Экономическая политика германского фашизма стимулировала перерастание монополистического капитала в государтвенно-монополистический. В Германии были объединены все промышленные и финансовые компании, транспорт, торговые и ремесленные предприятия в отраслевые и территориальные группы. В их главе были поставлены руководители из числа крупных капиталистов. Предпринимательские союзы Германии объединились в корпорацию «Имперское сословие германской промышленности». Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства. Вожди фашистской партии становились фабрикантами, банкирами, землевладельцами, получали крупные посты в промышленных и финансовых корпорациях.
Перестройка социально-экономической структуры шла в направлении централизации экономической мощи в руках фашистского государства и верхушки монополистического капитала. Был создан сложный аппарат для государственного регулирования хозяйства, его регламентации. Вскоре после прихода к власти уже в середине 1933 г. фашистское правительство приняло закон о принудительном картелировании экономики. В ряде отраслей промышленности были созданы объединения промышленных фирм. 27 февраля 1934 г. был принят «Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства». По этому закону министр экономики получал полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск или слияние, на назначение руководителей этих объединений. Было образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремесла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта. Через них проводились государственные решения в области экономики. Символом веры фашизма стал так называемый «фюрер-принцип». Группы предприятий и секторы экономики должны были подчиняться в своей хозяйственной деятельности распоряжениям и приказам руководителей экономики. Во главе экономики Германии стоял Главный хозяйственный совет обязывал генерального уполномоченного в области военной экономики Я. Шахта обеспечить «переход всех экономических сил на службу ведения войны». Германское правительство стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для возрастающего ввоза стратегического сырья. Новый план Я. Шахта вводил жесткий контроль за расходами иностранной валюты. Были приняты экстренные меры по налаживанию производства синтетических материалов — искусственного каучука, бензина, пластмасс, химического волокна и т. д. Накоплению дефицитного сырья способствовали усиленные закупки его вплоть до начала второй мировой войны в США, Великобритании, Франции и других странах. Особенно большую помощь Германии в этом оказали американские монополии, связанные картельными соглашениями с германскими трестами.
Экономическую подготовку к войне возглавил осенью 1936 г. Г. Геринг, ставший уполномоченным по осуществлению 4-летнего плана. Этот план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения был рассчитан на четыре года. Предприятия, зачисленные в разряд «решающих в военном отношении», снабжались в первую очередь кредитами, сырьем, рабочей силой.
В целом с 1932 по 1938 гг. военные расходы увеличились в 25 раз (их удельный вес поднялся с 26% до 76%). Расходы на транспорт увеличились более чем в 4 раза, на общественное управление — в 1,5 раза, и расходы на жилищное строительство возросли почти в 1,7 раза. Устанавливался запрет на инвестиции в бумажную, джутовую, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли. В отрасли тяжелой и военной промышленности направлялись 3/5 всех инвестиций.
Тяжелая промышленность к 1939 г. превысила предкризисный уровень на 50%. Машиностроение стало давать около 25% всей промышленной продукции. Накануне второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промышленного производства. Аграрная политика фашизма была рассчитана на создание продовольственных резервов к началу войны. Было создано «Имперское сословие по продовольствию» — главный орган фашистского государства по регулированию сельскохозяйственного производства, и отрасль была поставлена под его безраздельный контроль. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции. Продукция каждого двора находилась на строгом учете. Особую роль сыграл закон «О наследственных дворах» (принятый уже в сентябре 1933 г.), которыми признавались хозяйства зажиточных крестьян (гроссбауэров), имевшие от 7,5 до 125 га земли. Они объявлялись неотчуждаемыми, освобождались от некоторых налогов: поземельного, на наследство — и могли наследоваться только старшим из сыновей (но по закону 1937 г. «Об обеспечении нормального ведения сельского хозяйства» наследственный двор мог быть отнят у хозяина за невыполнение указаний «Имперского сословия по продовольствию»). В 1933 г. был ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих.
Фашистское государство взяло под свой контроль и рынки рабочей силы. Рабочие и предприниматели были включены в единый так называемый «Немецкий трудовой фронт», претендовавший на реализацию идей социального партнерства труда и капитала. Законом «Об организации национального труда», принятым в январе 1934 г., декларировалось прекращение классовой борьбы, а рабочие превращались в «солдат труда». Каждый фабрикант объявлялся их «фюрером» и получал диктаторские полномочия. Были отменены коллективные договоры, уничтожены профсоюзы и другие рабочие организации, запрещены стачки и забастовки. Зарплата регулировалась «Немецким Трудовым фронтом» и так называемыми доверенными по договору, которые подчинялись в свою очередь министерству экономики и получали от него указания по этим вопросам. Фашисты провозгласили промышленный капитал самой почетной «разновидностью труда».
С 1935 г. для юношей и девушек в возрасте 18—25 лет была введена принудительная трудовая повинность: в 1938 г. она стала всеобщей. В 1934 г. рабочим-металлистам было запрещено произвольно менять место работы. Позднее эти ограничения распространялись на другие категории квалифицированных рабочих. Рабочий день накануне войны достигал 10—14 часов.
Фашистская Германия развязала вторую мировую войну и воссоздала свою военную промышленность.
Мировой экономический кризис 1929 г. захватил экономику Англии только в конце 1930 г. Но уже бюджет 1930 г. был принят в атмосфере ухудшения положения в торговле и роста безработицы. За годы кризиса 1930—1932 гг. объем промышленного производства упал на 15% (особенно пострадали традиционные отрасли — металлургическая, угольная и др.); сократились посевные площади; объем внешней торговли сократился в 2 paзa, торговый баланс был дефицитным; увеличилась безработица - в 1932 г. она охватила 30-35% всех рабочих. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иностранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонского Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны. Все это вызывало тревогу финансовых и правительственных кругов, необходимы были" решительные меры.
В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством финансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Комиссии. Комиссия считала необходимым уменьшить государственные расходы и использовать национальный доход для перераспределения выделяемых средств из менее существенных отраслей в те, которые предназначены смягчить социальную несправедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и косвенные налоги и сократить государственные налоги за счет в основном уменьшения выплат безработным.
В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по национальной экономики большинство членов кабинета высказались против принятия предложений Комиссии Мэя. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. И к 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое национальное правительство, в котором ключевые посты заняли консерваторы. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономике получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству необходимые для платежного баланса страны займы при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. Платежный баланс находился к тому времени в катастрофическом состоянии. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании необходимый заем.
Новый кабинет министров Макдональда принял измененный более жесткий бюджет. Новый кабинет министров приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов. В соответствии с этим планом были значительно увеличены прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены общественные работы. Возросли вклады населения на социальное страхование, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи. В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Финансовая стабильность позволила вернуть доверие к правительству как в самой Великобритании, так и за границей. Кроме осуществления политики экономии правительство Макдональда принимало и другие меры. Был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в результате обесценивался бумажный фунт — его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные цены на внутреннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя.
Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок, так и не входивших, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией и также отменило золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие страны не отказались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную ситуацию 1925-1931 гг. В 1931-1932 гг. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что положительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения импорта. В Великобритании цены оставались достаточно стабильными, уровень жизни практически не менялся в 1931—1936 гг., Цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали возвращаться в английские банки. К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, проводилась эффективная политика протекционизма, и финансовый кризис миновал. Банковский процент постоянно снижался. После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице, появления новых государственных доходов (в результате проведения протекционистской политики). Высвобождению дополнительных денежных ресурсов способствовал переход к более низкой процентной ставке по военному займу.
В 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина урезанных зарплат (остальные — в 1935—1936 гг.), был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости. В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса. Положение английской промышленности было наихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоровления. В 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.
«Новый курс» Ф. Рузвельта
В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался по 1933 г. включительно и сильнее всех Нью-Йорка. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, производство чугуна — на 79%, стали — на 76%, автомобилей — на 80%.
Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929—1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и финансовых фирм, разорились 5760 банков. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Резко снизился жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн американцев. Росло число безработных: с членами семей они составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Многие лишились жилья, возникли «гуверовские городки», выстроенные из ящиков и строительных отходов.
Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы — на 45%. Цена на сельскохозяйственные продукты снизилась на 58%, а более Фермерских доходов шло на погашение задолженности и налоги За годы кризиса разорились около 1 млн ферм, и они были принудительно проданы. Для сдерживания падения цен уничтожали продукты — пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали. В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс» Рузвельта.
«Новый курс» представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом было проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса, и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».
Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами.
Основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс общественного воспроизводства.
В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: первоначальный — с 1933 до 1935 гг. и второй этап — с 1935 г.
Для спасения банковской и финансовой систем и их оздоровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление их функций и получение правительственных кредитов (займов) из Федеральной резервной системы (это разрешалось только наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков — членов Федеральной резервной системы (2 тыс. банков разрешения на это не получили).
Созданная еще при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции. За первые два года «Нового курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. Усилилась концентрация банковской системы — число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара: в январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.
Благодаря девальвации доллара распределение доходов изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США. Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Была создана Администрация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, а также экономисты, деятели Американской федерации труда. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования. Он включал три раздела. В первом разделе основной упор был сделан на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.
Ассоциация предпринимателей всю промышленность разделила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разработать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма.В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В числе других мер было предусмотрено создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18—25 лет. Учитывая популярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до Второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрез тайной помощи выдавала штатам дотации для помощи безработным. На общественных работах к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.
В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннесси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, борьба с эрозией почв путем лесонасаждений, контролировалась промышленность, снабжаемая электростанцией Теннесси. Для трудоустройства безработных на Юге США строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и т. д.
Для предпринимателей имела значение отмена антитрестовского законодательства. В то же время профсоюзы получили право на коллективную защиту.
Реализация этого закона укрепила положение крупных монополий, так как в конечном счете они определяли условия производства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА был хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования.
27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконституционным, но регулирующая роль государства во многом сохранилась. Второй важный этап — в начале 1933 г., в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки, Конгресс США принял закон о регулировании сельского хозяйства. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909—1914 гг. В их числе:
1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота.
2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.
3. Антиинфляционные меры. Правительство получало право девальвировать доллар, демонитизировать серебро, выпустить на 3 млрд долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933—1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.
Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За год действия ААА было забито 23 млн голов рогатого скота и 6,4 млн голов свиней. В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился повор влево. Этого добились своей борьбой трудящиеся: за-193 3—1939 бастовало более 8 млн. человек. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера «Национальный акт о трудовых отношениях», билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабочему движению.
Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели — 44 часа.
Сохраняются традиционные формы, сложившиеся в колониальной системе домонополистического капитализма (неэквивалентная торговля, колониальная дань, налоговый грабеж и др.). Главными формами зависимости становятся вывоз капитала, эксплуатация дешевой рабочей силы, создание специфической колониальной социально-экономической структуры. Политические и юридические формы отношений между метрополией и колонией различны:
а) сохранение государственной независимости страны (страны Латинской Америки);
б) промежуточные переходные формы зависимости (протектораты — Египет, Тунис, Кувейт, Бахрейн и т. д. мандатная система — мандат от Лиги Наций);
в) полное подчинение метрополии (Индия, Алжир, Бирма, Цейлон, Индонезия).
Борьба за передел мира На долю Великобритании и Франции приходилось около 85% территории и 84% населения колоний, обделенными оказались США, Германия, Италия, Япония. Начало передела — англо-бурская война 1899—1902 гг.; испано-американская война 1898 г.; русско-японская война 1904 г.Затем Первая мировая война. Япония захватила Манчжурию (1931 г.), в 1937 г. — попытка захватить Китай. Италия захватила Эфиопию (1936)
Лекция №8. Вторая мировая война (1939-1945 гг.) (экономический аспект)
Предпосылки. Острейшие межимпериалистические противоречия, создание фашистской милитаризованной экономики при содействии капиталистических стран Европы и особенно США в Германии, а также в Италии, Испании, Португалии мировые амбиции германского фашизма.
Общие итоги. Вовлечение в войну более 60 государств с населением более 4/5 жителей мира. Война уничтожила около 55 млн человек. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли расходы на Первую мировую войну. Потери национального богатства стран-участников составили 316 млрд долларов.
Последствия.
1. Сосредоточение двух третей промышленного производства и золотого запаса мира в США.
2. Полное крушение всей колониальной системы империализма и создание десятков самостоятельных национальных государств на территории бывших колоний.
3. Создание мировой системы социализма.
4. Создание двух военно-политических блоков — НАТО и ОВД.
5. Создание и реализация «плана Маршалла» (1948—1951 гг.).
6. Создание экономических блоков ОЭСР (Организация экономического развития и сотрудничества) и ОЕЭС (Организация европейского экономического сотрудничества) развитых капиталистических стран и СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи) стран социализма.
План Маршалла (1948-1952 гг.) (экономический аспект)
"Программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны на основе экономической помощи со стороны США. Генезис. 1947 г., март. Доктрина Трумэна: создание объединенного фронта капиталистических стран под руководством США против освободительных движений в Европе и во всем ире, против СССР и социализма.
1948 г., июнь. Госсекретарь США Дж. Маршалл выдвигает идею разработки программы помощи Европе.
1948 г., апрель. Конгресс США принял «Закон о помощи иностранным государствам», Условия двустороннего соглашения; обязательство развивать свободное предпринимательство; поощрять частные американские инвестиции; сотрудничать в снижении таможенных тарифов; обеспечить финансовую стабильность; регулярно отчитываться об использований полученных средств.
Такие соглашения подписали 16 стран: Великобритания, франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Греция, Турция, ФРГ (в 1949 г.). СССР и страны народной демократии отказались участвовать в плане Маршалла. Цель плана. Официально провозглашалась помощь странам Европы в восстановлении экономики, разрушенной войной.
Фактически (по признанию Трумэна) — помощь Европе «направлялась на поддержку перевооружения, а не на дальнейшее расширение экономики». Реализация «плана Маршалла». С апреля 1948 г. по 31 декабря 1951 г. общая сумма ассигнований по плану составила около 17 млрд долл. 2/3 от этой суммы пришлось на долю ФРГ, Великобритании, Франции и Италии.
Международные экономические организации
Важное место в системе регулирования международных, в том числе экономических, отношений занимают международные экономические (и валютно-финансовые) организации, значение которых непрерывно возрастает. К ним относятся, прежде всего, организации, входящие в систему ООН. Кроме того, действуют многие региональные международные экономические и валютно-финансовые организации. Кратко охарактеризуем относящиеся к ООН экономические и валютно-финансовые организации. Прежде всего, это Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Его полномочия и функции определены в главе X устава ООН. Его цель — развитие международного сотрудничества в экономической, социальной и культурной сферах. В его компетенцию входят также гуманитарные проблемы. Члены Совета избираются Генеральной Ассамблеей ООН на трехлетний период. Треть членов переизбирается каждый год.
ЭКОСОС состоит из трех сессионных комитетов: Первого (экономического), Второго (социального), Третьего (по программам и сотрудничеству). В составе ЭКОСОС действуют функциональные комиссии (статистическая, по народонаселению, по социальному развитию, по правам человека, по положению женщин, по наркотическим средствам), а также комитеты: по программам и координации, по неправительственным организациям, по переговорам с межправительственными агентствами, по планированию развития, по природным ресурсам, по предотвращению преступности, по транснациональным корпорациям. Структурной частью ЭКОСОС являются региональные экономические комиссии для Азии и Тихого океана, Африки, Европы, Западной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна.
Основными направлениями работы каждой из экономических комиссий являются вопросы научно-технического и торгово-промышленного сотрудничества, энергетики, транспорта, защиты окружающей среды. Комиссии разрабатывают экономические прогнозы. В экономических комиссиях создаются отраслевые комитеты по водным проблемам, природному газу, стали, углю, лесному и сельскому хозяйству, электроэнергетике, жилищному строительству и некоторые другие. Они выпускают ряд периодических изданий. Второй важной экономической организацией ООН является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), созданная Генеральной Ассамблеей ООН в 1964 г. в качестве одного из постоянных органов Генеральной Ассамблеи ООН. Деятельность ЮНКТАД направлена на развитие международной торговли в целях экономического прогресса, при этом повышенное внимание обращается на проблемы развивающихся стран.
Через посредство ЮНКТАД развивающиеся страны ставят такие важные для себя проблемы, как передача технологий, внешняя задолженность и др. ЮНКТАД выпускает ряд периодических изданий. Генеральной Ассамблеей ООН в 1965 г. создана для оказания содействия развивающимся странам в увеличении их экономического потенциала через развитие их природных и человеческих ресурсов Программа развития ООН (ПРООН). Основной орган ПРООН — Управляющий совет. ПРООН созданы четыре региональных бюро для Азии и Тихого океана, Африки, арабских государств, Латинской Америки и Карибского бассейна. Программа развития ООН взаимодействует более чем со 150 правительствами и 36 международными агентствами.
Финансовые ресурсы ПРООН формируются за счет добровольных взносов стран—членов ООН и агентств, участвующих в осуществлении Программы.
В системе ООН есть также специализированные организации: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), созданная в 1946 г., Международная организация труда — МОТ (создана в 1919 г.), Международный союз электросвязи (основан в 1865 г.), Всемирный почтовый союз (основан в 1874 г.). Всемирная организация здравоохранения — ВОЗ (действует с 1948 г.), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ФАО (учреждена в 1945 г.).
В системе ООН действуют также Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд. Формально они — специализированные учреждения ООН, а фактически полностью независимы в своих действиях.
Международный валютный фонд (МВФ) учрежден в 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе для содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества. В качестве целей фонда были определены регулирование валютных курсов, осуществление контроля за их соблюдением, устранение валютных ограничений. Члены Фонда могли получать кредитные ресурсы в случае валютных затруднений. Капитал МВФ образован из взносов государств-членов. В 1993 г. он составлял более 120 млрд долл. США против 7,7 млрд долл. США в 1947 г. Число государств — членов Фонда возросло с 49 стран в 1947 г. до 176 в 1993 г. (Россия вступила в МВФ в 1992 г.). Руководящие органы фонда — Совет управляющих, решающий принципиальные вопросы, и директорат, занятый текущей деятельностью.