Проблемы оценки национального богатства

Объективная и полная оценка национального богатства страны, его структуры и динамики является важной задачей статистики. Эти данные необходимы учреждениям государственного управления для анализа состояния и развития экономики, разработки экономической политики. Оценка национального богатства нужна научно-исследовательским учреждениям и высшим экономическим учебным заведениям, она может представлять интерес для инвесторов, в том числе иностранных, и для международных экономических организаций.

Национальное богатство было одним из первых макроэкономических показателей, определяемых экономической наукой. В течение достаточно длительного периода статистика национального богатства разрабатывалась относительно независимо от статистики ВВП и национального дохода, и только после Второй мировой войны при разработке международных стандартов в области национального счетоводства показатели национального богатства были интегрированы в общую структуру СНС. Однако в понятии и методологии исчисления национального богатства до последнего времени не было единообразия, что затрудняло международные сопоставления. В состав показателей национального богатства и отдельных странах включали разные компоненты, исходя из конкретных задач и возможностей. Были попытки включить в его состав и население. Наиболее полно и последовательно согласование методов расчета и оценки соответствующих показателей было осуществлено при разработке СНС, одобренной Статистической комиссией ООН в качестве международного стандарта по национальным счетам. Рекомендованная концепция национального богатства, принятая в принципе статистическими органами Беларуси и стран СНГ, может быть кратко представлена следующим образом.

Национальное богатство - это сумма чистой стоимости капитала институциональных единиц - резидентов данной страны по состоянию на начало или конец года.

Чистая стоимость капитала — это разница между стоимостью всех экономических активов институциональных единиц и величиной их финансовых обязательств.

Расчет национального богатства для экономики в целом и чистой стоимости капитала для секторов экономики отражается в балансе активов и пассивов, который составляется по состоянию на начало и конец периода. Сравнение начальных и конечных показателей баланса активов и пассивов позволяет выявить за период изменения стоимости активов и национального богатства, которые являются следствием экономических операций и действия других факторов чрезвычайного характера (стихийные бедствия, пожары и т.д.).

Экономические активы — это обладающие стоимостью объекты, на которые институциональными единицами индивидуально или коллективно устанавливаются права собственности и от владения которыми (или от использования которых) в течение определенного периода их владелец может получать экономическую выгоду.

Все активы разделяются на три основные группы: нефинансовые произведенные активы, нефинансовые непроизведенные активы и финансовые активы (рис. 8.3).

Н е ф и н а н с о в ы е а к т и в ы — это объекты, находящиеся во владении институциональных единиц и приносящие им реальные либо потенциальные экономические выгоды и течение определенного периода в результате их использования или хранения. В зависимости от способа возникновения они разделяются на произведенные и непроизведенные.

Ф и н а н с о в ы е а к т и в ы - - это в большинстве своем требования к другим институциональным единицам, т.е. данным активам противостоят финансовые обязательства других единиц.

Национальное богатство характеризуется системой статистических показателей. Всесторонняя характеристика национального богатства предполагает объединение этих показателей в различные группы (рис. 8.4).

Статистические органы Беларуси и других стран СНГ публикуют оценки лишь отдельных элементов национального богатства, которые не удовлетворяют современным требованиям, предъявляемым к статистике, и не могут служить основой для решения соответствующих задач. Причинами, сдерживающими развитие статистики национального богатства, являются отсутствие должной информационной базы, несоответствие положения в учете и отчетности требованиям международных стандартов, незавершенность рыночных преобразований в экономике.

В настоящее время в СНС Республики Беларусь под национальным богатством понимается совокупность накопленных материальных благ, созданных трудом людей, которыми общество располагает в данный момент времени. В соответствии с экономическим назначением элементы национального богатства разделяются на следующие группы: основные средства, материальные оборотные средства, а также домашнее имущество населения.

На начало 2010 г. национальное богатство страны составляло (без учета стоимости земли, недр и лесов) 591,5 трлн р., в том числе: основные средства - 433,2 трлн р. (73,2%); материальные оборотные средства - 82,1 трлн р. (13,9%); домашнее имущество - 76,2 трлн р. (12,9%).

Расширение понятия и состава национального богатства в соответствии с рекомендациями ООН поставило перед статистической наукой и практикой ряд методологических и организационных проблем. Скорейший переход Беларуси на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности позволит ускорить совершенствование официальной статистики национального богатства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: