Понятие науки. Наука как феномен культуры

Ключевые понятия и термины: понятие науки, функции науки, классификация наук, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.

Определений, что такое «наука», на сегодняшний день существует далеко не одно. Это связано с неоднозначностью толкования понятия в различных, до противоречивости, философских его интерпретациях и оценках в культурологических позициях. Крайне неоднородные представления о научном знании сформировались в истории культуры и в современном мире, где учитываются качественные специфики различных наук (например, технических и гуманитарных). На сегодняшний день принята четырехкомпонентная классификация научного знания: науки логико-математические, естественные, инженерно-технические и социально-гуманитарные.

Наука как специфический тип знания определяется через «критерии демаркации», служащие для конкретизации ее характерных, сущностных признаков. К последним принято относить: предметность, однозначность, точность понятий и формулировок, системность, доказательность, теоретическая и эмпирическая обоснованность, аргументированность, практическую применимость и полезность. Однако на практике данные критерии далеко не все и не всегда оказываются реализуемыми, так что соответствие им еще во многом остается желаемым идеалом.

Наука как познавательная деятельность реализуется в следовании трем компонентам: цель науки – получение нового научного знания, предмет – имеющаяся научная информация, средства – наличные методы анализа, описания, объяснения, сравнения и т.д.

Процессы получения нового научного знания способны осуществляться согласно трем основным моделям, это: эмпиризм (познавательная деятельность начинается с фиксации опытных данных о конкретном предмете (проблеме), на основании чего происходит дальнейшее построение гипотез и их выбраковка), теоретизм (исходной точкой исследования выступает некая общая теория, например, материальность мира в марксизме, в то время как полученная научная информация рассматривается в качестве ее подтверждение), проблематизм (схема, предложенная К. Поппером, на сегодняшний день наиболее распространенная, - согласно которой приращение научного знания происходит по бесконечной цепочке - не от проблемы к истинному ее решению, но от одной проблемы к другой, более глубокой и общей).

Наука как социальный институт определяется в аспекте ее социальной составляющей, чем является сообщество ученых (корпоративно объединенное в кафедры, научно-исследовательские институты, академии и лаборатории), Как общественная структура оно предполагает регулирование внутренних функциональных взаимоотношений, а также взаимодействий между ним, обществом и государством. Данное образование контролируется системой права (применяемыми регулятивами здесь могут быть и непосредственное вмешательство в виде ограничения или расширения свободы научного творчества и финансовое стимулирование) и научной этикой (чему посвящена отдельная лекция).

В системе культуры наука выполняет ряд функций, к наиболее значимым из них относятся: 1) культурно-мировоззренческие; 2) функции науки как непосредственной производительной силы; 3) функции как социальной силы. Первое означает, что наука оказывает воздействие на формирование общественного (на различных уровнях) мировоззрения, второе, - она играет ведущую роль в экономической жизни (учитывая прогресс современных коммуникационных технологий, можно сказать и духовной), третье, что она все более активно используется для решения социальных проблем.

Несмотря на отмеченные затруднения при формулировках определений науки, в качестве приемлемого варианта возможно сослаться на определение академика В.С. Степина (см. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: 2006): наука может быть определена как особая, профессионально-организованная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), общезначимость, обоснованность (эмпирическая или теоретическая) определенность, точность, проверяемость (эмпирическая или логическая), воспроизводимость предмета знания (потенциально бесконечная), объективная истинность, полезность (практическая или теоретическая).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: