Ключевые понятия и термины: понятие науки, функции науки, классификация наук, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.
Определений, что такое «наука», на сегодняшний день существует далеко не одно. Это связано с неоднозначностью толкования понятия в различных, до противоречивости, философских его интерпретациях и оценках в культурологических позициях. Крайне неоднородные представления о научном знании сформировались в истории культуры и в современном мире, где учитываются качественные специфики различных наук (например, технических и гуманитарных). На сегодняшний день принята четырехкомпонентная классификация научного знания: науки логико-математические, естественные, инженерно-технические и социально-гуманитарные.
Наука как специфический тип знания определяется через «критерии демаркации», служащие для конкретизации ее характерных, сущностных признаков. К последним принято относить: предметность, однозначность, точность понятий и формулировок, системность, доказательность, теоретическая и эмпирическая обоснованность, аргументированность, практическую применимость и полезность. Однако на практике данные критерии далеко не все и не всегда оказываются реализуемыми, так что соответствие им еще во многом остается желаемым идеалом.
|
|
Наука как познавательная деятельность реализуется в следовании трем компонентам: цель науки – получение нового научного знания, предмет – имеющаяся научная информация, средства – наличные методы анализа, описания, объяснения, сравнения и т.д.
Процессы получения нового научного знания способны осуществляться согласно трем основным моделям, это: эмпиризм (познавательная деятельность начинается с фиксации опытных данных о конкретном предмете (проблеме), на основании чего происходит дальнейшее построение гипотез и их выбраковка), теоретизм (исходной точкой исследования выступает некая общая теория, например, материальность мира в марксизме, в то время как полученная научная информация рассматривается в качестве ее подтверждение), проблематизм (схема, предложенная К. Поппером, на сегодняшний день наиболее распространенная, - согласно которой приращение научного знания происходит по бесконечной цепочке - не от проблемы к истинному ее решению, но от одной проблемы к другой, более глубокой и общей).
Наука как социальный институт определяется в аспекте ее социальной составляющей, чем является сообщество ученых (корпоративно объединенное в кафедры, научно-исследовательские институты, академии и лаборатории), Как общественная структура оно предполагает регулирование внутренних функциональных взаимоотношений, а также взаимодействий между ним, обществом и государством. Данное образование контролируется системой права (применяемыми регулятивами здесь могут быть и непосредственное вмешательство в виде ограничения или расширения свободы научного творчества и финансовое стимулирование) и научной этикой (чему посвящена отдельная лекция).
|
|
В системе культуры наука выполняет ряд функций, к наиболее значимым из них относятся: 1) культурно-мировоззренческие; 2) функции науки как непосредственной производительной силы; 3) функции как социальной силы. Первое означает, что наука оказывает воздействие на формирование общественного (на различных уровнях) мировоззрения, второе, - она играет ведущую роль в экономической жизни (учитывая прогресс современных коммуникационных технологий, можно сказать и духовной), третье, что она все более активно используется для решения социальных проблем.
Несмотря на отмеченные затруднения при формулировках определений науки, в качестве приемлемого варианта возможно сослаться на определение академика В.С. Степина (см. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М.: 2006): наука может быть определена как особая, профессионально-организованная деятельность, направленная на получение нового знания, обладающего следующими свойствами: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), общезначимость, обоснованность (эмпирическая или теоретическая) определенность, точность, проверяемость (эмпирическая или логическая), воспроизводимость предмета знания (потенциально бесконечная), объективная истинность, полезность (практическая или теоретическая).