Перестройка 7 страница

Экономическое развитие Венгерской Народной Республики

В 1947 г. в собственность государства перешли банки, часть тяжелой промышленности, остававшаяся до этих пор в частной собственности, и важнейшие транспортные предприятия. По­зднее, в марте 1948 г., в общенародную собственность перешли все предприятия, на которых было занято 100 и более рабочих. Победа социалистической революции в Венгрии открыла для социалистических преобразований в стране.

Полностью была ликвидирована безработица.

Банковская система, внешняя и оптовая торговля к концу 1049 г- стали государственными. В период после 1956 г. промыш-енное производство увеличивалось из года в год высокими темпами (8—14%). Венгрия из отсталой аграрной страны пре­вратилась в индустриально-аграрную.

Большое развитие получила угольная промышленность. Если в 1938 г. выработка электроэнергии составила 1,4 млрд кВт-ч, то в 1965 г. — 11,2 млрд кВт-ч.

На базе имеющихся запасов бокситов (по запасам которых Венгрия занимает одно из первых мест в мире, по добыче — пятое место в мире) получила быстрое развитие алюминиевая промышленность: если в 1938 г. было произведено 6,7 тыс. т глинозема и 1,3 тыс. т алюминия, то в 1965 г. производство глинозема составило 267 тыс. т, а выплавка алюминия — 58,1

тыс. т.

В 1958 г. выпуск продукции машиностроительной промыш­ленности был в 3 с лишним раза больше, чем в 1949 г. Если же взять индекс машиностроения и металлообработки в 1950 г. равным 100, то в 1955 г. он составил 199, а в 1965 г. — 485.

В Венгрии были созданы новые отрасли машиностроения — станкостроение, производство автобусов, строительное маши­ностроение, освоено производство шарикоподшипников. Боль­шие успехи были достигнуты в транспортном машинострое­нии и электротехнической промышленности. Значительная часть продукции машиностроения шла на внешний рынок.

Одной из ключевых отраслей народного хозяйства Венгрии являлась химическая промышленность. За годы народно-демок­ратической власти значительные успехи были достигнуты в развитии легкой и пищевой промышленности.

В 1945 г. в Венгрии возникли первые объединения крестьян по совместной обработке земли. В 1959 г. и в начале 1960 г. в области социалистического преобразования сельского хозяй­ства были достигнуты значительные успехи: в 4419 кооперати­вах объединялось 881,8 тыс. человек, и эти кооперативы обра­батывали 60,6% всей пахотной земли. Удельный вес социалис­тического сектора в сельскохозяйственной площади в 1960 г. составлял 90%.

В конце 1956 г. и в начале 1957 г. в Венгрии была отмене­на система обязательных государственных поставок и обязательного страхования посевов, прекращено детальное, из­лишне централизованное планирование посевных площадей под разными культурами. В 1958—1960 гг. валовая продукцИя сельского хозяйства на 15—20% превысила довоенный ур0. вень.

Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур в 1982 г достиг 15 069 тыс. т, т.е. более чем в 2 раза превысил среднего­довой их сбор за 1961—1965 гг., который составлял 6905 тыс. т.

XIII съезд ВСРП (март 1985 г.) определил дальнейшие за­дачи экономической политики на предстоящий период, кото­рые состояли в продолжении строительства социалистического общества, укреплении его материально-технической базы. С уче­том этих требований была разработана концепция индустриаль­ной политики и внешнеэкономической стратегии.

С середины 60-х годов в Венгрии, как и в ряде других социалистических стран, велись поиски путей совершенство­вания планирования, управления и всего хозяйственного ме­ханизма с целью перехода экономики на интенсивный путь развития. Хозяйственная реформа стала проводиться с 1 ян­варя 1968 г. путем одновременного введения ряда взаимосвя­занных мероприятий в области совершенствования планиро­вания, активизации экономических рычагов управления, изменения порядка материально-технического снабжения, усиления прямых связей между предприятиями. Экономичес­кий механизм, действовавший в Венгрии с 1968 г., сводился к следующему: сохранение определяющей роли народнохо­зяйственного плана и централизованного планирования как главного метода ведения социалистического хозяйства, в ре­ализации плана значительное место было отведено системе экономических рычагов.

Система планового руководства в ВНР сочетала централи­зованное планирование с широкой хозяйственной самостоя­тельностью предприятий.

В сельском хозяйстве одним из главных факторов увеличе­ния урожайности полей и продуктивности животноводства яв­лялось развитие объединений, в том числе индустриальных про­изводственных систем (ИПС). ИПС представляли собой свое­образные межхозяйственные организации, способствовавшие усилению концентрации сельскохозяйственного производства, внедрению индустриальных методов хозяйствования.

К началу 1983 г. национальный доход Венгрии по сравне­нию с периодом до освобождения увеличился более чем в за период с 1960 по 1982 гг. — в 2,9 раза. Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в государственном и коллективном секторах народного хозяйства с 1960 по 1982 гг.возросла в 9,3 раза, затраты на развитие здравоохранения, образования, культуры и пенсионное обеспечение ежегодно возроастали. Весь товарооборот в 1982 г. по сравнению с 1960 г. вы­рос в 6 раз.

Для экономической жизни ВНР важное значение имела внешняя торговля. По размеру оборота внешней торговли, приходящемуся на душу населения, Венгрия занимала в СЭВ третье место после Чехословакии и ГДР. СССР был круп­нейшим поставщиком топлива и сырья, необходимых для экономики ВНР. Он удовлетворял 61,2% ее импортных по­требностей в топливе и электроэнергии и более 40% потреб­ностей в сырьевых товарах. Из СССР в Венгрию поступало 22,3% машин и оборудования, закупаемых ею за рубежом. В свою очередь Венгрия поставляла в СССР машиностроитель­ную продукцию — автобусы «Икарус», АТС, технологичес­кие линии для различных отраслей промышленности, суда, дизельные поезда, сельскохозяйственные лаборатории, из­делия электроники и радиопромышленности. Широко были известны венгерские товары народного потребления — обувь, трикотаж, швейные изделия, медицинские приборы и ле­карства, свежие фрукты, консервы.

Венгрия торговала и с капиталистическими странами, пре­имущественно с европейскими (ФРГ, Австрией, Италией, Англией, Францией, Швейцарией, Голландией). Из развиваю­щихся стран наиболее важными торговыми партнерами Венг­рии являлись ОАР и Индия.

До Второй мировой войны самый большой удельный вес в венгерском экспорте занимали сельскохозяйственные и про­довольственные товары (на их долю приходилось 70% всего экспорта страны, а на долю машин и оборудования в готовой промышленной продукции — 19%). В послевоенный же период в экспорте Венгрии ведущее место занимали машины, обору­дование и транспортные средства: на их долю и долю других промышленных товаров приходилось 48,8% всего венгерского экспорта.

Значительное место в венгерском экспорте занимали сы-Рье и материалы, алюминиевый прокат и сырье для алюми­ниевой промышленности, черные металлы (чугун, прокат, тРУбы), различные химические товары, цемент, табак и др.

Конспект Экономическое развитие Социалистической Республики Вьетнам

Вьетнам начиная со II в. и по X в. н. э. был одной из провин­ций Китая. Вассальная зависимость от Китая сохранялась д0 захвата Вьетнама французскими колонизаторами, которые на­вязали ему в 1787 г. первый кабальный договор. Однако захва­тить страну им удалось лишь во второй половине XIX в. Народы Вьетнама оказывали упорное сопротивление захватчикам. В пе­риод французского господства страна была аграрно-сырьевьм придатком Франции.

Отсталое сельское хозяйство основывалось на примитив­ной технике. Производились главным образом рис и кукуруза. Часть обрабатываемой площади была занята под плантациями каучука, который по своей стоимости занимал ведущее место в экспорте. В период Второй мировой войны территория Индо­китая была оккупирована японскими войсками.

Широкое национально-освободительное движение вьетнам­ского народа (1930—1945 гг.) привело в августе 1945 г. к победе революции. 2 сентября 1945 г. была обнародована Декларация независимости и официально провозглашена Демократическая Республика Вьетнам.

В марте 1946 г. Франция признала независимость Вьетнама, однако в декабре того же года она начала против него колони­альную войну, которая закончилась в 1954 г. победой вьетнам­ского народа.

В годы антиколониальной войны (войны Сопротивления) народная власть стала осуществлять социально-экономические преобразования в стране, была ликвидирована монархия, а го­сударственно-административный аппарат очищен от феодаль­ных элементов и старых колониальных чиновников.

4 декабря 1953 г. Национальное собрание приняло закон об аграрной реформе, которая получила особое развитие после установления мира в 1954 г. В итоге реформы помещики были ликвидированы как класс, крестьяне получили землю.

По решению Женевского совещания (1954 г.) территория Вьетнама временно была поделена на две части (северную и южную). Американские империалисты, вытеснив французских колонизаторов в Южном Вьетнаме, превратили его в колонию нового типа и военную базу США. Героическую борьбу вьет­намский народ развернул против американского империализ­ма и марионеточного сайгонского режима. В июне 1969 г. в ос-296

- ^денной зоне Южного Вьетнама была создана республика ый Вьетнам.

ный

После подписания Женевских соглашений (1954 г.) сразу же тали задачи мирного экономического и культурного развития. Р^дарственный социалистический сектор народного хозяйства 1957 г. стал давать 23,4% общей стоимости промышленной про­дукции. Были восстановлены и реконструированы основные про­мышленные предприятия (угольные шахты, цементный завод, текстильный комбинат и др.). В государственный сектор входили весь железнодорожный транспорт, все банки и капитальное стро­ительство. На его долю приходилось в оптовой торговле 61%, в розничной — 36%, во внешней торговле — 97%.

С конца 50-х годов страна переходит к плановому развитию экономики. В декабре 1958 г. был принят трехлетний план раз­вития народного хозяйства страны на 1958—1960 гг. В 1960 г. трехлетний план был успешно завершен.

Объем валовой продукции тяжелой промышленности в 1960 г. (по сравнению с 1957 г.) увеличился в 2,5 раза. Суще­ственное развитие получила легкая и пищевая промышленность.

На основе аграрной реформы и кооперирования в сельс­ком хозяйстве в 1959 г. в сравнении с 1955 г. валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 52,4%.

В сентябре 1960 г. был принят проект первого пятилетнего плана развития народного хозяйства ДРВ на 1961—1965 гг.

Показатели пятилетнего плана успешно выполнялись. Быст­ро развивались металлургия и машиностроение, электроэнерге­тическая, топливная, химическая промышленность. В годы гос­подства колонизаторов на территории ДРВ имелось 41 промыш­ленное предприятие, а в 1964 г. их было уже 1000, причем 200 были крупными современными производствами. Большую помощь ДРВ в создании промышленности оказывали СССР, Чехослова­кия и другие социалистические страны. Советский Союз на 1 ян­варя 1968 г. помогал строить в ДРВ 180 предприятий, сооруже­ний и других народнохозяйственных объектов. Наряду со строи­тельством новых промышленных предприятий осуществлялась ре­конструкция старых заводов и мастерских.

В пятилетнем плане уделялось большое внимание развитию транспорта: железнодорожного, шоссейного и водного. Были сДеланы первые шаги в развитии гражданской авиации и осво-ении морских путей дальнего плавания.

В августе 1964 г. началась империалистическая агрессия США. еРоическая борьба народа Южного и Северного Вьетнама завершилась победой демократических, миролюбивых сил. В со, ответствии с Парижскими соглашениями 1973 г. вооруженная агрессия была прекращена. В трудных условиях народ Северно­го Вьетнама залечивал раны войны, восстанавливал и разви-вал экономику и культуру, в то же время постоянно оказывал материальную помощь населению Южного Вьетнама. 1975 г. оз. наменовался не только освобождением Сайгона и Южною Вьетнама, но и успешным выполнением задач послевоенного восстановления хозяйства в ДРВ.

К концу 1975 г. валовая продукция промышленности в сред­нем выросла на 200% по сравнению с 1961—1965 гг.

Восстанавливалось сельское хозяйство. В северной части страны валовая продукция сельского хозяйства в 1975 г. возрос­ла на 18% по сравнению с довоенным уровнем.

В Южном Вьетнаме была национализирована собственность бывшей правящей верхушки, реакционно настроенных поме­щиков. В руки государства перешли промышленные предприя­тия, принадлежавшие ранее империалистам и их приспешни­кам, бежавшим из страны. Были национализированы банки.

Открыто более 10 тыс. общеобразовательных школ. За годы народной власти на севере страны был подготовлен крупный отряд квалифицированных специалистов для всех отраслей на­родного хозяйства. Высокими темпами велась подготовка ква­лифицированных рабочих кадров.

В ходе выполнения второго пятилетнего плана (1976—1980 гг.) валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 19%. Производство промышленной продукции возросло на 13%, в том числе продукции производства средств производства — на 20%. В стране были построены сотни новых промышленных предприятий и других народнохозяйственных объектов.

Несмотря на три крайне неблагоприятных года, предше­ствовавших 1980 г., за период с 1975 г. по 1983 г. вся валовая продукция сельского хозяйства выросла на 36%, продукция растениеводства — на 36%, продукция животноводства — на 38%.

В настоящее время в стране в основном завершается пере­стройка частного капиталистического сектора экономики.

В сентябре 1976 г. правительство СРВ приняло постановле­ние о политике в отношении частнокапиталистической про­мышленности и.торговли. Сравнительно крупные и средние предприятия национальной буржуазии подлежали постепенно­му преобразованию в государственно-капиталистические. Шире применялись низшие формы государственного капитала - государство обеспечивало собственника предприятия топливом и закупало готовую продукцию. Владельцы предприятий уплачивали налог с фиксированной нормы при-й щи которая в промышленности составляла 15—25%. Кроме того 'с 17 июля 1976 г. был введен налог на сверхплановую

прибыль.

К концу 1978 г. всего на юге страны было преобразовано 1500 крупных и средних частнокапиталистических предприя­тий. В процессе ликвидации капиталистического сектора про­исходило укрупнение предприятий. Из 1500 указанных пред­приятий было образовано 650 объектов государственного и смешанного секторов. Промышленное производство на мелких предприятиях и ремесленное производство играло важную роль в экономике страны: в 1980 г. на их долю приходилось 42,4% обшей стоимости промышленной продукции страны, что на 23,4% больше, чем в 1975 г.

Вьетнам решал проблемы организации управления, пла­нирования в условиях низкого исходного уровня развития про­изводительных сил, аграрного перенаселения и дефицита внут­ренних источников накопления, необходимости проведения индустриализации и т.п.

Формирование организационных основ создания новой си­стемы управления началось в конце 60-х — начале 70-х годов. Но в масштабах всей страны эта задача стала решаться в 1975— 1976 гг.

В 70-е годы была взята линия на укрепление хозяйственных министерств и отраслевого метода управления и планирования. В 80-е годы началось создание объединений (комбинаты и объе­динения предприятий — ОП). Предприятия — члены ОП со­храняли полную самостоятельность, но непосредственно под­чинялись управленческому аппарату ОП.

В стране играла большую роль мелкая, кустарная промыш­ленность. Общее руководство ею осуществляла Федерация коо­перативов мелкой и кустарной промышленности.

В годы второй пятилетки произошли важные изменения в механизме управления сельским хозяйством. Крестьяне сдава­ли зерно государству по линии натурального продналога и обя­зательных поставок, за что получали необходимые промыш­ленные товары. Абсолютный объем натурального налога и за-кУп°к определялся на пять лет и оставался неизменным вне авИсимости от роста производства. За период с 1975 по 1983 гг. произведенный национальной доход увеличился на 44%. За это же время среднегодовая чис­ленность рабочих и служащих в государственном секторе вы­росла на 40%. Около 1,5 млн человек были направлены в новые экономические зоны, где осуществлялись мелиоративные и другие работы.

Большое внимание уделялось развитию образования, здравоохранения, культуры и искусства. Практически ликвидиро­вана вековая неграмотность в Южном Вьетнаме. Улучшилось здравоохранение. Вьетнам получал постоянную помощь и под­держку со стороны Советского Союза и других стран социали­стического содружества. При содействии СССР было восста­новлено, реконструировано и построено около 200 народнохо­зяйственных объектов. СССР оказывал техническое содействие в развитии ведущих отраслей промышленности страны: элект­роэнергетики, горнодобывающей, металлургической, машино­строительной, химической промышленности, в капитальном строительстве, в развитии транспорта, ряда отраслей сельско­хозяйственного производства.

Объекты, построенные в СРВ при советском содействии, давали 89% добываемого угля, 76% станков, 35% всей выраба­тываемой электроэнергии, 100% суперфосфата, апатита и ме­таллорежущих инструментов, 25% кофе.

Оказывалась помощь в подготовке квалифицированных кадров специалистов и рабочих. В 1983 г. в 150 вузах и 33 городах Советского Союза обучалось около 5 тыс. вьетнамских студен­тов. Расширялись торговые связи СССР и СРВ.

В 1981—1985 гг. СССР и СРВ концентрировали внимание на развитии топливно-энергетических отраслей промышленности и транспорта, на обеспечении роста взаимного товарооборота за счет увеличения поставок из СССР машин, оборудования и ряда сырьевых товаров, а из СРВ в Советский Союз — некото­рых видов продукции сельского хозяйства (каучук, чай, кофе, свежие и консервированные овощи и фрукты), а также про­дукции легкой промышленности.

В 1983 г. была подписана долгосрочная программа развития экономического и научно-технического сотрудничества между СССР и СРВ.

В 1981 г. было подписано генеральное соглашение о много­стороннем сотрудничестве заинтересованных стран-членов СЭВ по содействию в ускоренном развитии науки и техники СРВ на период до 1990 г.

Конспект Экономическое развитие Германской Демократической Республики

Демократические преобразования в Восточной Германии формирование социалистических производственных отноше­ний начались после Потсдамской конференции.

При помощи и поддержке советской военной администра­ции в Германии были заново созданы органы юстиции, фи­нансов, введено прогрессивное рабочее законодательство. Было проведено в жизнь решение о роспуске фашистской партии и ее военных формирований, и развернули деятельность анти­фашистские демократические партии. В 1946 г. коммунистичес­кая и социалистическая партии объединились в Социалисти­ческую единую партию Германии (СЕПГ)-

В 1945 г. в Восточной Германии были приняты законы о проведении демократической земельной реформы. Были кон­фискованы все земли и сельскохозяйственный инвентарь во­енных преступников и активных нацистов, а также все поме­щичье юнкерское землевладение размером свыше 100 га. Эти земли образовали фонд земельной реформы, в который была включена также значительная часть государственной земли. С 1945 по 1950 гт. было конфисковано около 1/3 всей полезной сельскохозяйственной площади Восточной Германии, которую получили 500 тыс. крестьянских хозяйств. На части конфиско­ванной земли были созданы государственные хозяйства — на­родные имения. Не стало больше помещиков-юнкеров.

Школьная реформа и демократизация высшего образова­ния (в 1946 г.) открыли путь к образованию детям рабочих и крестьян.

На основе решений Потсдамской конференции 1945 г. со­ветская военная администрация в Германии конфисковала соб­ственность монополистов, военных и нацистских преступни­ков. Судьбу конфискованной собственности должен был ре­шить сам немецкий народ. Был принят закон о передаче соб­ственности монополий, нацистских и военных преступников в народную собственность.

7 октября 1949 г. в Восточной Германии была провозглаше­на Германская Демократическая Республика (ГДР). К моменту капитуляции Восточная Германия находилась в катастрофи­ческом состоянии. В особенно тяжелых условиях оказалась про-ь1Шленность. В 1948 г. был разработан, а затем утвержден Немецкой экономической комиссией двухлетний план восстаной ления и развития экономики в 1949—1950 гг. План предусматривал достижение к концу 1950 г. уровня производства довоец. ного 1936 г., а по некоторым важнейшим отраслям — бурОу_ гольной, энергетической, машиностроительной — значитель­ное его превышение.

Задания двухлетнего плана были выполнены досрочно, к 1 августа 1950 г., на 106,8%. Уровень промышленного произ­водства в конце 1950 г. составил 103% по отношению к уровню 1936 г. (вместо предусмотренного планом 81%). Производство электроэнергии превысило довоенный уровень почти на 46% добыча бурого угля — на 36%.

Численность рабочих и служащих народных предприятий с 1946 по 1950 гг. увеличилась в 4 раза. В деревне были созданы 524 государственные машинно-тракторные станции. К 1950 г. раз­меры посевных площадей и урожайность достигли довоенного уровня.

Национальный доход за 1946—1950 гг. вырос более чем в 2 раза.

Успешное восстановление народного хозяйства ГДР и ее сотрудничество с социалистическими странами создали пред­посылки для перехода ее на новый этап общественно-полити­ческого развития — этап создания основ социализма.

Особенностью строительства социализма в ГДР являлись вы­сокий исходный уровень индустриального развития и наличие высококвалифицированного рабочего класса, что позволило в короткий период восстановить промышленный потенциал, зна­чительно облегчило социалистическую реконструкцию промыш­ленности, дало возможность в больших объемах направлять сред­ства на развитие сельского хозяйства. Важнейшим условием рос­та сельскохозяйственного производства явилось производствен­ное кооперирование, развернувшееся со второй половины 1952 г. и в основном завершенное к началу 60-х годов.

В строительстве социализма ГДР пользовалась всесторон­ней помощью и поддержкой СССР и других социалистических стран.

Задания второй пятилетки (1956—1960 гг.) были выполне­ны досрочно. В 1960 г. 88,8% валовой промышленной продукции приходилось на долю социалистических предприятий, 8,0% — на долю частных и 3,2% — на долю полугосударственных пред­приятий. К концу второй пятилетки были успешно завершены социалистические преобразования в деревне. 302

о 1970 г. валовый общественный продукт республики в 4,2

превысил уровень 1950 г., произведенный национальный

Р д __ в 3,8, валовая продукция промышленности — в 2,6,

Д° овая продукция сельского хозяйства — в 1,8 раза. Основная

ь произведенного национального дохода создавалась в социалистическом секторе экономики — 96% по сравнению с

"7% в 1950 г.

ГДР утвердила за собой место в первом десятке промыш-ленно развитых государств мира.

Основные фонды народного хозяйства выросли за этот период на 67%. Производительность труда в промышленности с 1970 по 1982 г. повысилась на 73%.

Социалистическое сельское хозяйство ГДР было высоко­интенсивной отраслью экономики с устойчивой тенденцией роста. Для него были характерны повышение специализации и концентрации, постепенный переход к индустриальным мето­дам производства.

Сельское хозяйство обеспечивало 68% потребностей на­родного хозяйства страны в сельскохозяйственном сырье, 76% — в продуктах питания и потребления и покрывало более 45% товарного фонда.

ГДР обладала развитым агропромышленным комплексом.

По уровню химизации сельского хозяйства ГДР занимала одно из первых мест в мире и первое место среди социалисти­ческих стран.

На всех этапах социалистического строительства в ГДР вопросам комплексного планового руководства народным хо­зяйством со стороны СЕПГ и правительства постоянно уделя­лось большое внимание.

Организационно-хозяйственной основой системы управле­ния в ГДР являлись крупные комбинаты. На конец 1980 г. в промышленности работало 130 крупных комбинатов, которые производили 99% товарной продукции.

С начала 60-х годов была принята система плановых разра­боток, обеспечивающих непрерывность планирования на ос­нове выработки долгосрочных перспективных (15 лет), пяти-Летних и годовых планов.

Совершенствование планирования на всех этапах сопро-ЖДалось также изменениями в системе экономических инст­рументов управления. В этой части наиболее существенным еРоприятием хозяйственной реформы 60-х годов был перевод а хозрасчет отраслевых промышленных объединений. Они рассматривались в ГДР уже не как звенья административно- управленческого аппарата, а как органы хозяйственного руководства — «экономические центры» отраслей.

В сельском хозяйстве в 60-е годы широкое распространи ние получили межкооперативные объединения с целью совме­стного приобретения и использования техники, совместного строительства, внедрения новейшей технологии, проведения мелиоративных работ и пр. К 1970 г. было создано около 5 тыс кооперативных производственных объединений, в которые вхо­дило 85% всех сельскохозяйственных предприятий страны — кооперативов, народных имений (госхозов) и некоторых пред­приятий.

В 70-е годы появилась и другая форма организации сельс­кохозяйственного производства, включающая на договорных началах не только сельскохозяйственные, но и промышлен­ные, торговые предприятия.

Значительные успехи были достигнуты в области образова­ния, культуры и здравоохранения.

Республика поддерживала торговые связи более чем со 100 странами мира.

Развитие внешнеэкономических связей ГДР сопровожда­ется совершенствованием их структуры.

По мере развития социализма в ГДР все теснее станови­лось ее экономическое и научно-техническое сотрудничество с СССР и другими странами-членами СЭВ. В конце 1979 г. между СССР и ГДР была подписана Программа специализации и ко­оперирования производства на период до 1990 г., а в 1984 г. -Долговременная программа сотрудничества до 2000 г. Почти 40% всего товарооборота ГДР приходилось на СССР. Жизнен­но важными для ГДР являлись согласованные с СССР постав­ки энергоносителей и сырья.

ГДР, являясь с 1950 г. членом СЭВ, активно участвовала практически во всех мероприятиях, осуществляемых в ходе ре­ализации Комплексной программы социалистической эконо­мической интеграции.

ГДР поддерживала экономические связи с развитыми ка­питалистическими странами. Основными торговыми партнера­ми ГДР среди этих государств являлись страны Западной Евро­пы.

Целенаправленно расширялись внешнеэкономические свя­зи ГДР с развивающимися странами.

Конспект Экономическое развитие Польской Народной Республики

В качестве самостоятельного государства Польша возроди­лась в 1918 г. в результате освободительной борьбы польского народа- Решающим фактором в образовании независимого польского государства явилась победа Великой Октябрьской со­циалистической революции. Возникло буржуазно-помещичье го­сударство.

В экономическом отношении Польша была отсталой аг-рарно-индустриальной страной, со средним развитием капи­тализма и большими пережитками феодализма.

1 сентября 1939 г. Германия без объявления войны напала на Польшу. Военные действия продолжались не более месяца, и быстрая оккупация страны показала полное банкротство пра­вящих кругов Польши, оберегавших монополию магнатов на землю и установивших антинародный режим.

Материальный ущерб, нанесенный Польше за пять с по­ловиной лет оккупации, в 5 раз превысил ее национальный доход в 1938 г. Почти 2/3 предприятий крупной и средней про­мышленности оказались в той или иной степени разрушенны­ми. Многие предприятия были демонтированы. Национально-освободительная борьба польского народа стала приобретать характер народно-демократической революции.

В июле 1944 г. советские войска вступили на территорию Польши. Был принят закон о создании Польского комитета национального освобождения, которому было поручено вре­менно исполнять функции правительства Польши. По мере ос­вобождения страны государственная власть переходила к пред­ставителям народных масс.

Огромное значение для быстрого развития народного хозяй­ства имело воссоединение в рамках единого государства искон­но польских западных земель, ранее захваченных Германией.

В ходе аграрной реформы 1944 г. были безвозмездно кон­фискованы земли, принадлежавшие немцам. К 1950 г. беззе­мельное и малоземельное крестьянство получило свыше 6 млн га земли. В результате аграрной реформы 87,7% земельной пло-Щади перешло в собственность крестьян, 9,6% — в пользова­ние госхозов (государственных сельских хозяйств), 2,7% — в пользование общественных организаций в 2,7 раза. Средняя заработная плата занятых в общественно», секторе экономики с 1950 по 1980 гг. возросла в 10 раз. Заметно выросли доходы крестьянства.

В начале 80-х годов осложнилось положение на внутреннем рынке. Росли цены на некоторые виды продовольствия, уеду. ги, электроэнергию, бензин, обувь, одежду, мебель, табачные изделия и др.

Существенную помощь ПНР в решении продовольствен­ной проблемы оказывали братские социалистические страны и прежде всего Советский Союз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: