Эластичность спроса

Понятие эластичности связано со спросом на товары в зависимости от их цены. Мерой такого измерения служит коэффициент эластичности спроса. А.Маршалл, развивший эту тему, писал в своих "Принципах экономической науки", что "эластичность (responsiveness) может быть большей или меньшей в зависимости от того, сильнее или слабее возрастает приобретаемое количество товаров при данном снижении цен и в большей или меньшей степени падает при данном повышении цен".

Эластичность спроса определяется как отношение между процентной величиной изменений запрашиваемого количества товара и величиной колебаний цен.

где - эластичность спроса по цене; - изменение объема спроса, %; - изменение цены, %.

Форма кривой спроса может быть различной в зависимости от характера потребности в данном товаре. Существуют товары низкой эластичности, спрос на которые стабилен, и товары высокой эластичности, спрос на которые резко меняется при изменении цены.

Если, например, повышению цены на 1% соответствует снижение спроса более, чем на 1%, то говорят, что спрос эластичен (коэффициент эластичности больше 1); если повышению цены на 1% соответствует понижение спроса на 1%, то спрос нейтрален (коэффициент эластичности равен 1); если повышение цены на 1% влечет за собой понижение спроса менее, чем на 1%, то спрос неэластичен (коэффициент эластичности находится в интервале от 0 до 1). Существуют различные варианты проявления эластичности (рис.4).

Знак эластичности будет отрицательным, когда цена и объем продукции изменяются в противоположных направлениях.

Рис.4. Графики эластичности спроса

Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для учета влияния сопутствующих и заменяющих товаров используют перекрестные коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется спрос на другой товар при условии, что остальные цены и доходы потребителей остаются прежними.

Перекрестная эластичность выражается в двух товарах - А и В.

где - изменение объема спроса на благо В; QВ - объем спроса блага В; - изменение цены блага А; РА - цена блага А.

Перекрестная эластичность спроса показывает тенденцию покупателей к перемещению своего спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если , то блага взаимозаменяемые, если - взаимодополняемые.

Ценовая неэластичность товара означает, что изменение цен не вызывает значительных изменений в объеме продаж. Эффект изменения цен на неэластичном рынке проявляется в двух формах: при снижении цены теряется часть прибыли; при увеличении цены резко вырастает объем продаж и прибыли.

Ценовая эластичность товара означает, что небольшие изменения цены вызывают значительные изменения продаж. Объем прибыли может увеличиваться при уменьшении цен и уменьшаться при их увеличении. Главная особенность эластичного рынка заключается в наличии высокой ценовой конкуренции, когда незначительные изменения цен вызывают существенные изменения объемов продаж, а следовательно, и валового объема прибыли. Поэтому любые повышения цен, даже очень незначительные, на эластичном рынке требуют проведения большого количества различных исследований для определения количественных характеристик таких соотношений, как "объем продаж - цена", "объем продаж - себестоимость", "емкость рынка - цена", с целью принятия окончательного решения.

В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода.

где - изменение объема спроса; Q - объем спроса; - изменение величины дохода; I - величина дохода.

2.Предложение. Эластичность предложения

Предложение товара - это количество данного товара, которое могут и намерены сбыть производители на рынке по данной цене.

Положение производителей на рынке не является постоянным и одинаковым (масса предлагаемого товара, различные издержки производства, количество затраченного труда и т.д.). Однако все они стремятся максимизировать свой доход, т.е. получить самую высокую цену.

Как и для спроса, рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения. Например, при цене $ 20 производитель согласен продать лишь 1 единицу блага, при цене $ 30 - 4 единицы, а при цене $ 50 - 7 единиц блага А. Диаграмма может быть графически представлена кривой предложения, направленной вверх слева направо: это типичная кривая предложения (см. рис.5). Совокупное предложение на рынке представляется аналогичной кривой предложения, направленной таким же образом, показывающей отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое отрасль готова продать на рынок в целом. В общем виде QS=F(P), где QS - величина предложения (supply), Р - цена.

Рис.5. Кривая предложения

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (Р) по вертикальной, а зависимую переменную QS - по горизонтальной оси. Кривая имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Однако, кроме цены, на предложение оказывают влияние и другие факторы:

- цены факторов производства;

- технология;

- количество производителей-продавцов;

- ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики;

- размер налогов и т.д.

Предложение является функцией всех этих факторов. QS=F(f1,f2,...,fn)

Зависимость предложения от влияющих на него факторов называется функцией предложения.

Форма кривой предложения товара обусловлена во многом технологией его производства, доступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного товара. Если мобильность производства и используемых в нем ресурсов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, т.е. незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.

Кривая предложения строится при соблюдении ряда условий:

- издержки производства известны: если они уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше - по текущим ценам;

- цены на товары-заменители установлены;

- предполагается, что изменение цены - единственно возможный путь.

Если перечисленные условия меняются, то кривая предложения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение - вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.

Если условия постоянны, то изменение цены означает движение вдоль кривой предложения.

Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собою отношение изменения предложения в процентах к процентной величине колебания цен.

Где - эластичность предложения по цене; - изменение объема предложения, %; - изменение цены, %.

Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходит в одном направлении, эластичность предложения всегда позитивна.

Различают пять вариантов эластичности предложения (см. Рис.6).

Рис.6. Графики эластичности спроса

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают ряд периодов:

- кратчайший (все факторы постоянны);

- краткосрочный (отдельные факторы переменны);

- долгосрочный (все факторы переменны).

Эта периодизация была предложена А.Маршаллом для анализа предложения. Рассматривая категорию спроса и предложения, можно заметить, что спрос более подвижен во времени, чем предложение. Это вызвано тем, что спрос в большинстве случаев сразу сокращается при существенном повышении цен. Напротив, рост цены является лишь первым сигналом для производителей расширить мощности, вовлечь в производство дополнительные ресурсы и на этой основе увеличить предложение товара.

На рынке конкретное соотношение спроса и предложения зависит от размеров запасов товаров, динамики цен на них и денежных доходов населения, организации торговли, рекламы и других факторов. Оно может представлять три возможных варианта. Один из них характеризуется превышением предложения товара над спросом покупателя. Такой случай может быть результатом не только излишнего производства товара, но и непомерного вздувания цен на товары невысокого качества, дефицита денег у населения и других обстоятельств.

Второй вариант отличается от первого превышением спроса над предложением товара. В этом случае имеет место неудовлетворенный спрос, товарный дефицит. Рынок реагирует на дефицит прямым или скрытым ростом цен. Выходом из этой ситуации могут быть увеличение производства товаров, пользующихся спросом, повышение цен и уменьшение роста денежных доходов населения.

Третий вариант соотношения спроса и предложения характеризуется соответствием между величиной и структурой спроса на товары, с одной стороны, и величины и структуры их предложения - с другой, равновесием спроса и предложения.

3.Рыночное равновесие

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения. Эта цена представляет собой величину, которая является обязательной для всех продавцов и покупателей.

Рассмотренные ранее функции спроса и предложения позволяют сделать вывод, что кривые спроса и предложения зеркально похожи друг на друга (см. рис.7).

Равновесная цена (РЕ) - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения в результате действия конкурентных сил.

Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет отличаться от равновесной цены.

Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.


Рис.7. График рыночного равновесия

Тема5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА

(практическое занятие – 1 час)

План:

1.Сущность экономических издержек.

2.Издержки в краткосрочном периоде времени.

3.Издержки в долгосрочном периоде времени.

1.Сущность экономических издержек

Экономический подход к определению величины затрат производства несколько отличается от бухгалтерского. Суть экономического подхода выражается концепцией альтернативных затрат (отвергнутых возможностей). Отправная точка этой концепции состоит в следующем предположении:

а) запасы ресурсов, доступные для вовлечения в производство, ограничены;

б) имеется несколько возможностей применения для всех (или почти для всех) ресурсов.

Следовательно, использование какого-либо ресурса в производстве того или иного товара является результатом выбора между несколькими альтернативными вариантами использования данного ресурса. Величину альтернативных затрат можно интерпретировать как денежную выручку от наиболее выгодного из всех альтернативных способов использования ресурсов.

Очевидно, величина альтернативных затрат далеко не всегда совпадает с денежными затратами на приобретение ресурсов (бухгалтерский подход). Так, ресурсы могут доставаться предприятию относительно дешевле, чем другим производителям. Рассмотрим такую ситуацию: ресурс частично распределяется государством по твердым ценам, частично поступает в продажу на свободный рынок по более высоким ценам. Предприятие получает все необходимое количество ресурса по твердым ценам. Тогда затраты в бухгалтерском смысле есть просто величина денежных затрат, альтернативные затраты, конечно, должны учитывать цены свободного рынка. Аналогичная ситуация возникает, когда уже после покупки предприятием ресурса произошло повышение цен.

Предположим для простоты, что предприятие приобретает ресурсы по свободным рыночным ценам, отражающим альтернативные затраты. Будут ли последние в этом случае равны денежным затратам? Оказывается, что это происходит не всегда. Дело в том, что наряду с явными затратами (на материалы, оборудование, рабочую силу и т.д.), приобретаемые предприятием на стороне, могут существовать и неявные затраты (стоимость затраченных ресурсов, являющихся собственностью фирмы). К последним относятся труд предпринимателя-собственника, процент на вложенный им капитал и т.д. К неявным затратам иногда относится также "нормальная" прибыль, необходимая для того, чтобы фирма осталась в данной отрасли.

В дальнейшем, говоря о затратах, мы всегда будем иметь в виду альтернативные затраты как сумму явных (тождественных бухгалтерским) и неявных затрат.

2.Издержки в краткосрочном периоде времени

Определение функциональной зависимости затрат от объема произведенной продукции, т.е. построение функции затрат:

С=f (Q),

где Q - количество единиц произведенной продукции; С - величина затрат, руб.

С этой точки зрения величина затрат может быть разделена на две составляющие.

1. Постоянные затраты (FC), которые не зависят от объема выпуска продукции. Например, затраты на эксплуатацию зданий, сооружений и оборудования, административно-управленческие расходы, арендная плата, некоторые виды налогов и т.д. Следует отметить, что неявные затраты выступают чаще всего как постоянные.

2. Переменные затраты (VС), изменяющиеся с изменением объема производства. Сюда относятся затраты на материалы, рабочую силу и т.д.

Общи е затраты на производство Q единиц продукции равны сумме общих постоянных и общих переменных затрат:

TC(Q) =TFC + TVC(Q),

где TC (Q) - общие затраты при производстве Q единиц продукции; TFC - общие постоянные затраты; TVC (Q) - общие переменные затраты при производстве Q единиц продукции.

Традиционно принимаемый в экономической литературе вид функций общих затрат показан на рис.8.


Рис. 8. Общие затраты на производство

Однако производителя часто интересует величина не столько общих, сколько средних затрат (так как за увеличением первых может скрываться снижение вторых). Средние общие затраты есть частное от деления общих затрат на объем выпуска продукции:

АTС = TC/Q = TFC/Q + TVC/Q = AFC + AVC

где AFC - средние постоянные затраты при производстве Q единиц продукции; AVC - средние переменные затраты при производстве Q единиц продукции.

Рассмотрим сначала функцию средних постоянных затрат. Поскольку TFC = const, а AFC = TFC/Q,

AFC*Q = TFC = const.

Отсюда график рассматриваемой функции имеет вид гиперболы (рис. 9).


Рис. 9. Средние постоянные затраты.

Когда выпускается малое число единиц продукции, на них падает вся тяжесть постоянных затрат. При увеличении объема производства средние постоянные затраты снижаются и величина их стремится к нулю.

Характер функции средних переменных затрат не может быть обоснован так же просто, как и функции AFC, и определение его требует некоторых умозрительных предположений. Традиционно применяемый вид функции AVC и соответственно функции АTС (рис. 10) выводится из так называемого закона убывающей производительности.


Рис. 10. Средние общие, средние постоянные
и средние переменные затраты.

Предполагается, что если есть хотя бы один постоянный ресурс (количество которого не может быть изменено), то при увеличении переменных затрат на прочие ресурсы средняя производительность переменных ресурсов сначала возрастает (средние переменные затраты падают), а затем, начиная с некоторого выпуска Q 1, производительность снижается (средние переменные затраты растут). Пусть имеется магазин, в котором работает один работник (хозяин). Он принимает товар, оформляет витрину, выписывает чеки, обслуживает покупателей и т.д. С ростом оборота он нанимает грузчика, кассира, продавца, дизайнера, производительность увеличивается за счет разделения труда. Однако размер магазина фиксирован, и когда нанимается третий грузчик (или второй кассир), производительность падает. Такая аргументация кажется многим экономистам фантастичной, они оспаривают ее, предлагая альтернативные функции затрат или вовсе отказываясь от них. Наука развивается, но поразительно, что функции затрат столь простого вида позволяют понять в первом приближении важнейшие экономические зависимости.

Вид кривой средних общих затрат (рис. 10) определяется:

а) видом кривой средних переменных затрат построенной исходя из закона убывающей производительности;

б) видом кривой средних постоянных затрат. Вспомним, что AFC = АTС - AVC. Так как с увеличением объема выпуска, Q, средние постоянные затраты уменьшаются, то, очевидно, что кривые АС и AVC сближаются с увеличением Q.

Средние переменные затраты (AVC) принимают минимальное значение при объеме выпуска Q 1 (рис. 13). Как будут изменяться средние общие затраты (АTС) с дальнейшим увеличением выпуска? Средние переменные затраты начинают возрастать, однако средние постоянные затраты (AFC) продолжают падать, вследствие чего средние общие затраты будут все-таки снижаться, пока снижение средних постоянных затрат не будет компенсировано ростом средних переменных затрат (на рис. 9) это произойдет при объеме выпуска Q 2. При дальнейшем увеличении объема выпуска средние общие затраты возрастают, несмотря на продолжающееся снижение средних переменных затрат. Заметим, что Q 2 > Q 1, т.е., средние общие затраты, принимают свое минимальное значение при большем объеме выпуска, чем средние переменные затраты.

До сих пор мы имели дело с величинами общих и средних затрат, однако часто встает необходимость несколько иного подхода к понятию затрат. Допустим, предприятие выпускает Q единиц продукции с общими затраты. Возникает вопрос: на какую величину ΔТС увеличатся общие затраты при увеличении выпуска на Δ Q единиц. Такой подход приводит к понятию предельных затрат, т.е. приращению общих затрат, вызванному приращением объема производства на одну единицу.

МС = Δ ТС/ Δ Q

Если функция общих затрат дифференцируема, то предельные затраты представляют собой первую производную функции общих затрат:

МС = dTC/dQ = dTFC/dQ + dTVC/dQ = 0 + dTVC/dQ

Из формулы видно, что общие предельные затраты равны предельным переменным затратам и не зависят от постоянных затрат. Это обстоятельство очевидно, так как общие постоянные затраты не изменяются с выпуском продукции, и изменение общих затрат равно изменению переменных затрат.

Понятно, что функции предельных и средних затрат весьма тесно взаимосвязаны. Попробуем сначала объяснить эту связь логически. Представим себе, что предельные затраты выше средних на каком-то интервале значений выпуска продукции. Тогда приращение общих затрат, вызванное увеличением выпуска продукции на одну единицу, будет выше средних затрат на производство предыдущих единиц продукции. Следовательно, средние затраты на этом интервале объемов выпуска возрастают. Таким же образом можно показать, что в случае, если предельные затраты (приращение общих затрат при увеличении объема выпуска на одну единицу) ниже средних, средние затраты убывают.

Докажем это более строго. По определению, МС = dTC/dQ, АС = TC/Q.

Отсюда ТС = АСQ.

МС = dTC/dQ = dACQ/dQ.

Следовательно, MC = AC+QdAC/dQ.

Из этого выражения можно сделать три вывода:

1) если АС возрастает, то d AC/ dQ > 0. Следовательно, МС > АС.

2) если АС убывает, то d AC < 0. Следовательно, МС < АС.

3) в низшей точке кривой АС (при минимуме средних затрат) d AC/ dQ = 0. Следовательно, МС = АС.

3.Издержки в долгосрочном периоде времени

В долгосрочном периоде все факторы являются переменными.

Затраты в долгосрочном периоде когда все факторы являются переменными характеризует кривая средних издержек. (LАТС)

Кривая долгосрочных средних издержек отражает безграничные возможности фирмы по изменению производственных мощностей и показывает минимальные средние издержки при всех возможных объема выпуска (Рис.11).

 
 


SATC1 SATC2 SATC3

LATC

Q

Рис. 11. LATC – кривая выбора фирмы

1) проходит по касательной ко всем возможным краткосрочным кривым средних издержек (AC).

2) имеет U – образную форму в силу действия эффекта масштаба.

3) закон убывающей отдачи в LR не действует

Эффект масштаба - Изменение долгосрочных средних издержек АЕС с изменением масштабов производства.

Основные виды эффекта масштаба:

1. Положительный - Снижение LАТС с ростом объема выпуска; Экономия от объема производства

2. Постоянный - Неизменность LАТС при изменение объема производства; Затраты пропорциональны выпуску.

3. Отрицательны й - Рост LАТС с увеличением объема выпуска; Рост издержек пропорционально от масштаба производства.

Факторы положительного эффекта масштаба:

- Специализация труда рабочих и управленческого персонала

- Эффект использования капитала

- Производство побочных продуктов

- Выпуск продукции на базе отходов основного производства

Факторы отрицательного эффекта масштаба.

- Сложности управления

- Рост транспортных расходов

- Трудности контроля за реализацией решения руководства фирмы

- Рост затрат на передачу и обработку информации необходимой для принятия решений

- Возможность возникновения локальных интересов противоречащих интересам фирмы в целом

Эффект масштаба определяется производственной функцией отражающей изменение объема выпуска при увеличении затрат всех ресурсов. Эффект масштаба иллюстрируется различными участками кривой LАТС(Рис. 12.).

+ - LATC

const

Рис. 12. Эффект масштаба Q

Q = A*Kα * Lβ

α + β = 1 – постоянный эффект

α + β > 1 – положительный эффект

α + β < 1 – отрицательный эффект.

α, β – коэффициенты эластичности по K и L.

Минимальный эффективный размер фирмы (minimal effecient scale)- Наименьший объем выпуска, который может быть произведен с минимальными LАТС

Показатели MES оказывают существенное влияние на концепцию производства определяя тип рынка данного товара будут действовать несколько средних или малых предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow