Сущность, формы и методы государственного управления НТП

В современных условиях НТП является важнейшим фактором социально-экономического развития, определяет уровень конкурентоспособности предприятий и отдельных стран в мировом хозяйстве. Использование результатов НТП для целей экономического роста получило название инновационного процесса, который включает в себя деятельность экономических субъектов с момента зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Поэтому, государственное регулирование НТП осуществляется в виде инновационной экономической политики.

Инновационная экономическая политика – комплекс мероприятий государства, направленных на эффективное использование научно-технического потенциала страны, создание благоприятных условий для стимулирования инновационной активности субъектов национальной экономики.

Инновационная экономическая политика реализуется через следующие основные формы:

1. Государственная поддержка фундаментальных и прикладных исследований. Фундаментальные исследования – научно-теоретическая и экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества, человека и их взаимосвязи. Прикладные исследования - научно-теоретическая и экспериментальная деятельность, направленная на получение и использование знаний для практических целей;

2. Создание рынка научной и научно-технической продукции, обеспечивающего внедрение достижений НТП в процесс производства (защита прав интеллектуальной собственности через систему авторских прав и патентов, поддержка информационных центров, организация статистики в научной деятельности, создание системы центров по повышению квалификации научных кадров и т.п.);

3. Государственное стимулирование развития малого инновационного бизнеса (в мировой практике – «венчурный» (рисковый) бизнес).

Методы государственного управления НТП.

а) Создание государственных научно-исследовательских институтов и лабораторий, а также государственных предприятий, осваивающих новые продукты и технологии;

б) государственное финансирование научных исследований через бюджет в виде:

· базового финансирования (для обеспечения фундаментальных исследований, развития инфраструктуры научной деятельности, важнейших прикладных исследований, в том числе в интересах обороны и безопасности и т.п.);

· программно-целевого финансирования (как правило, на конкурсной основе для обеспечения отдельных приоритетных направлений научных исследований, в том числе и в рамках международного сотрудничества);

в) создание государственных фондов поддержки фундаментальных и прикладных исследований, финансирование которых, как правило, осуществляется на смешанной основе;

г) принятие и реализация государственных научных и научно-технических программ;

д) осуществление государственных заказов на научно-техническую продукцию;

е) стимулирование создания инженерных центров, научных и технологических парков, объединяющих в своем составе на кооперационной основе промышленные, финансовые и научные организации, в том числе и с участием государства;

ж) льготное налогообложение (налоговые скидки) прибыли, идущей на инновационные цели, освобождение от некоторых видов налогообложени;

з) государственное кредитование инновационных проектов;

и) поддержание высокого социального статуса ученых (система государственных премий, почетных званий, конкурсов и т.п.);

к) ускоренная амортизация и т.д.

2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Государство регулирует рынок ценных бумаг при помощи следующих методов:

1. Правовых, определяющих «правила игры» на рынке ценных бумаг, в частности:

а) порядок образования акционерных обществ (правила регистрации акционерных обществ, требования к размеру уставного фонда, порядок образования органов управления, права акционеров и т.п.);

б) порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии ценных бумаг;

в) права и обязанности участников рынка ценных бумаг (права и обязанности фондовой биржи, торговцев ценными бумагами, регистраторов и т.д.);

г) условия конкуренции на рынке ценных бумаг (например, размер пакета акций предприятия, который может быть приобретен одним покупателем без получения на то разрешения Антимонопольного комитета – 25%) и т.п.

2. Административных, предполагающих меры контроля со стороны государственных институтов за соблюдением правовых актов, а также применение штрафных санкций к нарушителям законов (в Украине такой административный контроль осуществляют государственная Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку и Антимонопольный комитет).

3. Экономических – влияющих на общие условия функционирования рынка ценных бумаг. Это осуществляется при помощи:

а) деятельности государства в качестве субъекта рынка ценных бумаг за счет его операций на открытом рынке. Увеличивая объем продаж государственных ценных бумаг Центральный банк способствует общему снижению курса ценных бумаг частных предприятий (эффект вытеснения) и наоборот;

б) кредитно-денежной экономической политики, направленной на рост или ограничение количества денег в обращении. Так, повышение учетной ставки процента обычно сопровождается снижением курса ценных бумаг, так как свободные капиталы выгоднее в этом случае размещать на депозитных счетах коммерческих банков. Центральный банк может ограничивать кредиты на покупку ценных бумаг, устанавливая определенный процент от стоимости акций, который покупатель должен оплатить за счет своих денег, а оставшуюся сумму – за счет заемных и т.д.

Тема 11. Государственное управление основными сферами хозяйственной деятельности.

1. Государственное управление промышленностью.

2. Государственное управление земельными отношениями.

3. Необходимость и особенности государственного управление транспортной деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: