Сущность платежного баланса государства и методы его регулирования

Под платежным балансом понимается статистический отчет, в котором в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами за определенный период времени.

Стандартный платежный баланс состоит из двух разделов:

· счета текущих операций, показывающих международное движение реальных материальных ценностей (прежде всего товаров и услуг);

· счета операций с капиталом и финансовых операций, показывающих источники финансирования движение реальных материальных ценностей.

Одновременно, в аналитических целях все статьи платежного баланса разделяются на статьи, находящиеся «над чертой» (показывающие движение материальных ценностей и все движения капитала, за исключением изменения международных резервов) и статьи, находящиеся «под чертой» (они включают только изменения запасов международных резервов правительства и центрального банка). Данная особенность структуры платежного баланса дает основание экономистам выделять в качестве особой группы статьи «под чертой» и объединять их в целях анализа в рамки третьего раздела под общим названием «Официальные резервы».

В упрощенном виде платежный баланс можно представить следующим образом:

Структура платежного баланса.

Расчеты по текущим операциям:

· товары (торговый баланс);

· транспорт (фрахт и т.п.)

· туризм;

· доходы от инвестиций (%, дивиденды);

· частные дары (переводы и т.д.);

· разные услуги;

· правительственные программы (экспорт - импорт вооружений, экономическая безвозмездная помощь и т.д.)

2. Движение капитала:

* долгосрочные частные займы или заимствования;

* краткосрочные частные займы или заимствования;

* краткосрочные правительственные займы или заимствования;

3. Движение золота и другие официальные резервы.

Все операции, способствующие привлечению в страну иностранной валюты, составляют содержание «кредитовых» статей баланса, а расходованию - «дебетовых» статей. (Пример: кредит - экспорт товаров и услуг, получаемые проценты и дивиденды от заграничных инвестиций, доходы от иностранного туризма и т.п.; дебет - импорт, безвозмездная помощь, предоставление ссуд другим странам и т.п.). Соотношение между дебетом и кредитом образует сальдо платежного баланса. Данное сальдо будет положительным в случае Кредит >Дебет, и отрицательным, когда Дебет >Кредит. Фактически, величину сальдо платежного баланса отражают изменения за текущий период в 3-ем разделе баланса – «Движение золота и других официальных резервов». Так, сокращение официальных резервов показывает масштабы дефицита платежного баланса страны, рост официальных резервов показывает величину активного сальдо платежного баланса.

Цель государственного регулирования - установление равновесия между двумя сторонами платежного баланса. Внутри же платежного баланса возможны и даже необходимы несовпадения между кредитом и дебетом по отдельным статьям и разделам.

Среди основных методов регулирования платежного баланс а выделяют:

1. Прямой контроль над торговыми и финансовыми потоками. Например, в условиях дефицита платежного баланса государство может идти на сдерживание импорта (тем самым, снижая спрос на иностранную валюту) и поощрение экспорта (тем самым, увеличивая предложение иностранной валюты). Для этого используются меры регламентации импорта (например, количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничение на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и т.п.

2. Изменение обменного курса национальной валюты за счет ее ревальвации или девальвации.

3. Общие методы внутреннего макроэкономического регулирования, которые оказывают воздействие и на состояние платежного баланса. К ним, прежде всего, относятся меры кредитно-денежной экономической политики по регулированию уровня процентных ставок и величины денежной массы. В мировом хозяйстве значительное количество физических и юридических лиц держит свои средства в форме ликвидных активов, которые перемещаются в те страны, где более высокие процентные ставки, т.е. туда, где за кредиты платят более высокие цены («горячие деньги»). Таким образом, рост реальной процентной ставки привлекает в страну краткосрочный капитал, снижение же этих ставок способствует оттоку капитала в другие страны. Регулирование центральным банком количества денег в обращении имеет такой же эффект, так как изменение денежной массы (при помощи операций на открытом рынке или политики рефинансирования) влияет на величину процентной ставки. Так, рост количества денег в обращении, приводит к тому, что проценты по кредитам уменьшаются, сокращение же массы денег – к росту процентной ставки на кредитном рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: