1. В Пределах объема выпуска Q1-Q2 различные по размеру фирмы одинаково эффективны (Рис. 13.). Отрезок постоянной отдачи при росте Q достаточно велик.
+ -
const
Q1 Q2
Рис. 13. Эффект масштаба
2. Данный объем потребительского спроса может быть обеспечен небольшим количеством крупных фирм. Мелкие фирмы – неэффективны (Рис. 14.).
+ Эффект продолжительный
- Относительно отдаленный
+
-
Q2
Рис. 14. Эффект масштаба
3. Данный объем потребительского спроса может быть обеспечен мелкими фирмами которые отказываются эффективные крупных (Рис. 15).
+ Эффект невелик
- Возникает очень быстро.
Q1
Рис. 15. Эффект масштаба
Тема 6: КОНКУРЕНЦИЯ. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
(практическое занятие – 1 час)
План:
1.Совершенная конкуренция.
2.Несовершенная конкуренция. Типы несовершенной конкуренции.
1. Совершенная конкуренция.
Рыночная конкуренция – это борьба за наиболее благоприятные позиции на рынке с целью получения максимальной выгоды от продажи и приобретения товара.
Функции конкуренции:
1. Регулирующая функция: через спрос и предложение производители определяют, что и в каких объемах производить;
2. Распределительная функция: благодаря рыночной конкуренции ресурсы концентрируются там, где они приносят максимальную отдачу;
3. Инновационная функция: при конкуренции все факторы производства ориентируются на увеличение производительности труда;
4. Контролирующая функция: при конкуренции ни один из поставщиков или покупателей не может достигнуть господствующего положения на рынке.
Рыночная структура – это условия, при которых протекает конкуренция.
Рыночные структуры отличаются:
· Количеством и размером фирм;
· Степенью однородности товаров;
· Легкостью входа на рынок и выхода;
· Доступность информации.
С точки зрения влияния продавца на рыночную цену все рыночные структуры делятся на совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой ни продавец, ни покупатель не имеет возможности влиять на рыночную цену.
Несовершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой рыночные субъекты имеют возможность влияния на рыночную цену.
Характеристики совершенной конкуренции:
1. Атомизированность рынка: на рынке действует большое количество продавцов и покупателей, причем доля каждого ничтожна мала;
2. Однородность товаров;
3. Отсутствие юридических барьеров (патенты, лицензии, авторские права) и экономических барьеров (большой первоначальный капитал, большие затраты на рекламу);
4. Абсолютная прозрачность рынка: полная информация о состоянии спроса, предложения, цены;
5. Абсолютная мобильность экономических ресурсов;
6. Рациональное поведение всех субъектов рынка.
2. Несовершенная конкуренция. Типы несовершенной конкуренции.
Несовершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой рыночные субъекты имеют возможность влияния на рыночную цену.
Типы несовершенной конкуренции:
1. Чистая монополия – рыночная структура, при которой на рынке господствует один продавец.
2. Монопсония – это рыночная структура, при которой на рынке господствует 1 покупатель.
3. Рыночная структура, при которой 1 продавцу противостоит 1 покупатель, называется двусторонняя монополия.
4. Олигополия – рыночная структура, при которой на рынке господствует несколько фирм. Частный случай олигополии – дуополия, когда в отрасли господствуют 2 производителя.
5. Олигопсония – рыночная структура, при которой на рынке функционируют несколько крупных покупателей.
6. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой существует множество фирм, производящих дифференцированную продукцию.