Рынок: понятие, основные черты и функции

Рынок — это форма координации связей между производителями и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без вмешательства государства).

На рынке взаимодействуют субъекты рынка (рыночные агенты) — домашние хозяйства (индивиды) как владельцы производственных ресурсов и фирмы (предприятия) как производители экономических благ. В более широком смысле рыночные субъекты являются и экономическими субъектами (экономическими агентами), т.е. участниками всех экономических процессов, а не только рыночных. Общепринято к экономическим агентам относить и государство, главная функция которого — регулировать экономические (в том числе и рыночные) отношения. Домашние хозяйства и фирмы выступают соответственно как потребители и производители, покупатели и продавцы.

Можно выделить следующие основные черты (принципы) рыночной экономики.

Прежде всего, это свобода экономической деятельности рыночных агентов. Все домашние хозяйства и фирмы действуют относительно независимо друг от друга, принимают самостоятельные решения в рамках существующих норм, законов и правил, стремятся к достижению собственных целей.

Принцип добровольного обмена (сотрудничества) прямо вытекает из принципа свободы экономической деятельности субъектов. Поскольку ни один рыночный агент не может принудить другого к нежелательной для него сделке, стороны вынуждены договариваться, приходить к взаимоприемлемым компромиссам. Тем самым достигается распределение выгод между всеми участниками рынка.

Принцип свободного ценообразования связан с двумя предыдущими характеристиками рынка. Если все участники рынка действуют, исходя из собственных интересов, то продавцы товара стремятся назначить самую выгодную для себя цену, покупатели — купить лучший товар по наиболее приемлемой цене. Поскольку стороны независимы в принятии решений и вынуждены договариваться об условиях сделки, цены на рынке устанавливаются свободно под воздействием рыночных сил.

Логически вытекающим из уже названных является принцип экономической ответственности участников рынка. Тот, кто стремится к достижению собственных интересов и принимает независимые решения, должен нести и всю полноту ответственности за результаты своей деятельности. Принятие верных решений обычно приводит к получению выгоды, неверных — к потерям. Банкротства отдельных предприятий в условиях рыночной экономики — неизбежно присущее рыночной экономике явление.

Конкуренция является важнейшим чертой рыночной экономики, условием его эффективного функционирования. Участники рынка конкурируют между собой: производители — чтобы продать товар, потребители — чтобы купить его. Конкуренция является основой эффективности экономики — ведь побеждает в ней тот, кто эффективнее.

Исторически рыночная экономика развивалась на основе частной собственности. Свобода экономической деятельности и ответственность за неё, независимость экономических субъектов, добровольность обмена между ними, конкуренция могут в полной мере реализовываться лишь в случае, когда индивиды обладают правами частной собственности на производственные ресурсы, объекты сделок и т.д.

В любых экономических системах, и особенно основанных на общественном разделении труда, должны быть реализованы определенные функции — информационная, стимулирующая, коммуникативная, распределительная и др. Рассмотрим, как эти функции осуществляются в рыночной экономике.

Начнем с информационной функции. Для того чтобы принимать эффективные решения, экономическим агентам необходима информация о состоянии внешней среды. И чем полнее и достовернее информация, чем лучше субъекты рынка осведомлены о действиях конкурентов и желаниях потребителей, тем более правильные решения экономические субъекты принимают и тем эффективнее функционирует экономика. Важнейшим источником информации на рынке являются цены. Если цены формируются свободно, то они точно отражают предпочтения потребителей и возможности производителей. Во всяком случае, они содержат более достоверную информацию об экономике, нежели цены, назначаемые или регулируемые каким-либо планирующим государственным органом.

Второй важнейшей функцией рынка является стимулирующая функция (иногда ее называют регулирующей, санирующей). Эта функция также реализуется через ценовой механизм. Если потребители пожелают больше покупать какого-либо товара, цена на него поднимется. Это будет сигналом для производителей (продавцов) данного товара о том, что следует увеличить объемы производства (продаж). Те субъекты, которые правильно поймут рыночные сигналы и осуществят действия в соответствии с ними, получат дополнительные доходы

Рыночные цены обеспечивают реализацию функции коммуникации (связи) обособленных производителей и потребителей, пре­доставляя им возможность согласованно действовать даже в том случае, когда они не задумываются о существовании друг друга. Мэру, например, Парижа не приходится «ломать» голову над тем, как обеспечить жителей города необходимым количеством нужных товаров и услуг. Эту проблема весьма успешно решает рыночный механизм. Сотни тысяч наименований товаров ежечасно, ежедневно поступают со всех концов света во французскую столицу.

Рынок выполняет также распределительную функцию. Получаемые индивидами доходы представляют собой выпла­ты за принадлежащие им производственные ресурсы — труд, капитал, землю, предпринимательскую способность. Доходы людей зависят как от количества и качества этих ресурсов, так и от цен, которые устанавли­ваются на рынках факторов производства.

Многие экономисты особо подчеркива­ют выполняемую рынком социально-политическую функцию. По их мнению, только рыночная система может надежно гаранти­ровать личные права и политические свободы человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: