Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
|
Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
|
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
|
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
|
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
|
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
|
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
|
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
|
Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские)
очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
1-2
3-5
4-5
6-9
7-8
10-12
13-18
14-15
|
|
| Модуль 1 «Ведение в курс»
Лекция «Введение в экономику организаций (предприятий)»: объект, предмет и цель курса. Роль курса «Экономика организаций (предприятий)» в системе экономических дисциплин. Структура национальной экономики: сферы, комплексы, отрасли, предприятия.
Лекция «Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике»: сущность и виды предпринимательства. Многообразие форм деловых предприятий в РФ.
Модуль 2 «Основные понятия о предприятии»
Лекция «Предприятие и организация его производства»: рыночная модель предприятия, признаки, имущество и капитал организации
Лекция «Производственная и организационная структура предприятия»: сущность, типы. Типы и методы производства. Преимущества и недостатки различных структур управления. Формы организации общественного производства.
Модуль 3 «Факторы производственной деятельности организаций»
Лекция «Кадры предприятия»: классификация, структура, нормирование труда, оплата. Научная организация труда и резервы роста производительности труда.
Лекция «Основной капитал предприятия»: классификация, оценка, показатели использования, амортизация ОПФ, производственная мощность предприятия.
Лекция «Оборотные средства предприятия»: структура, показатели оборачиваемости, значение ускорения оборачиваемости ОС.
Модуль 4 «Основные показатели деятельности предприятия»
Лекция: «Издержки производства и себестоимость продукции»: затраты предприятия и их классификация. Себестоимость продукции, её структура, пути снижения.
Лекция: «Цена и ценовая политика организации»: виды цен и особенности ценообразования при различных моделях рынка. Затратное и рыночное ценообразование. Ценовая политика фирмы и выбор метода ценообразования.
Лекция: «Оценка эффективности хозяйственной деятельности организаций»: показатели деятельности предприятия, их экономическая сущность. Обоснование оптимального планово-управленческого решения деятельности предприятия, выбор критерия оптимизации. Налогообложение предприятий и его влияние на эффективность деятельности.
Модуль 5 «Основные направления деятельности предприятия»
Лекция: «Подготовка и освоение нового производства»: инновации и система разработки, постановки продукции на производство. Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии.
Лекция: «Организация инвестиционной деятельности предприятия»: инвестиционная политика предприятия: понятие и принципы инвестирования, приёмы и методы анализа эффективности инвестиций. Инвестиции: направления и источники, взаимоотношения организаций с финансово-кредитными учреждениями.
Лекция: «Бизнес-план предприятия»: роль бизнес-плана в производственном планировании, его назначение, структура. План производства продукции. Финансовый план предприятия. Оценка рисков и страхование.
Лекция: «Качество и стандартизация продукции»: конкурентоспособность продукции на рынке. Оценка качества, системы управления качеством. Стандарты и сертификация продукции.
Лекция: «Стратегия деятельности организации»: выбор экономической стратегии фирмы: типы, факторы выбора. Маркетинговая стратегия и товарная политика фирмы. Теория оптимального объёма выпуска продукции.
|
М
Д
П
ПБ
М
Д
П
Д
Э
П
ПБ
М
ПБ
М
Д
|
ОК-1
ОК-1
ПК-4
ОК-8
ПК-2
ПК-2
ПК-2
ПК-7
ПК-2
ПК-3, ПК-7
ПК-4
ПК-2, ПК-3
ПК-3
ПК-4
ПК-4
|
|
|
| Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
|
1-2
3-5
4-5
6-9
7-8
10-12
13-18
14-15
|
|
| Модуль 1 «Ведение в курс»
Семинарское занятие «Введение в экономику организаций (предприятий)»: объект, предмет и цель курса. Роль курса «Экономика организаций (предприятий)» в системе экономических дисциплин. Структура национальной экономики: сферы, комплексы, отрасли, предприятия.
Семинарское занятие «Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике»: сущность и виды предпринимательства. Многообразие форм деловых предприятий в РФ.
Модуль 2 «Основные понятия о предприятии»
Практическое занятие «Предприятие и организация его производства»: рыночная модель предприятия, признаки, имущество и капитал организации.
Практическое занятие «Производственная и организационная структура предприятия»: сущность, типы. Типы и методы производства. Преимущества и недостатки различных структур управления. Формы организации общественного производства.
Модуль 3 «Факторы производственной деятельности организаций»
Практическое занятие «Кадры предприятия»: классификация, структура, нормирование труда, оплата. Научная организация труда и резервы роста производительности труда.
Практическое занятие «Основной капитал предприятия»: классификация, оценка, показатели использования, амортизация ОПФ, производственная мощность предприятия.
Практическое занятие «Оборотные средства предприятия»: структура, показатели оборачиваемости, значение ускорения оборачиваемости ОС.
Модуль 4 «Основные показатели деятельности предприятия»
Практическое занятие «Издержки производства и себестоимость продукции»: затраты предприятия и их классификация. Себестоимость продукции, её структура, пути снижения».
Практическое занятие «Цена и ценовая политика организации»: виды цен и особенности ценообразования при различных моделях рынка. Затратное и рыночное ценообразование. Ценовая политика фирмы и выбор метода ценообразования».
Практическое занятие «Оценка эффективности хозяйственной деятельности организаций»: показатели деятельности предприятия, их экономическая сущность. Обоснование оптимального планово-управленческого решения деятельности предприятия, выбор критерия оптимизации. Налогообложение предприятий и его влияние на эффективность деятельности».
Модуль 5 «Основные направления деятельности предприятия»
Семинарское занятие «Подготовка и освоение нового производства»: инновации и система разработки, постановки продукции на производство. Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии».
Практическое занятие «Организация инвестиционной деятельности предприятия»: инвестиционная политика предприятия: понятие и принципы инвестирования, приёмы и методы анализа эффективности инвестиций. Инвестиции: направления и источники, взаимоотношения организаций с финансово-кредитными учреждениями».
Практическое занятие «Бизнес-план предприятия»: роль бизнес-плана в производственном планировании, его назначение, структура. План производства продукции. Финансовый план предприятия. Оценка рисков и страхование.
Семинарское занятие «Качество и стандартизация продукции»: конкурентоспособность продукции на рынке. Оценка качества, системы управления качеством. Стандарты и сертификация продукции»
Семинарское занятие «Стратегия деятельности организации»: выбор экономической стратегии фирмы: типы, факторы выбора. Маркетинговая стратегия и товарная политика фирмы. Теория оптимального объёма выпуска продукции».
|
М
Д
П
ПБ
М
Д
П
Д
Э
П
ПБ
М
ПБ
М
Д
|
ОК-1
ОК-1
ПК-4
ОК-8
ПК-2
ПК-2
ПК-2
ПК-7
ПК-2
ПК-3,
ПК-7
ПК-4
ПК-2, ПК-3
ПК-3
ПК-4
ПК-4
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
|
Лекция «Введение в экономику организаций (предприятий)»: объект, предмет и цель курса. Роль курса «Экономика организаций (предприятий)» в системе экономических дисциплин. Структура национальной экономики: сферы, комплексы, отрасли, предприятия».
Лекция «Факторы производственной деятельности организаций».
Лекция: «Основные показатели деятельности предприятия».
|
М
Д
П
|
ОК-1
ПК-2, ПК-7, ПК-3
|
|
|
| Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
|
|
|
|
Семинарское занятие «Основные понятия о предприятии»
Семинарское занятие «Организация инвестиционной деятельности предприятия»: инвестиционная политика предприятия: понятие и принципы инвестирования, приёмы и методы анализа эффективности инвестиций. Инвестиции: направления и источники, взаимоотношения организаций с финансово-кредитными учреждениями.
Практическое занятие «Бизнес-план предприятия»: роль бизнес-плана в производственном планировании, его назначение, структура. План производства продукции. Финансовый план предприятия. Оценка рисков и страхование.
Практическое занятие «Стратегия деятельности организации»: выбор экономической стратегии фирмы: типы, факторы выбора. Маркетинговая стратегия и товарная политика фирмы. Теория оптимального объёма выпуска продукции».
|
М
Д
П
ПБ
|
ПК-4, ОК-8
ПК-2, ПК-3
ПК-3
ПК-4
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
|
Лекция «Введение в экономику организаций (предприятий)»: объект, предмет и цель курса. Роль курса «Экономика организаций (предприятий)» в системе экономических дисциплин. Структура национальной экономики: сферы, комплексы, отрасли, предприятия».
Лекция «Факторы производственной деятельности организаций».
|
М
Д
|
ОК-1
ПК-2
|
|
|
| Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
|
|
|
|
Семинарское занятие «Основные понятия о предприятии».
Семинарское занятие «Стратегия деятельности организации»: выбор экономической стратегии фирмы: типы, факторы выбора. Маркетинговая стратегия и товарная политика фирмы. Теория оптимального объёма выпуска продукции».
|
М
Д
|
ОК-8, ПК-4
ПК-4
|
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 2 года 6 месяцев
Неделя
| Кол. час
| в том числе в интерактивной форме, час.
| Вид занятия, тема и краткое содержание
| Методы
| Реализуемые компетенции
|
|
|
|
Лекция «Введение в экономику организаций (предприятий)»: объект, предмет и цель курса. Роль курса «Экономика организаций (предприятий)» в системе экономических дисциплин. Структура национальной экономики: сферы, комплексы, отрасли, предприятия».
Лекция «Факторы производственной деятельности организаций».
|
М
Д
|
ОК-1
ПК-2
|
|
|
| Практические занятия
Лабораторные занятия
Семинары
|
|
|
|
|
|
Семинарское занятие «Основные понятия о предприятии».
Семинарское занятие «Стратегия деятельности организации»: выбор экономической стратегии фирмы: типы, факторы выбора. Маркетинговая стратегия и товарная политика фирмы. Теория оптимального объёма выпуска продукции».
|
М
Д
|
ОК-8, ПК-4
ПК-4
|
2.2. Самостоятельная работа студента – очная форма обучения
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Компетенции
|
1-18
1-18
1-18
|
| Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
- Виды деятельности предприятия;
- Инфраструктура предприятий;
- Ценовая стратегия предприятия;
- Факторный анализ прибыли предприятия;
- Научно-технический прогресс и эффективность производства;
- Производственное планирование;
- Стандарты и системы качества;
- Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора;
Тематика рефератов:
1.Характеристика предприятия как субъекта рыночных отношений
2.Оборотные фонды банка;
3. Рынок труда в России;
4. Методики оценки основных средств предприятий;
5. Организационные структуры предприятия;
6. Инновационная деятельность в организации;
7. Реинжиниринг бизнес-процессов – «революция в бизнесе»;
8. Маркетинг в банке;
9. Матрица Бостонской консалтинговой группы;
10. Международные стандарты качества;
11. Оптимизация состава и структуры издержек производства;
12. Управление прибылью фирмы;
13. Производственная программа самоокупаемости;
14. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции;
15. Налогообложение и его влияние на эффективность деятельности предприятий;
16.Налогообложение и отпускная цена на предприятии;
17.Факторы активизации развития предпринимательского сектора;
18.Институт предпринимательства в общей системе экономических отношений;
19.Место финансово-кредитных институтов в общей системе рыночных отношений;
20.Пути стабилизации экономики России;
21.Научно-технический прогресс и интенсификация производства;
22.Преимущества и недостатки различных структур управления;
23.Инвестиционные проблемы российской экономики;
24.Стратегии роста крупных и малых предприятий;
25.Стандарты качества и управление качеством на предприятии;
26. Хозяйственная стратегия организации;
27.Стратегическое планирование в системе планов предприятия;
28. Издержки организаций в микроэкономической теории;
29. Формирование цен на продукцию предприятия;
30. Банковская система России.
Усвоение текущего учебного материала
Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента
|
ОК-1
ПК-4
ПК-2
ПК-7
ПК-3
ПК-3
ПК-4
ПК-4
ОК-8,
ОК-1,
ПК-1,
ПК-2
ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7
ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7
|
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 5 лет
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Компетенции
|
|
| Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
- Виды деятельности предприятия; -
- Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике
- Предприятие и организация его производства
- Инфраструктура предприятий;
- Ценовая стратегия предприятия;
- Факторный анализ прибыли предприятия;
- Научно-технический прогресс и эффективность производства;
- Подготовка и освоение нового производства
- Производственное планирование;
- Стандарты и системы качества;
- Показатели качества продукции
- Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора;
Тематика рефератов:
1.Характеристика предприятия как субъекта рыночных отношений
2.Оборотные фонды банка;
3. Рынок труда в России;
4. Методики оценки основных средств предприятий;
5. Организационные структуры предприятия;
6. Инновационная деятельность в организации;
7. Реинжиниринг бизнес-процессов – «революция в бизнесе»;
8. Маркетинг в банке;
9. Матрица Бостонской консалтинговой группы;
10. Международные стандарты качества;
11. Оптимизация состава и структуры издержек производства;
13. Управление прибылью фирмы;
13. Производственная программа самоокупаемости;
14. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции;
15. Налогообложение и его влияние на эффективность деятельности предприятий;
16.Налогообложение и отпускная цена на предприятии;
17.Факторы активизации развития предпринимательского сектора;
18.Институт предпринимательства в общей системе экономических отношений;
19.Место финансово-кредитных институтов в общей системе рыночных отношений;
20.Пути стабилизации экономики России;
21.Научно-технический прогресс и интенсификация производства;
22.Преимущества и недостатки различных структур управления;
23.Инвестиционные проблемы российской экономики;
24.Стратегии роста крупных и малых предприятий;
25.Стандарты качества и управление качеством на предприятии;
26. Хозяйственная стратегия организации;
27.Стратегическое планирование в системе планов предприятия;
28. Издержки организаций в микроэкономической теории;
29. Формирование цен на продукцию предприятия;
30. Банковская система России.
Усвоение текущего учебного материала
Контрольная работа
(1-й вариант – выбирают студенты, фамилии которых начинаются с буквы А по букву М включительно; 2-й вариант – с буквы Н по букву Я включительно)
1-й вариант
Задача №1
Определите прибыль, отчисленную в бюджет, если балансовая прибыль ПРбл = 250 тыс. руб., ставка налога на прибыль Нпр = 0,32, сумма льгот составляет 35 тыс. руб.
Задача №2
Среднесписочная численность работников предприятия за год – 800 человек. В течение года уволились по собственному желанию - 35 человек, уволено за нарушение трудовой дисциплины – 4 человек, ушли на пенсию – 10 человек, поступили в учебные заведения и призваны в вооруженные силы – 11 человек, переведены на другие должности в другие подразделения предприятия – 20 человек. Определить коэффициент выбытия кадров в %-х.
Задача № 3
Определите темпы роста производительности труда по изделиям и в целом по всей номенклатуре продукции, если трудоемкость изделия А в плановом периоде ТЕплА = 15 мин; изделия Б - ТЕплБ = 20 мин; изделия В - ТЕплВ = 30 мин; объем производства изделия А – QА = 2,0 тыс. шт.; изделия Б – QБ = 2,5 тыс. шт.; изделия В – QВ = 3,0 тыс. шт. В отчетном периоде: ТЕотчА = 12 мин, ТЕотчБ = 15 мин, ТЕотчВ = 25 мин.
Задача №4
Производственная мощность цеха на начало года – 1300 тыс. деталей. С 1 апреля мощность увеличилась на 120 тыс. изделий, а в августе ещё на 90 тыс. изделий. В октябре мощность уменьшится на 80 тыс. изделий. Найти мощность выходную, мощность среднегодовую.
2-й вариант
Задача №1
Среднесписочная численность работников предприятия за год – 800 человек. В течение года уволились по собственному желанию - 35 человек, уволено за нарушение трудовой дисциплины – 4 человек, ушли на пенсию – 10 человек, поступили в учебные заведения и призваны в вооруженные силы – 11 человек, переведены на другие должности в другие подразделения предприятия – 20 человек. Определить коэффициент текучести кадров в %-х.
Задача №2
Определить рост производительности труда при изготовлении отдельных изделий и в целом по всей номенклатуре продукции, если в плановом периоде объем производства изделия А составляет 800 тыс. руб., изделия Б – 200 тыс. руб., изделия В – 100 тыс. руб. Численность работающих при изготовлении изделия А - 400 человек, изделия Б - 200 человек, изделия В - 80 человек. В отчетном периоде объем производства изделия А составляет 880 тыс. руб., изделия Б – 360 тыс. руб., изделия В – 150 тыс. руб., численность работающих при изготовлении изделия А - 400 человек, изделия Б - 300 человек, изделия В - 125 человек.
Задача №3
В цехе машиностроительного завода установлено 100 станков, режим работы 2-х сменный, продолжительность смены 8 часов, годовой объем выпуска продукции 280 тыс. изделий, производственная мощность цеха – 310 тыс. изделий. В 1-ю смену работ все станки, во 2-ой – 50%. Количество рабочих дней в году – 260, время фактической работы одного станка за год – 4000 часов. Определить коэффициент сменности работы станков, коэффициент экстенсивности, коэффициент интенсивности.
Задача № 4
Объём выпуска продукции за год 1.700.000 руб. Основные фонды на начало года составили 2.000.000 руб. В марте введены основные фонды на 120000 руб., а с 1-го августа выбыли на 30.000 руб. В цехе имеется 40 станков, в сутки они работали так: 30 станков в 3-х сменах, 7 станков в 2-х сменах, 43 станка в 1 смену. Определить фондоотдачу, фондоёмкость, коэффициент сменности оборудования.
|
ОК-1
ПК-4
ПК-2
ПК-7
ПК-3
ПК-3
ПК-4
ПК-4
ОК-8,
ОК-1,
ПК-1,
ПК-2
ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7
|
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 3 года 6 месяцев
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Компетенции
|
|
| Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
- Виды деятельности предприятия; -
- Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике
- Предприятие и организация его производства
- Инфраструктура предприятий;
- Ценовая стратегия предприятия;
- Факторный анализ прибыли предприятия;
- Научно-технический прогресс и эффективность производства;
- Подготовка и освоение нового производства
- Производственное планирование;
- Стандарты и системы качества;
- Показатели качества продукции
- Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора;
Тематика рефератов:
1.Характеристика предприятия как субъекта рыночных отношений
2.Оборотные фонды банка;
3. Рынок труда в России;
4. Методики оценки основных средств предприятий;
5. Организационные структуры предприятия;
6. Инновационная деятельность в организации;
7. Реинжиниринг бизнес-процессов – «революция в бизнесе»;
8. Маркетинг в банке;
9. Матрица Бостонской консалтинговой группы;
10. Международные стандарты качества;
11. Оптимизация состава и структуры издержек производства;
14. Управление прибылью фирмы;
13. Производственная программа самоокупаемости;
14. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции;
15. Налогообложение и его влияние на эффективность деятельности предприятий;
16.Налогообложение и отпускная цена на предприятии;
17.Факторы активизации развития предпринимательского сектора;
18.Институт предпринимательства в общей системе экономических отношений;
19.Место финансово-кредитных институтов в общей системе рыночных отношений;
20.Пути стабилизации экономики России;
21.Научно-технический прогресс и интенсификация производства;
22.Преимущества и недостатки различных структур управления;
23.Инвестиционные проблемы российской экономики;
24.Стратегии роста крупных и малых предприятий;
25.Стандарты качества и управление качеством на предприятии;
26. Хозяйственная стратегия организации;
27.Стратегическое планирование в системе планов предприятия;
28. Издержки организаций в микроэкономической теории;
29. Формирование цен на продукцию предприятия;
30. Банковская система России.
Усвоение текущего учебного материала
Контрольная работа
(1-й вариант – выбирают студенты, фамилии которых начинаются с буквы А по букву М включительно; 2-й вариант – с буквы Н по букву Я включительно)
1-й вариант
Задача №1
Определите прибыль, отчисленную в бюджет, если балансовая прибыль ПРбл = 250 тыс. руб., ставка налога на прибыль Нпр = 0,32, сумма льгот составляет 35 тыс. руб.
Задача №2
Среднесписочная численность работников предприятия за год – 800 человек. В течение года уволились по собственному желанию - 35 человек, уволено за нарушение трудовой дисциплины – 4 человек, ушли на пенсию – 10 человек, поступили в учебные заведения и призваны в вооруженные силы – 11 человек, переведены на другие должности в другие подразделения предприятия – 20 человек. Определить коэффициент выбытия кадров в %-х.
Задача № 3
Определите темпы роста производительности труда по изделиям и в целом по всей номенклатуре продукции, если трудоемкость изделия А в плановом периоде ТЕплА = 15 мин; изделия Б - ТЕплБ = 20 мин; изделия В - ТЕплВ = 30 мин; объем производства изделия А – QА = 2,0 тыс. шт.; изделия Б – QБ = 2,5 тыс. шт.; изделия В – QВ = 3,0 тыс. шт. В отчетном периоде: ТЕотчА = 12 мин, ТЕотчБ = 15 мин, ТЕотчВ = 25 мин.
Задача №4
Производственная мощность цеха на начало года – 1300 тыс. деталей. С 1 апреля мощность увеличилась на 120 тыс. изделий, а в августе ещё на 90 тыс. изделий. В октябре мощность уменьшится на 80 тыс. изделий. Найти мощность выходную, мощность среднегодовую.
2-й вариант
Задача №1
Среднесписочная численность работников предприятия за год – 800 человек. В течение года уволились по собственному желанию - 35 человек, уволено за нарушение трудовой дисциплины – 4 человек, ушли на пенсию – 10 человек, поступили в учебные заведения и призваны в вооруженные силы – 11 человек, переведены на другие должности в другие подразделения предприятия – 20 человек. Определить коэффициент текучести кадров в %-х.
Задача №2
Определить рост производительности труда при изготовлении отдельных изделий и в целом по всей номенклатуре продукции, если в плановом периоде объем производства изделия А составляет 800 тыс. руб., изделия Б – 200 тыс. руб., изделия В – 100 тыс. руб. Численность работающих при изготовлении изделия А - 400 человек, изделия Б - 200 человек, изделия В - 80 человек. В отчетном периоде объем производства изделия А составляет 880 тыс. руб., изделия Б – 360 тыс. руб., изделия В – 150 тыс. руб., численность работающих при изготовлении изделия А - 400 человек, изделия Б - 300 человек, изделия В - 125 человек.
Задача №3
В цехе машиностроительного завода установлено 100 станков, режим работы 2-х сменный, продолжительность смены 8 часов, годовой объем выпуска продукции 280 тыс. изделий, производственная мощность цеха – 310 тыс. изделий. В 1-ю смену работ все станки, во 2-ой – 50%. Количество рабочих дней в году – 260, время фактической работы одного станка за год – 4000 часов. Определить коэффициент сменности работы станков, коэффициент экстенсивности, коэффициент интенсивности.
Задача № 4
Объём выпуска продукции за год 1.700.000 руб. Основные фонды на начало года составили 2.000.000 руб. В марте введены основные фонды на 120000 руб., а с 1-го августа выбыли на 30.000 руб. В цехе имеется 40 станков, в сутки они работали так: 30 станков в 3-х сменах, 7 станков в 2-х сменах, 43 станка в 1 смену. Определить фондоотдачу, фондоёмкость, коэффициент сменности оборудования.
|
ОК-1
ПК-4
ПК-2
ПК-7
ПК-3
ПК-3
ПК-4
ПК-4
ОК-8,
ОК-1,
ПК-1,
ПК-2
ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7
|
Самостоятельная работа студента – заочная форма обучения, срок обучения 2 года 6 месяцев
Неделя
| Кол. час
| Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы; контрольные, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др.
| Компетенции
|
|
| Самостоятельное изучение отдельных тем курса:
- Виды деятельности предприятия; -
- Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике
- Предприятие и организация его производства
- Инфраструктура предприятий;
- Ценовая стратегия предприятия;
- Факторный анализ прибыли предприятия;
- Научно-технический прогресс и эффективность производства;
- Подготовка и освоение нового производства
- Производственное планирование;
- Стандарты и системы качества;
- Показатели качества продукции
- Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора;
Тематика рефератов:
1.Характеристика предприятия как субъекта рыночных отношений
2.Оборотные фонды банка;
3. Рынок труда в России;
4. Методики оценки основных средств предприятий;
5. Организационные структуры предприятия;
6. Инновационная деятельность в организации;
7. Реинжиниринг бизнес-процессов – «революция в бизнесе»;
8. Маркетинг в банке;
9. Матрица Бостонской консалтинговой группы;
10. Международные стандарты качества;
11. Оптимизация состава и структуры издержек производства;
15. Управление прибылью фирмы;
13. Производственная программа самоокупаемости;
14. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции;
15. Налогообложение и его влияние на эффективность деятельности предприятий;
16.Налогообложение и отпускная цена на предприятии;
17.Факторы активизации развития предпринимательского сектора;
18.Институт предпринимательства в общей системе экономических отношений;
19.Место финансово-кредитных институтов в общей системе рыночных отношений;
20.Пути стабилизации экономики России;
21.Научно-технический прогресс и интенсификация производства;
22.Преимущества и недостатки различных структур управления;
23.Инвестиционные проблемы российской экономики;
24.Стратегии роста крупных и малых предприятий;
25.Стандарты качества и управление качеством на предприятии;
26. Хозяйственная стратегия организации;
27.Стратегическое планирование в системе планов предприятия;
28. Издержки организаций в микроэкономической теории;
29. Формирование цен на продукцию предприятия;
30. Банковская система России.
Усвоение текущего учебного материала
Контрольная работа
(1-й вариант – выбирают студенты, фамилии которых начинаются с буквы А по букву М включительно; 2-й вариант – с буквы Н по букву Я включительно)
1-й вариант
Задача №1
Определите прибыль, отчисленную в бюджет, если балансовая прибыль ПРбл = 250 тыс. руб., ставка налога на прибыль Нпр = 0,32, сумма льгот составляет 35 тыс. руб.
Задача №2
Среднесписочная численность работников предприятия за год – 800 человек. В течение года уволились по собственному желанию - 35 человек, уволено за нарушение трудовой дисциплины – 4 человек, ушли на пенсию – 10 человек, поступили в учебные заведения и призваны в вооруженные силы – 11 человек, переведены на другие должности в другие подразделения предприятия – 20 человек. Определить коэффициент выбытия кадров в %-х.
Задача № 3
Определите темпы роста производительности труда по изделиям и в целом по всей номенклатуре продукции, если трудоемкость изделия А в плановом периоде ТЕплА = 15 мин; изделия Б - ТЕплБ = 20 мин; изделия В - ТЕплВ = 30 мин; объем производства изделия А – QА = 2,0 тыс. шт.; изделия Б – QБ = 2,5 тыс. шт.; изделия В – QВ = 3,0 тыс. шт. В отчетном периоде: ТЕотчА = 12 мин, ТЕотчБ = 15 мин, ТЕотчВ = 25 мин.
Задача №4
Производственная мощность цеха на начало года – 1300 тыс. деталей. С 1 апреля мощность увеличилась на 120 тыс. изделий, а в августе ещё на 90 тыс. изделий. В октябре мощность уменьшится на 80 тыс. изделий. Найти мощность выходную, мощность среднегодовую.
2-й вариант
Задача №1
Среднесписочная численность работников предприятия за год – 800 человек. В течение года уволились по собственному желанию - 35 человек, уволено за нарушение трудовой дисциплины – 4 человек, ушли на пенсию – 10 человек, поступили в учебные заведения и призваны в вооруженные силы – 11 человек, переведены на другие должности в другие подразделения предприятия – 20 человек. Определить коэффициент текучести кадров в %-х.
Задача №2
Определить рост производительности труда при изготовлении отдельных изделий и в целом по всей номенклатуре продукции, если в плановом периоде объем производства изделия А составляет 800 тыс. руб., изделия Б – 200 тыс. руб., изделия В – 100 тыс. руб. Численность работающих при изготовлении изделия А - 400 человек, изделия Б - 200 человек, изделия В - 80 человек. В отчетном периоде объем производства изделия А составляет 880 тыс. руб., изделия Б – 360 тыс. руб., изделия В – 150 тыс. руб., численность работающих при изготовлении изделия А - 400 человек, изделия Б - 300 человек, изделия В - 125 человек.
Задача №3
В цехе машиностроительного завода установлено 100 станков, режим работы 2-х сменный, продолжительность смены 8 часов, годовой объем выпуска продукции 280 тыс. изделий, производственная мощность цеха – 310 тыс. изделий. В 1-ю смену работ все станки, во 2-ой – 50%. Количество рабочих дней в году – 260, время фактической работы одного станка за год – 4000 часов. Определить коэффициент сменности работы станков, коэффициент экстенсивности, коэффициент интенсивности.
Задача № 4
Объём выпуска продукции за год 1.700.000 руб. Основные фонды на начало года составили 2.000.000 руб. В марте введены основные фонды на 120000 руб., а с 1-го августа выбыли на 30.000 руб. В цехе имеется 40 станков, в сутки они работали так: 30 станков в 3-х сменах, 7 станков в 2-х сменах, 43 станка в 1 смену. Определить фондоотдачу, фондоёмкость, коэффициент сменности оборудования.
|
ОК-1
ПК-4
ПК-2
ПК-7
ПК-3
ПК-3
ПК-4
ПК-4
ОК-8,
ОК-1,
ПК-1,
ПК-2
ОК-1, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7
|
2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).
№
| Наименование основных форм
| Краткое описание и примеры, использования в темах и разделах, место проведения
| Часы
|
1.
| Использование информационных ресурсов и баз данных
| Использование информационных ресурсов «Консультант +» в темах «Качество и стандартизация продукции», «Оценка эффективности деятельности предприятия».
|
|
2.
| Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий
| Применение учебного пособия Ивановой Е.А. в электронном мультимедийном виде в соавторстве с Козловским В.А. (Темы «Введение в курс», «Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике».
|
|
3.
| Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ
| Рекомендация студентам при подготовке к семинарам использовать конспекты лекций, изданные московскими профессорами, в частности: Прудников В.М. Экономика предприятия: конспект лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 208 с. Экономика предприятия: конспект лекций / авт. сост. С. Молотов, А. Оганесян. – М.: Приор-издат, 2005. – 128 с.
|
|
4.
| Применение предпринимательских идей в содержании курса
| Организация дискуссии по проблеме стратегии развития российской экономики при изучении темы «Предприятие и предпринимательство в рыночной экономике». Проведение исследования различных типов общественного разделения труда при рассмотрении вопроса «Структура национальной экономики».
|
|
5.
| Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук
| Обсуждение проблемы «Нужна ли обществу монополия?», опираясь на дисциплину «Микроэкономика» (в теме «Цена и ценовая политика организации»); Обсуждение возможности использования для получения достоверных прогнозов развития предприятия 3-х существующих в анализе хозяйственной деятельности подходов к определению точки безубыточности (в теме «Предприятие и организация его производства»)
|
|
6.
| Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач
| Рассмотрение конкретных хозяйственных ситуаций, приведённых в данном УМК, с разбивкой слушателей на команды (тема «Факторы производственной деятельности предприятия», «Издержки производства и себестоимость продукции»
|
|
7.
| Применение активных методов обучения, на основе опыта и др.
| Проведение анализа деятельности какого-либо наиболее известного предприятия региона с точки зрения определения целей его деятельности и описание порядка формирования его затрат (при изучении темы «Издержки производства и себестоимость», рассмотрении вопроса «Товарная и маркетинговая стратегии деятельности предприятия». Определение цены реализации единицы продукции, чтобы точка безубыточности была достигнута в конце года, если предприятие использует пропорциональный метод списания для расчёта амортизации (при рассмотрении темы «Цена и ценовая политика организации и рассмотрении вопроса об амортизации).
|
|
8.
| Разбор конкретных ситуаций
| Демонстрация слушателям расчёта на практике КТУ (коэффициента трудового участия) на примере условной бригады, состоящей из 4-х человек, при рассмотрении вопроса «Формы и системы оплаты труда» в теме «Факторы производственной деятельности организаций» в разделе «Кадры организации». Демонстрация слушателям практического приёма отнесения косвенных издержек предприятия на себестоимость выпускаемой продукции при условной номенклатуре при рассмотрении темы «Издержки производства и себестоимость
|
|