Изучив эту тему, узнаете:
• какие новые теоретические «школы» возникли на «второй волне» маржинальной революции;
• какова роль в обновлении предмета и метода экономической науки лидеров неоклассической теории конца XIX в.;
• что означают маршаллианские понятия «лезвия ножниц», «потребительский избыток» и «репрезентативная фирма»;
• почему «нет никакой гарантии в том, что народ получит вознаграждение в соответствии с освещенной временем теорией предельной производительности» Дж.Б.Кларка (Бен Б.Селигмен);
• как благодаря В.Парето стало очевидным, что «мы не можем измерять полезность количественно», и не стало «особых возражений против того, чтобы перейти... к методу выявленных предпочтений» (В.Леонтьев).
Экономическое учение А.Маршалла
Альфред Маршалл (1842-1924) — один из ведущих представителей неоклассической экономической теории, лидер «кембриджской школы» маржинализма.
В детстве под влиянием отца его готовили к духовной карьере, учитывая, что дед был священником. Из изучаемых предметов более других любил математику, а из увлечений в свободное от учебы время — шахматы.
|
|
Не разделяя взгляды отца и заняв у дяди денег, самостоятельно отправился учиться математике в Кембриджский университет, который закончил с отличием и был там оставлен для преподавательской работы. Последняя стала основным занятием его жизни.
Политическую экономию А.Маршалл преподавал с 1863 по 1908 г., в том числе с 1877 по 1885 г. был вынужден (по семейным обстоятельствам) покинуть Кембридж и преподавал в Бристольском и Оксфордском университетах. С 1902 г. по его инициативе было введено новое изложение этой специальности под названием «экономике», и тем самым окончательно вытеснено построение курса по учебникам политической экономии «классической школы» Дж. С.Милля.
Главный труд А.Маршалла — шестикнижие «Принципы экономике»1 — был издан в 1890 г. и впоследствии постоянно им дополнялся и перерабатывался в восьми вышедших при его жизни изданиях.