Этим указом Ельцин распускал Съезд народных депутатов и Верховный Совет и назначал на 12 декабря 1993 выборы в новый представительный орган - Федеральное Собрание. В первоначальном тексте нового Положения о федеральных органах власти предусматривалось, что верхняя палата Федерального Собрания - Совет Федерации - будет формироваться из глав исполнительной и представительной властей 89 субъектов Российской Федерации. Согласно Указу N 1400, действие Конституции Российской Федерации в части, противоречащей тексту Указа, "прекращалось".
Несколькими днями позже Ельцин издал указы о проведении 12 июня 1994 выборов Президента РФ, а также о назначении на 12 декабря 1993 референдума о принятии новой Конституции - одновременно с выборами в Федеральное Собрание.
Его действия вызвали противодействие со стороны парламентариев, которые 23 сентября 1993 объявили президентские полномочия Ельцина прекращенными, в соответствии со статьей 121-6 Конституции, и поручили исполнение обязанностей Президента РФ А.Руцкому. Правомерность такого решения подтвердил Конституционный Суд.
Противостояние продолжалось две с половиной недели. 3 октября 1993 по призыву Руцкого сторонники парламента, получившие оружие, взяли штурмом здание московской мэрии, а затем безуспешно попытались захватить здание телецентра в Останкино. Телепередачи из Останкино были прекращены его руководством, а напавшая на Останкино толпа была рассеяна пулеметным огнем с большим количеством жертв. Президент ввел в Москве чрезвычайное положение, продолжавшееся 2 недели. Утром 4 октября 1993 в Москву были введены войска, верные Ельцину, которые к вечеру того же дня, после танкового обстрела, взяли штурмом здание парламента и арестовали Руцкого, Хасбулатова и других руководителей парламентского сопротивления.
Указом президента все организации, участвовавшие в вооруженном мятеже, а также оппозиционные издания были запрещены на период чрезвычайного положения. Позже Ельцин начал роспуск Советов всех уровней.
6 октября 1993 Ельцин своим указом приостановил деятельность Конституционного Суда Российской Федерации.
В конце ноября 1994 Ельцин санкционировал попытку свержения сепаратистского режима генерала Джохара Дудаева в Чечне, который беспрепятственно существовал с осени 1991, продолжая - также, как до провозглашения независимости - получать от федерального правительства нефть и деньги.
14 июня 1995 отряд чеченских боевиков во главе с Шамилем Басаевым совершил вылазку на российскую территорию, захватив больницу и заложников в г.Буденновске Ставропольского края. После неудачного для правительственных сил штурма больницы, в ходе которого погибла часть заложников, премьер-министр Черномырдин провел телефонные переговоры с Басаевым, в результате которых заложники были освобождены, а боевики получили возможность беспрепятственно уйти.
9 января 1996 чеченские боевики во главе с Салманом Радуевым захватила роддом города Кизляра в Дагестане, захватив более 2 тысяч заложников. В первом туре выборов 16 июня 1996 Ельцин получил 26.664.890 голосов, или 35,28% (Зюганов - 32,04%), во втором туре 3 июля - 40.208.384 голоса, или 53,82% (Зюганов - 40,31%) и стал таким образом Президентом России на второй срок.
В промежутке между двумя турами, стремясь получить голоса сторонников генерала Александра Лебедя (завоевавшего 3-е место - почти 14,5 процентов) и других аутсайдеров первого тура, Ельцин назначил Лебедя секретарем Совета Безопасности РФ и уволил со своих постов министра обороны П.Грачева, первого вице-премьера Олега Сосковца, начальника Службы безопасности Президента Александра Коржакова и директора ФСБ Михаила Барсукова.
Сведения о том, что у президента серьезные проблемы с сердцем, впервые просочились в прессу в конце 1995 - начале 1996 года. Еще в октябре 1995 Ельцин, возможно, перенес инфаркт миокарда (по словам ведущего научного сотрудника Института сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева, кандидата медицинских наук Михаила Алшибая, который первый публично высказал мнение о том, что Ельцину необходима операция. В сентябре 1996 была официально признана болезнь президента ("ишемическая болезнь сердца, стенокардия напряжения, кардиосклероз, постгеморогическая анемия и дисфункция щитовидной железы"). Ельцин прошел обследование консилиума врачей, после которого было объявлено о предстоящей ему операции на сердце.
В марте 1997 Ельцин создал Государственную комиссию по проведению Года согласия и примирения, став ее председателем. В марте-апреле 1997 произвел реорганизацию правительства (в частности, сократилось до двух количество первых вице-премьеров, которыми стали Анатолий Чубайс и Борис Немцов). Председателем правительства остался Черномырдин.
16 марта 1999 Совет Государственной Думы РФ назначил на 15 апреля 1999 рассмотрение вопроса об отрешении Б.Ельцина от должности Президента РФ.
31 декабря 1999 года ушел в отставку с поста Президента Российской Федерации. И.о. президента, согласно Конституции РФ, стал Владимир Путин
Первым Указом, подписанным Путиным 31 декабря 1999 стал Указ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи", дающий пожизненную неприкосновенность бывшему Президенту РФ.
19 февраля 2003 г. Госдума отклонила в первом чтении и сняла с дальнейшего рассмотрения законопроект, которым предлагалось лишить Ельцина гарантированных ему законом льгот и привилегий.
23 апреля 2007 года в 15.45 Борис Николаевич скоропостижно скончался от сердечного приступа.


Владимир Владимирович Путин

Родился 7 октября 1952 в Ленинграде. В 1975 г. окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета (ЛГУ) и по распределению был направлен работать в КГБ СССР. С 1975 по 1990 год служил в Первом Главном управлении (ПГУ) КГБ СССР (внешняя разведка, ныне - Служба внешней разведки РФ), длительное время работал в Германии. Подполковник запаса.

С марта 1994 г. - июнь 1996 г. первый заместитель мэра Санкт-Петербурга. Июнь 1996 г. - март 1997 г. - заместитель управляющего делами администрации президента РФ 2 ноября 1996 г. избран руководителем петербургского отделения движения "Наш дом - Россия". С марта 1997 г. - заместитель руководителя Администрации президента РФ - начальник Контрольного управления администрации президента РФ. 26 марта 1997 Указом Президента РФ был назначен заместителем Руководителя Администрации Президента РФ - начальником Главного контрольного управления Президента РФ, сменив на этом посту Алексея Кудрина, ставшего заместителем Министра финансов. 19 сентября 1997 включен в состав Межведомственной комиссии СБ РФ по экономической безопасности. 25 мая 1998 был назначен первым заместителем Руководителя Администрации Президента РФ. 15 июля 1998 года возглавил Комиссию при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации вместо С.Шахрая. 25 июля 1998 года Указом Президента был назначен директором Федеральной службы безопасности России (ФСБ). 1 октября 1998 введен в состав постоянных членов Совета Безопасности РФ. 18 ноября 1998 Указом Президента РФ включен в новый состав постоянных членов Совета Безопасности РФ. В декабре 1998 г. вошел в состав попечительского совета Международного фонда защиты от дискриминации. 1 декабря 1998 г. вошел в состав Межведомственной комиссии по оптимизации государственного оборонного заказа.

Свой первый визит в новом качестве и.о. Президента - Верховного Главнокомандующего Путин совершил в Чечню. Рубеж XXI века войдет в новейшую российскую историю как эпоха затяжных и тяжелых кавказских войн. На Востоке Путин унаследовал от Ельцина хорошие, но неглубокие отношения с Китаем, стратегическое партнерство с которым основывается на узкой платформе политического диалога и военно-технического сотрудничества. В то же время Ельцин поставил своего преемника в трудное положение на японском направлении, необдуманно пообещав заключить мирный договор (и, значит, пойти на территориальные уступки). На этом фоне отношения России с ее ближайшими соседями - странами СНГ становились все более дифференцированными и в большинстве случаев все более отдаленными. Более того, будучи объективно слабее России, новые государства переигрывали Москву, заставляя ее идти на уступки.

В то же время к моменту передачи власти в Кремле положение России в мире имело ряд положительных аспектов, и страна все еще располагала некоторыми важными ресурсами. Россия в конце ельцинской эры находилась не только в ослабленном, но и в расслабленном положении. При условии проведения Москвой энергичной, скоординированной и целеустремленной внешней политики некоторые из объективных слабостей можно было частично компенсировать. Это и попытался сделать Путин.

Новый президент начал с того, что признал скромные размеры российской экономики и отсталость ее по сравнению не только с ведущими державами, но и с вторым-третьим эшелоном стран современного мира. Одновременно Путин признал ответственность самих россиян (в советскую и постсоветскую эпоху) за такое положение дел. Вместо того, чтобы повторять риторику о непреходящем величии державы, Путин сместил акцент на необходимость сделать Россию «сильной страной». При этом он подчеркнул, что сила этой будущей России будет заключаться прежде всего в ее экономической состоятельности - остальное приложится. Экономика, о которой говорит Путин как о цели, это, безусловно, экономика капиталистического типа, преодолевшая искривления периода первоначального накопления капитала. Логика действий нового президента, по-видимому, подразумевает первоочередное создание административного аппарата - орудия будущих реформ. На это уйдет не менее полутора-двух лет, в течение которых главным делом Путина будет не экономика, а политика. Борьба за укрепление реальной власти, а затем ее удержание может не только поглотить основные наличные силы, но и со временем превратиться в самодовлеющую задачу. Государство, действительно, поначалу крепло, но затем, не будучи поддержанным процветающей экономикой и не уравновешенное институтами гражданского общества, деградировало и иногда распадалось. Кроме того, в российских условиях примат государства очень часто реализуется по формуле "лес рубят - щепки летят". Некоторые «щепки», полетевшие уже в период правления Путина (методы «Антитеррора» в Чечне, «дело Бабицкого», история с Гусинским), уже создали проблемы для достижения внешнеполитических целей нового президента. Пока что - количественные.

Внешнеполитические итоги первых полутора лет пребывания Путина у власти, естественно, не очень велики, но довольно показательны. За полтора года президент прошел проверку двумя испытаниями, имеющим важное значение для внешней политики. Речь идет о второй чеченской войне и о остро вставшей в последнее время проблеме мирового терроризма, неразрывно связанны с именем вначале премьера, а затем президента Путина.

Во-первых, Чечня для Путина - больше, чем Чечня. Речь в его представлении, по-видимому, идет о борьбе с широким наступлением исламского экстремизма от Алжира до Афганистана, от Косово до Киргизии, координируемым извне (тезис о «международном терроризме»). Уступка в Чечне может обернуться стратегическим поражением от Северного Кавказа до Центральной Азии и привести к дестабилизации Поволжья.

Во-вторых, Путин сумел удержаться от соблазна использовать жесткую западную критику войны в Чечне для консолидации власти на национал-патриотической основе. Вместо этого он был предельно корректен в реакции на критику и беспредельно терпелив в отстаивании своей позиции. С самого начала отказавшись от конфронтации, он проявил устойчивость по отношению к западному давлению и западным советам. В то же время позиция того или иного правительства по отношению к действиям России в Чечне стала определяющей для формирования политики Москвы на соответствующем направлении. Не похоже, чтобы эта линия была Путину подсказана. Скорее всего, это личный выбор.

В отношениях с Америкой Путин решает задачу-минимум: избежать конфронтации. Не только партнерство, но даже сколь-нибудь тесное сотрудничество отодвинулись далеко за горизонт, а в центре отношений, как во времена «холодной войны», доминируют проблемы безопасности которые стали особенно актуальны после ввода НАТО'вских войск в Афганистан. Пока что Путин довольно умело разыграл имевшиеся у него карты: ратификация СНВ-2 и ДВЗЯИ, инициатива по европейской ПРО ТВД, объявление о визите в Северную Корею. В личном плане приезд Клинтона в Москву был явно полезен: Путин прошел кандидатский стаж для принятия в клуб руководителей «восьмерки», что, безусловно, является для него важной целью.

Наконец, на постсоветском пространстве Москва при Путине впервые начинает последовательно защищать свои конкретные интересы. Она стремится избежать чрезмерной зависимости от транзитных стран, настаивает на выплате газовых долгов, консолидирует позицию российских участников на Каспии, отказывается от явно невыгодных положений соглашения о зоне свободной торговли, а также от безвизового режима поездок между странами СНГ. Создается впечатление, что главными российскими фигурами в отношениях с бывшими республиками СССР становятся газовики, нефтяники и борцы с международным терроризмом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: