Психологический архетип и субличности

Психологический архетип. В этой главе мы подробно рассмотрим четыре основные субличности человека, соответствующие акцентуации его внимания на внутреннем мире, на внешнем мире, внешнему выражению и внутреннему восприятию, в их связи с различными субличностями человека.

Деление психологической реальности на внешний и внутренний миры не ново - оно существует, вероятно, столько же, сколько существует человек. В минувшем (ХХ-ом) веке его исследовал швейцарский психолог Карл Юнг, посвятивший этой теме свою знаменитую книгу "Психологические типы". Однако в этой книге практически не затронут вопрос, что же такое есть внутренний и внешний миры и чем они различаются у разных людей, и не менее существенный вопрос о взаимодействиях и взаимосвязи этих миров, и их роли в жизни человека. Ниже вниманию читателя предлагаются некоторые идеи, наблюдения и конструкции автора, долженствующие пролить свет на эти непростые вопросы.

Ввиду чрезвычайной важности для психологии схема 1, на которой изображены внешний и внутренний миры человека и их взаимосвязи, была названа автором Психологическим архетипом (см. книгу "Архетипы психики", гл. 3-5). Таким образом, Психологический архетип представляет собой совокупность, состоящую из двух объектов: внутреннего мира человека и его внешнего мира, а также двух каналов взаимосвязи этих объектов - на психологическом языке они называются проекцией и интроекцией (З. Фрейд, Ф. Перлс) или экстериоризацией и интериоризацией. По мнению автора, эти каналы, которые он называет каналом выражения и каналом восприятия, играют в жизни человека не меньшую роль, чем сами по себе внешний и внутренний миры, и их рассмотрением мы также займемся.

Состояние сознания человека, когда он погружен во внутренний мир, называется интровертным, а когда он погружен во внешний мир - экстравертным; если он занят трансляцией энергии и информации из внутреннего мира во внешний, мы будем говорить, что он находится в экстрафильном состоянии сознания, а если у него идет внутреннее восприятие внешнего мира, то такое состояние сознание мы будем называть интрофильным. Эти четыре состояния сознания мы в дальнейшем будем называть базисными психологическими состояниями сознания.

Базисные психологические потребности. Есть ли у вас, уважаемый читатель, внутренний мир? А внешний имеется? Играет ли он в вашей жизни существенную роль? А высказаться перед внимающей вам аудиторией - тянет или нет? Хотя бы иногда? Интересует ли вас внешний мир - не как объект воздействия, а как исполненный необыкновенных чудес и тайн, которые вам хочется увидеть, услышать, почувствовать и запомнить?

Психологию давно интересует вопрос: какие потребности человека являются базисными (основными, фундаментальными), не сводимыми к другим? Понятно, что этим потребностям должны соответствовать основные субличности - хотя бы теневые, и их непременно следует вывести на свет сознания и тщательно рассмотреть. Если вынести за рамки рассмотрения чисто биологические потребности (в воздухе, пище, защите от холода, продолжении рода), то, видимо, одними из самых главных из оставшихся будут потребности в проживании описанных четырех состояний осознания и реализации специфических для них задач. Итак, что нужно человеку? Автор предлагает читателю на рассмотрение четыре важных психологических потребности - настолько важных, что, по его мнению, они вполне заслуживают названия базисных психологических потребностей.

Потребность переживания. Человеку нужно самостоятельно и в одиночестве переживать внутри себя впечатления, получаемые им из внешнего мира, а также образы и стремления, поступающие из глубины его души и приходящие напрямую (телепатическим путем) из окружающего тонкого мира. Субличность, соответствующая этой потребности, называется внутренним "я". Человек, у которого эта потребность выражена ярче других базисных психологических, называется интровертом,

Потребность проживания. Человеку нужно принимать участие в жизни внешнего мира, сливаться с ним, жить его целями, делами и страстями, забывая про свой внутренний мир. Субличность, соответствующая этой потребности, называется внешним "я". Человек, у которого потребность проживания выражена ярче других, называется экстравертом.

Потребность выражения. Человеку нужно предъявлять внешнему миру свой внутренний потенциал, свои идеи, мечты, планы, и свойственным ему способом влиять на внешнюю реальность. Субличность, соответствующая этой потребности, называется демонстративным "я". Человек, у которого ярче других выражена эта потребность, называется экстрафилом (в психологии распространен термин "демонстративная личность").

Потребность свидетельствования. Человеку нужно наблюдать за внешним миром, переводя свои впечатления вовнутрь и запоминая их. Субличность, соответствующая этой потребности, называется наблюдательное "я". Человек, у которого потребность свидетельствования выражена ярче других, называется интрофилом.

Четыре описанные субличности - внешнее "я", внутреннее "я", демонстративное "я" и наблюдательное "я" - в совокупности образуют психологическую семью субличностей человека; эти субличности далее иногда называются психологическими "я" человека.

Гармоничный и разносторонне реализованный читатель в этом месте может недоуменно пожать плечами и сказать: "Все эти четыре потребности возникают время от времени в моей жизни, и я не могу отдать предпочтения какой-то одной из них". Действительно, чистые типы встречаются редко - однако в каждой конкретной ситуации человеку может быть свойственно состояние сознания, отвечающее одному из описанных типов, и сменить его на другое ему может быть чрезвычайно сложно, даже если он при этом действует откровенно во вред себе или окружающим. Это связано, в частности, с тем, что у каждого человека есть врожденные акцентуации поведения и состояния сознания; а кроме того, на него действует сила привычки, которая незаметно управляет его вниманием - в гораздо большей степени, чем он может предполагать. Но, независимо от причин, фактически в большинстве ситуаций, особенно для себя острых или ответственных, человек ведет себя так, что можно подумать, что он заядлый интроверт (или интроверт, или экстрафил, или интрофил), и сменить этот тип поведения в данной ситуации ему чрезвычайно сложно - хотя в другой ситуации он может вести себя так, как будто он - прирожденный экстрафил (или интроверт, или экстрафил). Переходя на язык субличностей, можно сказать, что внутренне, внешнее, демонстративное и наблюдающее "я" человека не находят между собой должного взаимопонимания и баланса и с трудом отходят от Главного микрофона, у него оказавшись.

Подобное "залипание" - феномен весьма распространенный и весьма существенный для психики; иногда положительный, но порой резко отрицательный, и человек, желающий овладеть собой, должен учиться как удерживать, так и переключать свое внимание и переходить из одного состояния сознания в другое по своей воле, то есть менять свои психологические "я" по своему усмотрению. А для этого полезно узнать некоторые подробности устройства внешнего и внутреннего миров и связей между ними, а также характерные черты поведения человека, находящегося в описанных состояниях сознания, то есть характеры своих соответствующих субличностей.

Но, несмотря на то, что все эти четыре состояния сознания хорошо знакомы каждому человеку, все же редко можно встретить индивидуума, в жизни которого все они равно освоены и равно важны. В действительности чаще всего одно из этих состояний сознания прекрасно знакомо человеку и хорошо им освоено, являясь для него, можно сказать рабочим (а соответствующая субличность - осознанной) - и одновременно наиболее содержательным в его жизни; в редких случаях два и тем более три из этих состояний являются для него рабочими. С другой стороны, чаще всего одно из этих четырех состояний является нелюбимым, игнорируемым, неосвоенным и в принципе воспринимается как скучное, неудобное, неуютное и по большому счету ненужное (а соответствующая субличность является теневой); соответствующий психологический тип может быть назван с использованием приставки анти: анти-интроверт, анти-экстраверт, анти-экстрафил и анти-интрофил. Таким образом, обычный человек, если брать его предпочтения по большому счету, как правило, может обозначить одну из четырех психологических субличностей как "свою", "главную", "любимую" или "важнейшую" из них, а остальные окажутся для него не такими важными или вовсе неважными (а одна - так, может быть, и ненужной или даже вовсе предосудительной). Для того, чтобы не быть голословным, автор предлагает читателю ответить на вопросы и выполнить следующие упражнения - письменно, а затем устно, воспользовавшись подходящими для этого жизненными ситуациями (в последнем случае последите за реакциями ваших партнеров - они могут вас удивить).

Вопросы к читателю. Представьте себе следующие психологические типы (знак "+" символизирует одновременное сочетание указанных качеств).

1. Интроверт + анти-экстрафил.

2. Интроверт + анти-интрофил.

3. Экстраверт + анти-интроверт.

4. Экстраверт + анти-экстрафил.

5. Экстрафил + анти-интрофил.

6. Экстрафил + анти-экстраверт.

7. Интрофил + анти-интроверт.

8. Интрофил + анти-экстрафил.

9. Анти-экстраверт + анти-экстрафил.

10. Анти-экстрафил + анти-интрофил.

11. Анти-интрофил + анти-интроверт.

12. Анти-экстрафил + анти-интроверт.

Есть ли такие люди в вашем окружении? Может быть, вы знакомы с такими литературными персонажами? Какими словами их можно охарактеризовать? Как вы к ним относитесь: одобряете в принципе, принимаете практически, отвергаете в принципе или практически, считаете для себя недостижимым образцом, или у вас к ним иное отношение? Какое именно?

Вопросы к читателю. Представьте себе, что вы возвратились из путешествия по интересным местам или из важной командировки.

а) Подумайте, как вы будете рассказывать о своем путешествии своим друзьям (коллеге, начальнику, подчиненным)? На чем вы поставите максимальный акцент? Определите, какому вашему психологическому "я": внешнему, внутреннему, демонстративному или наблюдательному - соответствует ваш рассказ? Сможете ли вы модифицировать ваш рассказ применительно к психотипу партнера, слушающего вас?

б) Подумайте, на какие вопросы ваших друзей вам будет интереснее всего отвечать, а какие поставят вас в тупик или покажутся вовсе несущественными, неуместными и вызовут не вполне понятное раздражение? Ниже предлагается список возможных вопросов ваших друзей - подумайте, к каким вашим базисным состояниям сознания (в течение путешествия) они апеллируют. Вспомните сами распространенные вопросы в этой ситуации и определите, к каким базисным состояниям сознания они апеллируют.

1 - Что произвело на тебя наибольшее впечатление?

2. - Чем ты занимался?

3. - Удалось ли тебе кого-нибудь заарканить?

4. - Что ты больше всего переживал?

5. - С кем ты подружился?

6. - Кого тебе удалось побороть?

7. - Получил ли ты удовлетворение от поездки?

8 - С кем интересным ты познакомился, и что вы делали вдвоем?

9. - Есть ли у тебя желание еще раз туда съездить?

10. - Продемонстрировал ли ты местному населению свою удаль? остроумие? классную фигуру? уникальный ум?

Упражнение 1. Рассказ о событии.

Представьте себе, что вы интроверт (экстраверт, экстрафил, интрофил) и рассказываете своим друзьям или родственникам о случившемся с вами событии. Список событий приведен ниже; дополните его пятью событиями по вашему выбору. Для каждого из этих событий вы должны, таким образом, представить четыре небольших рассказика: интровертный, экстравертный, экстрафильный и интрофильный.

1. Рассказ родителям о получении пятерки по зоологии.

2. Рассказ любимой кукле о конфликте с мамой.

3. Рассказ первоклассницы папе о проделках мальчишек.

4. Рассказ начальнику о преимуществах свободного режима у творческих людей.

5. Рассказ строптивому подчиненному о возможностях фирмы укротить его нрав и поведение в целом.

Подумайте, какие из указанных жанров дались вам легко, а какие - тяжело.

Упражнение 2. Предложение партнеру.

Представьте себе, что вы делаете предложение партнеру - интроверту (экстраверту, экстрафилу, интрофилу). Как вы сможете сделать его наиболее убедительным и соблазнительным, учитывая указанную особенность вашего партнера? Для каждой из тем предложений, представленных ниже, придумайте четыре небольших текстика, соответствующих указанным психотипам партнера. Аналогичное задание для пяти тем предложений по вашему выбору

1. Предложение корыстное домашнему псу гавкать потише и пореже.

2. Предложение дочери-подростку прийти сегодня домой пораньше.

3. Предложение директора зоопарка своему подчиненному отправиться в командировку за удавом - за особое вознаграждение в случае удачи.

4. Предложение директора кондитерской фабрики о сотрудничестве, адресованное представителю фирмы детских игрушек.

5. Предложение новому знакомому не обижаться по пустякам.

Упражнение 3. Воспоминание о закончившемся сюжете.

Вспомните длительный и важный когда-то для вас жизненный сюжет, который к настоящему моменту уже закончился. Подумайте, какие ваши психологические субличности в нем проявлялись (их могло быть несколько, но для вас наиболее важными скорее всего окажутся одна-две). О каких упущенных моментах вы сожалеете? Подумайте, к каким психологическим субличностям (вашим, и ваших партнеров) они относятся? Чего оказалось слишком много? К каким вашим психологическим "я" относятся эти моменты? Вспомните, были ли вы в эти моменты каким-либо "анти": анти-экстравертом, анти-интрофилом и т.п.

Упражнение 4. Подготовка к серьезному жизненному сюжету.

Подумайте, какой длительный жизненный сюжет к вам приближается (возможно, помимо вашей воли). Каких состояний сознания он от вас безусловно потребует? Какие "анти-состояния" будут ему категорически противопоказаны? Сопоставьте результаты вашего анализа с результатами выполнения предыдущего упражнения.

Психологические модальности поведения. Поведение человека, у которого активна данная субличность, естественно назвать окрашенным соответствующей модальностью; таким образом, в соответствии с четырьмя психологическими "я" сознания мы имеем четыре психологические модальности: внутреннюю, внешнюю, демонстративную и наблюдательную. Таким образом, если внимание человека сосредоточено на его внутреннем мире, то человек будет проявляться во внутренней модальности; если его внимание сосредоточено на внешнем мире, он будет вести себя, используя внешнюю модальность; если он транслирует свой внутренний мир вовне, то он использует демонстративную модальность, а если занят внутренним восприятием, то в своем поведении использует наблюдательную модальность. Рассмотрим их подробнее.

Внутренняя модальность свойственна человеку в состоянии грез, или глубокой задумчивости, когда он почти забывает про внешние обстоятельства и полностью погружается в себя - во всяком случае, его центральное сознание уходит от внешних стимулов, а его внешние реакции становятся автоматическими и неосознаваемыми - или почти не осознаваемыми. В этот момент к нему бесполезно обращаться - он вас не услышит или не увидит, пока не сменит своего состояния сознания на внешнее или внимательное.

Внешняя модальность свойственна человеку, занимающемуся внешними делами и процессами, и увлекающемуся ими до такой степени, что у него нет времени (и желания) обращаться к себе, то есть в свой внутренний мир. Для внешней модальности характерны действия человека, обусловленные внешними обстоятельствами и устойчивыми внешними привычками (позиция: "Я всегда так поступаю, и ни о чем не думаю при этом"). Часто действия во внешней модальности имеют отчетливую внешнюю цель - или совершенно спонтанны.

Демонстративная модальность свойственна человеку, выражающему во внешний мир свои внутренние переживания, идеи, планы и прочие объекты и энергии внутреннего мира. Пользуясь демонстративной модальностью, человек привносит во внешний мир нечто большее, чем если бы он был простым функционером или внешним исполнителем, исполняющим возложенные на него внешние обязанности: он транслирует во внешний мир энергии и информацию, которые до того были его личной внутренней собственностью.

Наблюдательная модальность свойственна человеку, становящемуся в позицию молчаливого свидетеля внешнего процесса, явления или объекта. Он старается при этом не участвовать во внешних событиях, но по возможности подробно и полно их воспринимает и запоминает - с тем, чтобы результаты его восприятия могли стать частью его внутреннего мира - возможно, после соответствующей внутренней обработки и цензурирования.

Упражнение 5. Определите, в какой модальности выступают авторы следующих реплик - во время их произнесения, а также во время паузы до или после них (если такая пауза указана). Если вам неясен контекст и интонация, уточните их по своему выбору. То же задание для пяти реплик по вашему выбору.

1. - Я считаю, по зрелом размышлении, что согласиться с вами, Кондрат, было бы с моей стороны стратегической ошибкой.

2. - Мама! Я упал!

3. - (пристально глядя прямо на партнера, медленно расстегивая заколку для волос) Подожди.

4. - Стой, Никанор, я на тебя еще посмотрю. (пауза)

5. - (после паузы, гневно) Ну и ну, Леонтий!

6. - (долго молча пристально наблюдает за вошедшим гостем) (разочарованным голосом) А-а, это ты...

7. - (закрыв глаза, мечтательно) Как хорошо, когда человек может быть самим собой...

8. - (после паузы) Ты здорово смахиваешь на старого боевого кота, Гостомысл.

9. - (многозначительно) Мне нужно серьезно подумать, Дарья. (замирает, подняв глаза вверх; пауза)

10. - (любовно поглаживая партнера по рукаву) Как хорошо, что ты наконец пришел, Дорофей. (закрывает глаза; пауза)

Упражнение 6. Подумайте, о какой психологической модальности партнера говорят авторы следующих реплик, а также пяти реплик по вашему выбору:

1. - А ведь ты бездельник, Виктор.

2. - Творческого начала в тебе маловато, Нектарий.

3. - А сам ты из этой ситуации никак не выкрутишься, Соломончик? Ну попробуй, напрягись.

4. - Ты фантазер в душе, Леонтий, и в этом твоя беда.

5. - Что ты так на меня уставился, словно проглотить хочешь?

6. - Только не надо сметать меня с лица Земли, пожалуйста, Гервасий.

7. - О чем думаете, сержант?

8. - Я знаю, ты меня ругаешь по обязанности, поэтому не обижаюсь.

9. - Ты всегда так говоришь, и сам наверное уже поверил - а ведь это неправда.

10 - (шутливо) Милая ты моя разлюбезная лебедушка, выгляни из терема своего высокого!

Вовсе не всегда акцентированная в подсознании потребность бывает удовлетворена; иными словами, есть люди, которые сознательно или подсознательно хотели бы часто и разнообразно использовать какую-либо из базисных психологических модальностей, но по разным причинам у них это не получается, или получается, но слишком примитивно и неуклюже. Это означает, что соответствующая психологическая субличность у человека может быть не осознана или не развита в должной степени. Например, обжегшись в детстве или юности на неудачном опыте использования демонстративной модальности, человек делает вывод, что демонстративное "я" для него опасно - и старается, насколько это возможно, этой субличности избегать. Нередко табу на использование той или иной психологической модальности (и субличности) ставит социум - семья, школа, институт, дружеский круг, фирма, похоронное бюро.

Упражнение 7. Рассмотрите по очереди следующие указания (жизненные позиции). Какие психологические модальности и субличности они акцентируют положительно? Какие психологические модальности и субличности они, наоборот, табуируют или обозначают как нежелательные? Ответьте на те же вопросы по поводу пяти указаний или позиций по вашему выбору.

1. Людям нет дела до тебя, пока ты им не нужен практически.

2. Кто ты такой, чтобы иметь свое мнение?

3. Конечная цель любого осмысленного наблюдения - практика.

4. Твои сны и фантазии интересны только тебе самому.

5. Человек, который не умеет наблюдать и молчать об увиденном - пуст.

6. Что толку жить, если потом не о чем вспомнить?

7. Живет только тот человек, который по ходу жизни обо всем забывает.

8. В жизни главное - получение опыта.

9. Если тебя никто не увидел - считай, что ты умер.

10. Без внутренней подготовки любое дело насмарку идет.

11. Познай самого себя.

12. Пока рукава не засучишь, большого ума не сыщешь.

13. Любить люби, а всю жопу - не показывай.

14. Не тот прощелыга, кто врет, а тот, кто поддакивает.

15. Поперед батьки в пекло не лезь.

16. Дурак и в базарный день дырку от бублика наторгует.

17. Настоящая жизнь - здесь и сейчас.

18. Умей забывать обиду.

19. Не умеющий прощать не умеет любить.

20. В тихом омуте черти водятся.

Психологические "я" и их маркеры

По каким признакам мы можем определить, что у человека активна данная субличность? Эти признаки называются ее маркерами; они бывают явными и неявными. Рассмотрим некоторые примеры.

Внутреннее "я" и его маркеры. Активность внутреннего "я" человека по его виду чаще всего определить очень легко: у него закрыты глаза и он что-то тихо напевает себе под нос, заглушая для себя внешние звуки. Глаза, поднятые вверх (в небо) или опущенные вниз, или направленные на очевидно неинформативное место окружающей среды (например, стену с неинтересным рисунком обоев или собственные ногти) в сочетании с отсутствующим выражение лица также часто указывают на внутреннюю модальность - естественно, при условии, что человек при этом ничего не говорит и внешне существенного (для себя) не делает. Попросту говоря, внутренняя модальность диагностируется так: человек, у которого активно внутреннее "я", не воздействует на внешний мир и не обращает на него существенного внимания. Он как бы находится наедине с самим собой - по крайней мере, это для него в данный момент самое главное, а внешний мир если для него и существует, то лишь на фоне, но никак не в фокусе его сознания. Люди, умеющие спать с открытыми глазами или галлюцинировать, имеют характерное выражение лица, которое трудно спутать с нормальным вниманием к внешнему миру: их глаза в этот момент лишены самосознания (в первом случае) или кажутся зеркальными (во втором случае). В том и другом случае человек вовсе не воспринимает окружающего мира зрительно, или видит его через призму сильной метафорической деформации - например, классный учитель, распекающий ленивую школьницу, кажется изрыгающим проклятия драконом, недовольным вкусом принесенной ему в жертву прекрасной царевны.

Иногда авторы в пьес дают такую пометку к реплике персонажа: "обращаясь к самому себе". Эта пометка в точности означает внутренний маркер. Но чаще всего диалоге внутренняя модальность (внут) сочетается с той или иной другой психологической модальностью - демонстративной (дем), внешней (внеш) или наблюдательной (наб) - реализуясь во время паузы перед репликой человека или после нее. Ниже приведены примеры пауз, во время которых человек использует внутреннюю модальность.

- Мне нужно подумать, не торопи меня, Авксентий. (дем) (поднимает глаза вверх и замирает в этом положении) (пауза) (внут)

- (с чувством) О, горе мне, горе! (выр) (замирает в отчаянии, закрыв глаза) (пауза) (внут)

- (долго молчит, думая о чем-то своем и рассматривая стену напротив себя) (внут) (внезапно громко смеется) Ха-ха-ха! (выр)

Вопросы к читателю. Даете ли вы себе право на использование внутренней модальности? Хотя бы иногда? Когда именно? Когда вы считаете ее для себя предосудительной? недопустимой? Почему?

Как вы относитесь к использованию внутренней модальности у окружающих? В принципе? На практике? Умеете ли вы дождаться конца паузы, которую держит углубленный в себя партнер? Умеете ли вы ее тактично сократить, если она чрезмерно затягивается? Раздражают ли вас люди, требующие вашего внимания, когда вы погружены в себя? Сопротивляетесь ли вы таким попыткам? Успешно или нет? Грубо или тактично?

Умеете ли вы медитировать? Вызывает ли у вас это слово раздражение и подозрение в неискренности "медитатора"? Понимаете ли вы, что такое "переживание"? Различаете ли вы внешнее и внутреннее переживание эмоций?

Бывает ли так, что вы скучаете, оставаясь наедине с самим собой? Типично ли это для вас? Что мешает вам обдумывать ваши планы детально? Любите ли вы вспоминать о далеком прошлом? Переживать явно фантастические сюжеты? Любили ли вы в детстве сказки и мифы? Склонны ли вы классифицировать людей по группам? Придумывать или открывать законы мира? Сожалеть о чем-либо давно упущенном? Судить не знакомых вам людей? Много ли вы знаете из биографий ваших прадедов?

Склонны ли вы к необъяснимым перепадам настроений? Способны ли вы на них влиять, и если да, то как, а если нет, то как они действуют на вас?

Упражнение 8. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам человека, попытайтесь определить роль внутреннего мира и внутреннего "я" в его жизни.

Подумайте, в какой мере вы владеете своим внутренним "я" и умеете по своей воле сочетать его с остальными психологическими субличностями.

Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще внутренние маркеры вам известны? Какие внутренние маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники? Лично вы? Замечают ли ваши внутренние маркеры ваши партнеры? Кто именно их видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам? Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших внутренних маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы это правильным?

Внешнее "я" и его маркеры. Внешняя модальность свойственна человеку, погруженному во внешний мир, когда его центральное внимание полностью сосредоточено на внешних объектах - но ровно в той степени, в какой это требуется для его участия во внешних процессах. Есть два вида внешнего поведения: привычное (штатное) и спонтанное (нештатное), но и то, и другое обычно идет без пауз, и последнее обстоятельство является наиболее характерным внешним маркером, позволяющим отличить активность внешнего "я" от активности выразительного "я" и внимательного "я".

Находясь под управлением внешнего "я", человек как бы подчиняется внешнему процессу или законам внешнего мира (так, как он их понимает) и реагирует соответственно.

Впечатления, полученные внешним "я", или совсем не попадают во внутренний мир, или оказываются там через некоторое время в весьма бледном виде - оказывается, что человек мало что запомнил и воспринял - и так оно и должно быть. Так психотерапевт-профессионал предельно внимателен к своему клиенту во время процесса терапии - но моментально забывает о ходе процесса, как только клиент уходит за порог - с тем, чтобы снова вспомнить все подробности в момент начала следующего профессионального контакта. Наоборот, писатель, собирающий материал для своего очередного романа, может очень хорошо и ярко запоминать встреченных им людей, но при этом его реакции при непосредственном взаимодействии с людьми или природой будут сильно заторможенными и часто неадекватными, восприниматься снаружи как искусственные. Вообще, поведение партнера, воспринимаемое как естественное или спонтанное, часто оказывается внешним, но это не является само по себе гарантией его качества: на низком уровне оно может быть откровенно грубым и эгоистичным.

Внешнее поведение, то есть поведение человека под управлением его внешнего "я", является в некотором смысле антиподом поведению манипулятивному, с заранее обдуманным результатом, хитрой интригой и т. п. - последнее характерно для демонстративного "я". Внешнее поведение исключает прямое влияние внутреннего мира, его прямую подсветку, делает человека как бы марионеткой внешних (в его понимании) сил и обстоятельств - или их вынужденным повелителем, но ориентирующимся опять-таки на внешние обстоятельства и их логику и законы, а не на свои внутренние представления или опыт. Следующие реплики являются попыткой передать в словах тот факт, что человек находится (или находился) под управлением внешнего "я":

- А куда мне было деваться?

- Каков вопрос - таков был и мой ответ.

- С волками жить - по волчьи выть.

- Ну, на это уже ответить можно было только одним способом.

- Меня вела превосходящая меня сила.

- Я знал: мне надо выжить!

- Безо всякой задней мысли вас приглашаю!

- Ничего особенного я в виду не имел, клянусь!

- Ты меня к этому вынудила, ей-Богу!

- Ну, тут я про все забыл и дал ему как следует!

- Пользуясь случаем, приглашаю вас на танец!

- Я старался для тебя.

- Я хотел как лучше для всех.

- Я просто ел, и ел и ел, - пока еще было что.

- Скажи, что тебе нужно - я все сделаю без проблем.

Выражения "так сложилось", "так получилось", "так вышло" суть ссылки на внешнюю модальность, и для человека, ее отрицающего (например, для выраженного экстрафила) они не звучат и вызывают раздражение; он считает так: "Что значит - "не сложилось"?! Надо было складывать!" Однако экстраверт имеет возможность проявлять свою силу и волю только во внешних ситуациях, причем таких, которые ее явно (с его точки зрения) предполагают, а навязывать внешнему миру свою волю, опирающуюся на внутренние разработки, он чаще всего не умеет и не считает возможным. Это слуга, исполнитель, ремесленник, но не интриган, управляющий или мастер-творец.

Не следует думать, что внешняя модальность означает отсутствие у человека воли или инициативы - они вполне возможны, но при условии, что мотивированы внешним миром - так, как человек его понимает. Таким образом, внешняя воля - это либо внешний по отношению к человеку волевой импульс (например, чужой приказ), или его собственная воля, актуализировавшаяся под воздействием внешних обстоятельств, но не в результате влияния внутреннего мира. Типичный экстраверт может выглядеть очень снулым, пока его не поставили на борцовский ковер - но там он преображается!

Вопросы к читателю. Даете ли вы себе право на активизацию своего внешнего "я"? Хотя бы иногда? Когда именно? Когда вы считаете это для себя предосудительным? недопустимым? Почему?

Как вы относитесь к использованию внешнего "я" окружающими? В принципе? На практике? Любите ли вы людей, которые отвечают вам, не задумываясь? Искренних до грубости? Лишенных задней мысли и способности к тонкому управлению другими?

Умеете ли вы отвечать быстро? Свойственны ли вам легкомыслие, склонность к авантюрам? Раздражают ли вас подобные люди? Считаете ли вы экстравертный тип поведения легковесным? Бессодержательным? Наивным? Ниже вашего достоинства? Как вы отнесетесь к требованию исполнять приказы, не думая и не рассуждая? Всегда ли это требование ложно? Требуете ли вы хотя бы иногда от окружающих прямого исполнения ваших указаний? Делаете вы это грубо или тактично? Слушаются ли они вас?

Умеете ли вы быть спонтанными? Есть ли в вашей жизни ситуации, когда вы можете это себе позволить? Есть ли у вас ангел-хранитель, на которого вы спокойно полагаетесь в незнакомых и потенциально опасных внешних ситуациях? Раздражает ли вас видимое присутствие "задней мысли" в действиях и словах партнера? Где ваши переживания ярче - по ходу событий или потом?

Скучаете ли вы в отсутствие внешней активности? Типично ли это для вас? Важно ли вам чувствовать себя нужным людям на уровне конкретных дел? Любите ли вы обдумывать ваши планы детально? Что вам мешает это делать? Любите ли вы предаваться мечтам? Читать фантастические романы? Считаете ли вы теорию прискорбной необходимостью и по сути малозначимым придатком практики? Интересуют ли вас языки, на которых могут быть выражены законы мира?

Зависят ли ваши настроения от чего-либо, кроме внешних обстоятельств? Считаете ли работу над собой чем-то реальным, если она не сопровождается внешней деятельностью? Есть ли у вас болезни, проистекающие от невыполнения своих внешних обязательств? Становится ли вам легче на душе, когда вы вымоете свой автомобиль (посуду на кухне, пол в квартире)?

Упражнение 9. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам человека, попытайтесь определить роль внешнего мира и внешнего "я" в его жизни.

Подумайте, в какой мере вы владеете своим внешним "я" и умеете по своей воле сочетать его с остальными психологическими "я".

Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще внешние маркеры вам известны? Какие внешние маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники? Лично вы? Замечают ли ваши внешние маркеры ваши партнеры? Кто именно их видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам? Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших внешних маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы это правильным?

Считаете ли вы психологию практичной наукой, нужной обычным (не больным психически) людям?

Демонстративное "я" и его маркеры. Активизация канала внешнего выражения дает некоторую "подсветку" действиям человека, дополнительные к логике внешнего процесса информацию и энергию, чей источник заключен во внутреннем мире человека. Часто эта "подсветка" заключается в особом внутреннем отношении человека к происходящему во внешнем мире, и ситуации, где человек так или иначе выражает это отношение, часто имеют активизируют его демонстративное "я". Этот жанр поведения можно было бы назвать "акт прямого самовыражения", если бы автор не придерживался той концепции, что самовыражение может происходить при активности любого психологического "я"; однако, вероятно, самым ярким и очевидным оно будет именно в демонстративной модальности. Ниже приведены некоторые примеры реплик в этой модальности.

- А если я устал от твоей доброты?!

- Ты бываешь иногда удивительно похожа на жар-птицу, Инесса.

- Мне неприятны твои слова, Сигизмунд.

- Ну пожалуйста, душа моя, я очень тебя прошу - умоляю на коленях!

- Я тут подумал, что ты очень похожа на свою бабушку, и от этого могут происходить многие твои проблемы, София.

Есть, конечно, люди, настолько преисполненные внутренним жаром, что любое их проявление хочется отнести к демонстративной модальности (чего они, кстати сказать, могут совсем не иметь в виду). Однако чаще обращение к внутреннему миру и подготовка его объектов (энергий) ко внешнему выходу занимают некоторое время, так что распространенным выразительным маркером является пауза перед репликой человека, например:

- Ты зачем ко мне пришел, Леонард?

- (пауза, глаза вверх) (переводя взгляд прямо на партнершу) Очень надо, Леокадия. (дем)

- Ты меня уважаешь, Константин?

- (после долгого напряженного молчания) За прямоту - да. (дем)

- И что вы скажете мне по этому поводу, Довлат?

- (пауза) (с вызовом) А ничего! И не подумаю! (дем)

Распространенная ситуация активизации демонстративного "я" - это реплика, фактически не вписывающаяся во внешний процесс из-за чересчур "субъективного" отношения человека к происходящему вокруг него; типичный пример - ответ не на поставленный вопрос, или тот или иной уход от этого вопроса:

- Ты до сих пор не женат, Венедикт?

- Вот интересно мне знать, почему, когда человеку хорошо, обязательно надо его женить?! (дем)

- Который час, Герасим?

- Да вся жизнь у нас еще впереди, Гликерия. (дем)

Демонстративная модальность естественно возникает, когда человек старается выразить свой личный, обдуманный взгляд на вещи, передать во внешний мир свои внутренние, пережитые и (по его мнению) важные для окружающих мысли, наблюдения, чувства:

- А по моему опыту, всегда лучше немного, да с толком. (дем)

- Я тебе давно хочу сказать, Симеон, да как-то все не решалась... Нравишься ты мне очень! (дем)

Распространенными маркерами демонстративной модальности являются необычные интонации, особенный стиль речи и подчеркнутая пластика телодвижений, с помощью которых человек выражает свое внутреннее состояние или внутреннее отношение к внешнему миру:

- И что ты мне на это скажешь, Степанида?

- (решительным жестом подносит к носу партнера длинную изогнутую фигу и слегка ею шевелит) (дем)

- (напевно) О, любимый, как я страдаю... душа моя болит - и не хочет примиряться с разлукой. (дем)

- Ты чем-то огорчена, Анисья?

- (бросаясь в слезы, подвывая) Ааа... (дем)

Вопросы к читателю. Даете ли вы себе право на использование демонстративной модальности? Хотя бы иногда? Когда именно? Когда вы считаете ее для себя предосудительной? недопустимой? Почему?

Как вы относитесь к использованию демонстративной модальности у окружающих? В принципе? На практике? Любите ли вы людей, которые отвечая, выразительны до изумления? Забывают при этом о вас? Любящих психологически (или физически) раздеваться перед малознакомыми людьми? Считаете ли вы, что прямое личное самовыражение - признак нескромного человека? Должен ли начальник быть личностью? Корректно ли влиять на других, используя внутренние заготовки? Возможно ли и стоит ли учить наизусть пьесу жизни?

Умеете ли вы отвечать, подумав перед этим? Свойственны ли вам спонтанные ответы? Раздражают ли вас люди, предпочитающие прочитать документ перед тем, как его подписывать? Считаете ли вы выразительный тип поведения легковесным? Бессодержательным? Грубым? Ниже вашего достоинства? Уместным лишь для актеров? Умеете ли вы удерживать внимание слушающих вас людей более, чем пять минут подряд? Любите ли это делать? Есть ли у вас личный авторитет перед своими детьми? Сотрудниками? Подчиненными? Друзьями? За что вас любят ваши близкие и друзья? (Задайте этот вопрос им самим и сравните с вашим ответом) Легко ли вам командовать другими? Охотно ли вас слушаются? Кто и когда делает это без сопротивления? Любите ли вы плести интриги и заниматься безобидными провокациями? Есть ли у вас потребность лично учить других и показывать им на своем примере, как надо жить и работать? Как вам легче учиться - у живого учителя или по книгам и инструкциям? Как фактически в этом отношении складывалось ваше обучение? Были вы когда-нибудь любимчиком у ваших учителей? Нравилось ли вам это?

Любите ли вы театр? Играли ли когда-нибудь на сцене? Писали ли вы стихи для других (например, поздравления)? Верите ли вы в то, что главное самовыражение человека - это его ежедневный труд? Какие ваши самые яркие ощущения за последний год? Что вы в тот момент делали? Верите ли вы, что лучший экспромт - хорошо подготовленный? Просчитываете ли вы варианты перед тем, как выступить в социальной ситуации?

Любите ли вы цитировать? Склонны ли специально запоминать чужие слова и мысли с этой целью? Есть ли у вас любимые драматические актеры? Комические актеры? Трагические актеры? Сколь времени вы можете провести в одиночестве без напряжения и без того, чтобы начать что-нибудь писать?

Любите ли вы чувствовать прямую зависимость других людей от вас? От принимаемых вами решений? Нравится ли вам демонстрировать миру свою образованность? Культуру? Остроумие? Любите ли вы делиться с окружающими своими воспоминаниями? Любят ли они вас слушать?

Зависят ли окружающие от ваших настроений? Насколько вы впечатлительны и гипнабельны? Способны ли вы заболеть, если вам не дать высказаться до конца? Устаете ли вы от самовыражения на людях или чувствуете подъем? От каких дополнительных условий это зависит?

Верите ли вы, что хорошо готовить может только человек с душой?

Упражнение 10. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам человека, попытайтесь определить роль демонстративной модальности в его жизни.

Подумайте, в какой мере вы владеете демонстративной модальностью и умеете по своей воле сочетать ее с остальными психологическими модальностями.

Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще демонстративные маркеры вам известны? Какие выразительные маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники? Лично вы? Замечают ли ваши демонстративные маркеры ваши партнеры? Кто именно их видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам? Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших демонстративных маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы это правильным?

Наблюдательное "я" и его маркеры. Сам по себе факт внимания со стороны человека не так очевиден, как, например, активная внешняя работа, но все же мы в большинстве случаев способны отличить человека, внимательно на нас смотрящего и слушающего, от человека, поглощенного собственными мыслями. В принципе, в момент внимания, как внешнего, так и внутреннего, образуется пауза, в течение которой человек ничего не говорит и не делает, но наблюдает за внешним миром. Таким образом, существует три вида пауз: паузы, соответствующие внутреннему переживанию, паузы внешнего внимания и паузы внутреннего внимания. К счастью, люди склонны сами комментировать свои паузы, и по характеру этих комментариев обычно легко понять, какой модальности они соответствуют, например:

- Расскажи, Глафира, о своей юности - я хочу тебя лучше понять. (пауза) (наб)

- Я ждал встречи с вами пять лет, учитель, и жду вашего слова. (пауза) (наб)

- Мне нужно срочно выходить, Мария. Скажи быстро, где мой галстук? (пауза) (внеш)

- А теперь я буду думать. Помолчите все. (пауза) (внут)

Сенсорные модальности восприятия. Существует пять основных чувств, с помощью которых человек воспринимает внешний мир, и соответственно пять сенсорных модальностей: обонятельная, вкусовая, зрительная (визуальная), телесная (кинестетическая) и слуховая (аудиальная). В каждый момент времени у человека психологически наиболее значима одна из сенсорных модальностей восприятия, и большинство людей в существенных для себя ситуациях полагаются на одну и ту же сенсорную модальность. Люди с основным акцентом на зрительной модальности называются в психологии визуалами, с акцентом на слуховой модальности - аудиалами, с акцентом на телесной модальности - кинестетиками. Рассмотрим эти типы восприятия в их непосредственных проявлениях - как их можно распознать?

Типичного визуала можно определить по очень простому признаку - всякий раз, когда вы обращаетесь к нему, вы наталкиваетесь на его прямой взгляд. Перед тем, как он начинает слушать кого-либо, он должен на него (нее, них) посмотреть - иначе ему трудно что-то понять. Войдя в комнату, он первым делом ее осмотрит, и лишь потом что-то скажет. На лице и в одежде женщины-визуалки всегда будет какое-то яркое пятно, бросающаяся в глаза краска или форма: черные брови, рыжие волосы, малиновые губы, сверкающие сережки или ажурные белые колготки, и она сама будет склонна обращать внимание на яркие цвета и детали внешности. Мужчина-визуал даже в строгой ситуации наденет носки петушиной окраски, а его бриллиантовая булавка для галстука будет казаться буквально источающей из себя свет, а не просто отражающей его, вопреки законам физики. Внимание визуала привлекут ваши широкие и быстрые жесты, движения головой, игра глазами, перемещения по пространству, цвет и форма вашей сумочки (кейса, "банана") и автомобиля.

Выраженный аудиал отличается тем, что постоянно окружает себя шумовым фоном, который сам он воспринимает как своего рода музыкальный. Его внимание к собеседнику выразится в том, что он повернет к нему свое ухо и "обратится в слух", закрыв глаза или уставив их в неинформативное место. Такого рода внимание уловить труднее, чем визуальное, но при некоторой практике это вполне реально; в частности, шея аудиала в состоянии слушания обычно напряжена и как-то не совсем удобно вывернута: она держит напряжение внимания. При некоторой фантазии можно также увидеть или ощутить, как его уши увеличиваются в размерах, превращаясь в подобие локаторов. Аудиал очень тонко различает интонации своих партнеров, слышит паузы, которые они делают, и способен тонко их различать - в том числе и по длительностям, которые являются для него смысловыми:

- Ты почему мне не сразу ответил, Пафнутий? Что-то пытаешься скрыть?!

Прямой взгляд аудиала вовсе не свидетельствует о его внимании - скорее наоборот: вполне вероятно, что он в этот момент погружается во внутренний мир и слегка галлюцинирует. Однако попробуйте сказать ему в этот момент что-то важное - и он тут же отведет свой нос и свой взгляд в сторону и наставит на вас свое ухо, в отличие от визуала, который в этом случае буквально вопьется в вас своим взглядом.

Для аудиала пространство, не наполненное музыкой, разговором или природными шумами (ветер, дождь, гроза, прибой) является некомфортно-пустым, и он обычно пытается заполнить его - например, собственной речью. Войдя в тихую комнату, он может начать наполнять ее пустыми репликами, чтобы получить обратную связь на понятном ему звуковом канале. Жесты, выразительные взгляды и яркие одежды на него действуют очень слабо - или же их надо перевести в словесную форму интонационно окрасить - тогда появляется надежда, что он их как-то воспримет. Например, женщина, желая показать мужчине-аудиалу, что он ей нравится, может конечно, одеться понаряднее - но лучше на всякий случай ему на это указать прямыми словами, высказанными с адекватной интонацией:

- Видишь, какая я сегодня красивая? Это (пауза) (изменившимся, взволнованным, нежным голосом) для тебя, дорогой.

Типичный кинестетик воспринимает мир через телесные ощущения, хотя не вполне понятно (и плохо исследовано наукой), как ему это удается. Но факт остается фактом: есть люди, первая реакция которых на мир - телесная, причем в реакции у них задействованы все части тела и порой причудливые до тонкости ощущения; жалоба одной девочки:

- У меня под коленкой тошнит. -

не является для них чем-то непонятным или необычным. Интересно, что в пословицах и фразеологизмах подобный кинестетический тип восприятия представлен очень широко - видимо, он является самым интимным и одновременно самым выразительным из всех, например.

- Ты у меня в печенках сидишь.

Типичная реакция внимания кинестетика - выдвижение или наклон тела вперед; он может подойти к партнеру вплотную или сесть к нему поближе, если удастся - возьмет его за руку или прикоснется к одежде. Если какая-то мысль партнера его поразит или произведет иное сильное впечатление, он, вероятно, глубоко вздохнет или не торопясь изменит свое положение в пространстве. Однако быстрые жесты визуала - это совсем не то, что прочувствованные движения кинестетика - последние гораздо медленнее и весомее. В ситуации, когда невозможно потрогать партнера, кинестетик потрогает или обнимет самого себя, погладит себя по коленке или в крайнем случае залезет себе в нос.

Когда кинестетик здоровается, он протянет вам свою руку - и по тому, как вы ее сожмете, определит очень многое - а еще больше информации останется у него в подсознании, и он достанет ее оттуда, когда ему это понадобится. Вполне вероятно, что он на вас посмотрит и вас выслушает - но не заблуждайтесь, основную информацию он считает с состояния вашего тела и тонуса голосовых связок. Он ощутит, как напряглись ваши надплечья - и поймет, что вам тяжело. Он почувствует (непонятно, как именно), что у вас расслабилась поясница - и поймет, что вы хорошо чувствуете себя в его обществе. Если, пригласив его к себе домой, вы посадите его на жесткий стул, он вам этого не простит - или, если вы ему ну очень понравились, в следующий свой визит подарит вам мягкое кресло. Если вы хотите произвести на него приятное эротическое впечатление, надевайте не супермодные и визуально-эффектные, а удобные для себя трусы - иначе он отлично почувствует, как вашей попе неудобно, и его порыв может угаснуть.

Упражнение 11. Подумайте, какой из каналов восприятия является для вас самым существенным? Самым информативным? Какой канал вы используете в критических ситуациях? В общении со своими знакомыми? Попав в незнакомое общество, что вы делаете в первую очередь: слушаете или разглядываете? Или же переживаете телесно: расслабляетесь, напрягаетесь и т. п.?

Попытайтесь определить ведущие каналы восприятия ваших знакомых. Учитываете ли вы эти каналы при взаимодействии с ними? Какие выразительные средства вы используете при общении с кинестетиками? Визуалами? Аудиалами? С кем вам труднее всего взаимодействовать? Сигналы каких органов чувств вы считаете самыми интимными? Самыми опасными? Самыми приятными? Самыми неприятными?

Вопросы к читателю. Даете ли вы себе право на использование наблюдательной модальности? Хотя бы иногда? Когда именно? Когда вы считаете ее для себя предосудительной? недопустимой? Почему?

Как вы относитесь к использованию наблюдательной модальности у окружающих? В принципе? На практике? Любите ли вы людей, которые способны отдаваться процессу восприятия - без какой-либо последующей отдачи - беззаветно? Как вы относитесь к постоянным посетителям театров, кино, балаганов, богатым туристам? Относится ли умение слушать других, не перебивая и почти не уставая, к числу ваших достоинств? Считаете ли вы такое умение нужным и ценным? Много ли в вашей жизни ситуаций, когда вы с удовольствием молчите и слушаете (смотрите, ощущаете)? Сколько времени вы можете прожить без новых внешних впечатлений? Нужны ли вам регулярные или эпизодические внешние подтверждения внутренних позиций и убеждений?

Легко ли и много ли вы запоминаете без специальных усилий? Жалко ли вам тратить усилия на то, чтобы запомнить важные для вас вещи? Легко ли улетучивается из вашей памяти только что увиденное, услышанное? Жалеете ли вы об этом?

Любите ли вы собирать информацию "для себя" и впитывать жизненные впечатления? Обвиняют ли вас периодически близкие в отсутствии обратной связи, равнодушии, слишком отстраненном отношении к их обстоятельствам? Считаете ли вы ваше восприятие несовершенным и узким? нуждающимся в расширении?

Умеете ли вы удерживать свое заинтересованное внимание на чем-либо более, чем пять минут подряд, если в этом нет внешней необходимости? Бывает ли так, что ваш партнер злится на ваше внимание, так как оно ему почему-то мешает? Есть ли люди, которые под вашим внимание благодарно раскрываются и чувствуют себя необыкновенно легко и естественно? Умеете ли вы менять способ своего восприятия? Говорит ли вам что-либо это выражение? Является ли для вас выражение "точка зрения" лишь случайным образом, или вы усматриваете в нем нечто сравнительно реальное?

За что вас любят ваши близкие и друзья? (Задайте этот вопрос им самим и сравните с вашим ответом) Помогает ли вам личное внимание начальника при выполнении его указаний? Склонны ли вы долго переживать внешние неприятности? Что может вас утешить? Отвлечь от неприятных переживания? Способно ли разглядывание и выслушивание внешнего мира само по себе занимать вас всерьез? Относитесь ли вы с иронией к слову "созерцание"?

Бывает ли так, что людям становится лучше только от того, что они вам исповедуются? Склонны ли окружающие вам доверять без особых на то оснований? Склонны ли вы выступать в роли "жилетки", то есть молчаливо сочувствовать людям, рассказывающим вам про свои проблемы и неприятности? Утомляет ли вас это занятие? Развлекает ли?

Бывает ли у вас ощущение, что через вас на Землю смотрит кто-то еще: может быть, ангел или серафим - и ему почему-то важно видеть мир вашими глазами? Верите ли вы в силу искреннего покаяния - что оно действительно может снять с человека его грехи перед миром?

Какие ваши самые яркие переживания и впечатления за последний год? Что вы в тот момент делали?

Зависите ли вы от окружающих и их поведения? Умеете ли от них абстрагироваться? Считаете ли это умение существенным для человека? Заботит ли вас тема наблюдения мира человеком? Считаете ли вы ее важной в отрыве от конкретных внешних надобностей? Способны ли вы заболеть от недостатка внешних впечатлений, скуки внешнего мира?

Считаете ли вы, что увидеть, выслушать, почувствовать и понять - это больше, чем простить?

Упражнение 12. Ответив (по возможности) на все предыдущие вопросы, и рассматривая эти ответы (и отказы отвечать) как реакции неизвестного вам человека, попытайтесь определить роль наблюдательной модальности в его жизни.

Подумайте, в какой мере вы владеете наблюдательной модальностью и умеете по своей воле сочетать ее с остальными психологическими модальностями.

Вопросы к читателю. Подумайте, какие еще наблюдательные маркеры вам известны? Какие наблюдательные маркеры используют ваши друзья и коллеги? Родственники? Лично вы? Замечают ли ваши внимательные маркеры ваши партнеры? Кто именно их видит, а кто чаще всего не замечает? сознательно игнорирует? Мешает ли это вам? Сказывается ли восприятие или, наоборот, игнорирование вашим партнером ваших внимательных маркеров на ваших отношениях с ним? Как именно? Считаете ли вы это правильным?

Психологические "я" как субъекты психической жизни. Рассмотренные нами четыре состояния сознания реальные для любого человека, но это совершенно не означает, что соответствующие субличности, названные нами внешним, внутренним, демонстративным и наблюдающим "я", существуют в его сознании, то есть вышли из тени. Чаще всего человеком осознается одна-две из них, а остальные если и существуют в сознании, но как случайные - но это не значит, что фактически они играют незначительную роль в его жизни и подсознательных процессах.

Очень важный для человека вопрос - принципы взаимодействия его субличностей, в частности, отношения подчинения. Какая из психологических субличностей является главной, а какие - второстепенными, кто из них важнее для соборного "я", кто командует, а кто подчиняется - все эти вопросы определяют стиль поведения человека в мире и при отсутствии должного внимания к ним возникают существенные ошибки поведения и большое напряжение в психике, природу которых человеку очень трудно понять.

В каждый момент времени лишь одна из четырех психологических субличностей может стоять у Главного микрофона - но как к этому относятся остальные? Поддерживают они ее или норовят побыстрее отогнать? Это один вопрос, весьма существенный для человека. Второй, еще более существенный, заключается в принципиальной ценности для него этих четырех субличностей - какая из них самая важная, а какая - вовсе несущественна или имеет сугубо вспомогательный характер? Здесь очень важно понимать, что "задвигание" одной из психологических субличностей под предлогом ее "несущественности" часто имеет глубокие корни невротического или фобического характера: получив когда-то серьезную травму, психика старается избегать всех сопутствовавших ей обстоятельств, к числу которых относится и активность одной из психологических субличностей. Иными словами, внешне "неважная" субличность при ближайшем рассмотрении может оказаться сильно травмированной, и тогда ее надо развивать и лечить, а не выводить за пределы своей жизни.

Упражнение 13. Попытайтесь на основе следующих высказываний определить, какая психологическая субличность человека является для него главной, в какая - служебной. Приведите аналогичные самостоятельные примеры такого рода позиций.

1. - Мне нужно иногда выйти в свет, например посмотреть пьесу в театре - а потом я несколько месяцев ей живу, и ничего больше мне не надо.

2. - Конечно, чтобы показать себя людям, надо подготовиться, но просто так самокопанием заниматься - этого я не понимаю.

3. - Ты, главное, работай, по возможности, конечно, с огоньком, но всегда помни, что главное - это польза дела, а не твои рассуждения.

4. - Если я писатель, то должен знать, о чем пишу, но не это главное, а - вдохновение!

5. - Ты должен прийтись к месту и ко времени, но без жара души, без личного, глубоко прочувствованного отношения никакого впечатления ты не произведешь.

6. - Я ищу впечатлений, и готов за ними бежать хоть на край света!

Внутренний мир: Автономный и Обусловленный миры. Рассмотрим теперь устройство внутреннего мира (или интромира) более подробно. Вообще, что такое внутренний мир? Обычно под ним понимают сразу две области, которые отличаются друг от друга кардинально - иногда больше, чем внутренний мир от внешнего. А именно, существенную часть внутреннего мира любого человека занимает область, которое мы будем называть Автономным миром (или интро-интромиром) и в котором образуются и разворачиваются фантазии человека, никак (формально) не ограниченные его внешним опытом. Здесь могут свободно существовать любые сказочные и мифические существа, очень ярко, красочно и убедительно происходить события, которых во внешней жизни человека никогда не было и быть не могло, здесь от реальных жизненных впечатлений человека берутся любые куски и фрагменты, они произвольно деформируются и перекрашиваются и становятся подручным материалом для неконтролируемой извне фантазии человека и его подсознания. Субличность, соответствующую Автономному миру, естественно назвать автономным "я" человека.

Понятно, что Автономный мир не предназначен для связи со внешним - эту роль играет Обусловленный мир (или интро-экстрамир), который представляет собой область внутреннего мира человека, служащую точным (насколько это у человека получается) отражением внешнего мира - так, как последний развернут к человеку. Таким образом, в отличие от Автономного мира, Обусловленный мир формируется не произвольным полетом фантазии человека, а обусловлен (создан) прямыми внешними впечатлениями - и их последующей обработкой. Формируя Обусловленный мир, человек старается (насколько это у него получается) придерживаться принципа реальности, то есть строить Обусловленный мир, все время поглядывая на внешний - подобно художнику, пишущему свою картину с натуры. Разумеется, как и художник или фотограф, он создает в своем внутреннем мире лишь условную, ограниченную и приближенную копию внешнего мира, но она по своему замыслу должна быть максимально точной и предназначена для реалистичного отображения и анализа внешних событий и планирования будущего внешнего поведения человека. Субличность, соответствующая Обусловленному миру, мы назовем обусловленным "я".

Обусловленный мир содержит не только память о различных событиях и фактах - в нем также имеются и, так сказать, вторичные образования - например, законы, которым (по мысли человека) подчиняется внешний мир, различные классификации и иерархические схемы его объектов и т. д. Эти классификации и иерархии частично воспроизводят то, чему человека учили, а частично созданы им самим - но рассматриваются им как реальные, то есть довольно точно отражающие настоящие отношения и законы внешнего мира, так что на них можно и нужно полагаться при упорядочении внешних впечатлений и строительстве планов внешнего поведения. Таким образом, Обусловленный мир всегда содержит, наряду с беспорядочным эмпирическим материалом (внешние впечатления как таковые), еще и инструменты, иногда хорошо развитые, с помощью которых этот материал организуется в Субъективно Реальную Картину Внешнего Мира. Насколько эта Картина согласуется с аналогичным Картинами других людей? Обычно в очень малой степени, то есть ее "объективность" очень мала - по крайней мере, если она выходит за рамки общесоциальных стереотипов. Таким образом, проницательный и знакомый с человеческим родом читатель может сделать вывод о том, что у многих людей Обусловленный мир по сути может нести большой отпечаток Автономного - но это не касается их функций! Автономный и Обусловленный миры различаются в первую очередь по их функциям и по субъективному убеждению человека в том, что Обусловленный мир представляет собой (насколько это возможно) точный образ внешнего мира - а Автономный мир, наоборот, от внешнего мира независим и имеет свои объекты и свои законы. Таким образом, автономное "я" на первый взгляд в принципе гораздо свободнее обусловленного - но зато от последнего больше практической пользы; впрочем, более пристальное наблюдение дает иногда иную картину.

Иными словами, психологически можно различать два принципиально разных состояния сознания: интро-интровертное, соответствующее погружению в Автономный мир, не зависящий прямо от внешних впечатлений человека, и интро-экстравертное, соответствующее погружению в Обусловленный мир, представляющий собой (почти) точную копию внешнего мира и рассматриваемого человеком как инструмент для внутренней отработки и подготовки внешних взаимодействий. Соответственно, интроверты бывают двух видов: интро-интроверты, сосредоточенные преимущественно на Автономном мире, и интро-экстраверты, облюбовавшие себе главную работу (или забавы) в Обусловленном мире. Типичные роли для интро-интроверта - это Поэт-лирик, Фантазер, Мечтатель, Религиозный Философ, Мистик. Типичные роли для интро-экстраверта это Поэт-песенник, Советник, Эксперт-консультант, Еврей при губернаторе, Ученый-теоретик, Маг.

Вопросы к читателю. Есть ли у вас внутренний мир? Делится ли он четко на Автономный и Обусловленный? Различаете ли вы в себе и в других интро-интровертное и интро-экстравертное состояния сознания? Осознаете ли свои автономное и обусловленное "я"? Чем они различаются?

Любите ли вы мечтать ни о чем или о недостижимом? Считаете ли это занятие приятным? Предосудительным? Никчемной тратой времени? Способны ли вы сочинить сказку (песню) для своих детей? Добровольно? Под угрозой насильственной смерти?

Случаются ли с вами грезы наяву? Склонны ли вы видеть сны и придаете ли вы им значение? Рассказываете ли их своим знакомым? Интересуетесь ли сновидениями и их толкованиями? Любите ли вы мифы и сказки? Понравится ли вам, если малознакомый человек поинтересуется вашей любимой в детстве сказкой? Верите ли вы, что истина может открыться человеку во сне?

Любите ли вы петь под гитару? Индивидуально или в хоре? Знаете ли вы наизусть слова хотя бы одной песни? многих пес


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: