Вопрос №7. Объясните последствия изменения структуры внешней торговли одной страны на курс ее национальной валюты и на ее торговый баланс

В долгосрочной перспективе конкурентность данной страны определяется ее национальными ресурсами, индустриальной базой, профессиональной квалификацией рабочей силы, структурой цен. В конечном счете, неочевидный характер взаимосвязи этих факторов, еще более осложненный текущими политическими реалиями, делает связь самого платежного баланса с динамикой краткосрочных валютных курсов не столь явной, чтобы его анализ давал трейдеру конкретные основания для принятия решений. Поэтому валютный рынок обычно концентрирует внимание на основной составной части платежного баланса - торговом балансе.

Торговый баланс (Merchandise Trade Balance, ТВ) есть разница между суммой экспорта и суммой импорта товаров данной страной. Торговый баланс отражает, прежде всего, конкурентоспособность товаров данной страны за рубежом. Он тесно связан с уровнем курса национальной валюты, поскольку большая положительная величина торгового баланса, его положительное сальдо (преобладание экспорта над импортом) означает приток в страну иностранной валюты, что повышает курс национальной валюты. Отрицательная величина торгового баланса (дефицит торгового баланса - импорт преобладает над экспортом) означает низкую конкурентоспособность товаров данной страны на внешних рынках; это ведет к росту внешней задолженности и падению курса национальной валюты.

С другой стороны, сами по себе изменения курса национальной валюты влияют на результаты международной торговли, а, следовательно, и на торговый баланс. При низком курсе национальной валюты товары этой страны получают дополнительное преимущество перед конкурентами на внешних рынках, что ведет к росту экспорта. Наоборот, из-за роста курса национальной валюты цены национальных товаров на внешних рынках вырастут, что приведет к их вытеснению более дешевыми товарами других стран. Понятно поэтому, что многие действия центральных банков по снижению курсов национальных валют вызваны именно стремлением обеспечить конкурентные преимущества национальным экспортерам.

На самом деле, несмотря на очевидную важность торговых данных, их интерпретация с точки зрения валютных курсов не является простым делом. Объемы экспорта и импорта в отношении их экономического значения не рассматриваются равноправными. Экспорт имеет более непосредственное влияние на экономический рост страны, поэтому финансовые рынки придают данным по экспорту большее значение. С другой стороны, рост импорта может отражать сильный потребительский спрос внутри страны, а может иметь смысл, например увеличения объема запасов сырья, и в этих случаях экономические последствия будут разными.

Противоречивость реакций валютных рынков на торговые данные в первую очередь связана с представлением рынка о том, является ли сам по себе курс валюты предметом особого внимания руководителей денежной политики или нет. Если доллар находится в центре внимания финансовых властей, то при росте дефицита и падении экспорта рынки решат, что курс доллара должен упасть, чтобы облегчить проблемы экспортеров. Инфляционные последствия такого ожидаемого движения курса будут отрицательными для участников рынков ценных бумаг с фиксированным доходом (государственных облигаций). Если начнется перераспределение состава инвестиционных портфелей, то это затронет и обменный курс. Но если курс доллара и инфляция не являются сейчас первоочередной проблемой, то сам по себе факт, что экспорт упал, может толкнуть многие акции вниз (акции экспортных корпораций), а цены на облигации поднять. Таким образом одни и те же экономические данные могут вызвать прямо противоположные последствия для валютного рынка.

Вопрос №8. • Рыночное равновесие между спросом и предложением. При каких условиях возникает конкуренция между производителями, и при каких – между потребителями (покупателями)?

Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений производителей о его продаже. До сих пор мы рассматривали цены как возможные. Мы говорили: если цена такая-то, то и сумма будет иной. Условно предполагалось, что взаимодействие идет между единичным покупателем и единичным продавцом.

Частный собственник предъявляет спрос или предлагает свой товар на продажу в зависимости от структуры цен, структуры имеющихся у него запасов и характера предпочтений. Реализация желаний может натолкнуться на препятствие: то нужного товара нет, то он есть, но в недостаточном количестве, то цена оказывается неподходящей. На рынке продавцов и покупателей много. Каждый из них имеет определенную кривую спроса или предложения. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей не способен оказать существенного влияния на цену товара. Численность и состав групп продавцов и покупателей изменяется при изменении цены. При высокой относительной цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного блага и, возможно, станут покупателями.

Рыночное равновесие устанавливается тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене. Равновесной ценой и называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать цену на уровне, на котором решения о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение. При достаточно большом числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.

Если в отрасли имеется только один производитель товара или услуг, он может полностью контролировать объем предложения и очень влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты антитрестовские законы.

Вопрос №9. Полезность, совокупная полезность и предельная полезность.

Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.

Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.

Различают две формы полезности: общую и предельную.

Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:

«По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.»-первый закон Госсена.

Второй закон Госсена.

Современным языком этот закон можно сформулировать следующим образом: чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. Если такого равенства нет, то за счет перераспределения времени, выделенного на потребление отдельных благ, можно увеличить общую полезность.

Вопрос №10. Валютный курс как фиксированный и как плавающий.

Валюта — это денежная единица данной конкретной страны. Валютный курс — это цена денежной единицы данной страны, выраженная в денежной единице другой страны или международных счетных валютных единицах.

Обычно разделяют курсы валют на фиксированные и плавающие. Главной особенностью фиксированного валютного курса является то, что его колебания проходят в малом диапазоне. Плавающие же валютные курсы, напротив, полностью определяются рыночным предложением и спросом на валюту и терпят значительные колебания величины.

Основой фиксированного курса является валютный паритет, определяемый как официально установленное соотношение между денежными единицами разных стран. Например, при монометаллизме ба­зой валютного курса был признан монетный паритет, т. е. соотношение между денежными единицами разных стран по доле содержания в них металла. Это полностью совпадает с определением валютного паритета. В условиях золотого монометаллизма валютный курс базировался на золотом паритете — соотношении валют по их заявленному золотому содержанию.

Режим плавающего курса отнюдь не лишает центральный банк контроля над этим важнейшим экономическим параметром. Регулирование валютного курса является важным инструментом ДКР.

В России установлен единый плавающий валютный курс с (в СССР была множественность курсов), регулируемый государством. Центральный банк РФ устанавливает его по итогам ежедневных торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Контролируя валютный курс, Центробанк в русле общей экономической политики страны учитывает его воздействие на разные секторы экономики. Так, падение рубля играет "на руку" экспортерам: обменивая выручку в иностранной валюте, они получают большую сумму в рублях, имея при этом дополнительный приток денег. Импортерам это невыгодно, поскольку для них нужная для покупки товаров за границей иностранная валюта повышается в цене. Повышение курса рубля привлекательно для импортеров (импорт становится дешевле) и невыгодно для экспортеров (переведенная в рубли выручка становится меньше).

Вопрос №11. На каком утверждении основывается модель устойчивого равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением на уровне ниже потенциального ВВП (при неполной занятости)?

В точке Е спрос равен предложению (Q 1) и цена (P 1) выступает как цена равновесия. При более высокой цене Р 2 возникает избыток предложения над спросом (равный по величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцов будут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (р з) спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.

При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке, свидетельствующее о том, что ограниченное количество имеющегося в обществе конкретного товара распределено между возможными его потребителями. Но это частичное равновесие на единичном рынке.

Необходимо учитывать, что цены находятся в постоянном движении вследствие изменений предложения или спроса. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям цен других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в определенный момент времени в равновесии. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

Спрос — отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по данной цене, в данном месте, в данное время.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

1. Уровень доходов в обществе.

2. Размеры рынка.

3. Мода, сезонность.

4. Наличие товаров-субститутов (заменителей)

5. Инфляционные ожидания

Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Вопрос №12. Модель мультипликатора расходов и условия для его действия.

Возникает вопрос, на какую величину изменится национальный доход вследствие изменений в расходах? Мультипликатор расходов – это числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз конечная сумма прироста или сокращения планируемых расходов, образующих национальный доход, превысит первоначальную сумму расходов.

MPC – предельная склонность к потреблению.

MPS – предельная склонность к сбережению.

Анализируя формулы мультипликатора, можно сделать важный вывод. Экономика, в которой важное место занимают международные связи, а также высокие налоги, менее подвержена влиянию изменений в инвестициях или правительственных расходах.

Рассмотрим процесс мультиплицирования на простом примере. Допустим, что инвестиции в обществе возросли на 1000 единиц. С одной стороны – это расходы. С другой доходы. Эти денежные средства материализуются в виде рабочей силы, оборудования, сырья и других товаров. Владельцы этих факторов производства получат доход, также равный 1000 ед. При MPC=0,75 они направят на потребление 750 единиц, а на сбережения – 250 единиц. 750 единиц также для кого-то станут расходами, а для кого-то доходами (см. табл.9.1)

Мультипликатор расходов сильно влияет на ВВП, вследствие увеличения за счет него национальных доходов, а отсюда и расширение границы производственных возможностей и как следствие увеличение ВВП.

Вопрос №13. Производственные факторы и граница производственных возможностей.

Факторы производства:

Земля

Капитал

Труд

Предпринимательские способности

Информация.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ (выпуску продукции). Они появляются в результате соединения предпринимателями (фирмами) производственных факторов (экономических ресурсов) для осуществления производства продукции (сокращенно — производства). Производство — это превращение экономических ресурсов в продукцию.

Граница производственных возможностей

Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать для производства благ, ярко демонстрирует модель под названием «граница производственных возможностей (кривая производственных возможностей, кривая трансформации)».

Упрощенно представим, что страна производит только два товара — автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои экономические ресурсы на выпуске только автомобилей, она сможет за год выпустить их 10 млн шт. Если ей надо производить также 1 тыс. самолетов, то это возможно при сокращении выпуска автомобилей до 9 млн шт. Для производства 2 тыс. самолетов придется сократить выпуск автомобилей до 7 млн шт., а для производства 3 тыс. самолетов — до 4 млн шт. При производстве 4 тыс. самолетов страна вынуждена вообще отказаться от выпуска автомобилей.

Таким образом, для увеличения производства самолетов приходится отказываться от все большего количества автомобилей. Можно сказать, что стоимость выпускаемых самолетов определяется тем количеством автомобилей, от производства которых надо отказываться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: