Типы кривых АТС

1. В Пределах объема выпуска Q1-Q2 различные по размеру фирмы одинаково эффективны (Рис. 13.). Отрезок постоянной отдачи при росте Q достаточно велик.

+ -

const

Q1 Q2

Рис. 13. Эффект масштаба

2. Данный объем потребительского спроса может быть обеспечен небольшим количеством крупных фирм. Мелкие фирмы – неэффективны (Рис. 14.).

+ Эффект продолжительный

- Относительно отдаленный

+

-

Q2

Рис. 14. Эффект масштаба

3. Данный объем потребительского спроса может быть обеспечен мелкими фирмами которые отказываются эффективные крупных (Рис. 15).

+ Эффект невелик

- Возникает очень быстро.

Q1

Рис. 15. Эффект масштаба

Тема 6: КОНКУРЕНЦИЯ. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

(практическое занятие – 1 час)

План:

1.Совершенная конкуренция.

2.Несовершенная конкуренция. Типы несовершенной конкуренции.

1. Совершенная конкуренция.

Рыночная конкуренция – это борьба за наиболее благоприятные позиции на рынке с целью получения максимальной выгоды от продажи и приобретения товара.

Функции конкуренции:

1. Регулирующая функция: через спрос и предложение производители определяют, что и в каких объемах производить;

2. Распределительная функция: благодаря рыночной конкуренции ресурсы концентрируются там, где они приносят максимальную отдачу;

3. Инновационная функция: при конкуренции все факторы производства ориентируются на увеличение производительности труда;

4. Контролирующая функция: при конкуренции ни один из поставщиков или покупателей не может достигнуть господствующего положения на рынке.

Рыночная структура – это условия, при которых протекает конкуренция.

Рыночные структуры отличаются:

· Количеством и размером фирм;

· Степенью однородности товаров;

· Легкостью входа на рынок и выхода;

· Доступность информации.

С точки зрения влияния продавца на рыночную цену все рыночные структуры делятся на совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой ни продавец, ни покупатель не имеет возможности влиять на рыночную цену.

Несовершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой рыночные субъекты имеют возможность влияния на рыночную цену.

Характеристики совершенной конкуренции:

1. Атомизированность рынка: на рынке действует большое количество продавцов и покупателей, причем доля каждого ничтожна мала;

2. Однородность товаров;

3. Отсутствие юридических барьеров (патенты, лицензии, авторские права) и экономических барьеров (большой первоначальный капитал, большие затраты на рекламу);

4. Абсолютная прозрачность рынка: полная информация о состоянии спроса, предложения, цены;

5. Абсолютная мобильность экономических ресурсов;

6. Рациональное поведение всех субъектов рынка.

2. Несовершенная конкуренция. Типы несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой рыночные субъекты имеют возможность влияния на рыночную цену.

Типы несовершенной конкуренции:

1. Чистая монополия – рыночная структура, при которой на рынке господствует один продавец.

2. Монопсония – это рыночная структура, при которой на рынке господствует 1 покупатель.

3. Рыночная структура, при которой 1 продавцу противостоит 1 покупатель, называется двусторонняя монополия.

4. Олигополия – рыночная структура, при которой на рынке господствует несколько фирм. Частный случай олигополии – дуополия, когда в отрасли господствуют 2 производителя.

5. Олигопсония – рыночная структура, при которой на рынке функционируют несколько крупных покупателей.

6. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой существует множество фирм, производящих дифференцированную продукцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: