Все потребности человека делятся на несколько групп:
1. элементарные потребности, то естьпища, одежда, жилище, воздух, вода.
2. вторичные потребности – потребности в конкретных вещах и условиях при возможности их выбора.
3. псевдопотребности, то есть, потребности в предметах роскоши и следовании каким-то привычкам.
К базовым биологическим потребностям человека помимо пищи, воздуха, воды, одежды и жилища может быть также отнесен целый ряд более сложных, но необходимых потребностей, а именно:
· отсутствие угрозы жизни и стихийных бедствий;
· тепловой, радиационный, акустический, электромагнитный комфорт;
· состав воздуха, не приводящий к физиологическим или генетическим аномалиям и неприятным ощущениям;
· питьевая вода, не только незагрязненная и не угрожающая здоровью, но и приятная на вкус;
· сбалансированность питания, включая калорийность пищи, обеспечивающей энергетические потребности человеческого организма, а также наличие незаменимых элементов пищи, таких, как незаменимые аминокислоты, витамины, жиры, белки, углеводы;
|
|
· определенные вкусовые характеристики пищи и её безвредность, то есть экологическая чистота;
· продолжение рода и секс.
К важнейшим биологическим потребностям человека также относятся:
· полноценный сон и отдых, то есть, релаксация;
· защита от заболеваний и антропогенных загрязнений;
· пространственный комфорт (определенное место в пространстве для каждого человеческого существа - жизнь без переуплотнения);
· комфорт природной среды, причём необходима именно та природная среда, к которой адаптирована данная группа людей;
· ландшафтная природная среда (определенная высота над уровнем моря, наличие или отсутствие определенных ветров, атмосферных колебаний и т.п.);
· подвижность и труд;
· информация, необходимая для здоровья и развития мозга;
· биолого-социальный климат, то есть определенное положение в иерархической структуре общества.
Если биологические потребности не реализуются, то они заменяются псевдопотребностями, например, в агрессии или лидерстве путем агрессии, либо в предметах роскоши. Подобная псевдокомпенсация, в конечном счете, ведёт не только к асоциальному поведению человека, но также и к нарушению многих экологических законов, то есть правил поведения человека в природе.
В физиологическом плане потребности человека и возможность их реализации тесно связаны с эмоциями, а эмоции в свою очередь являются очень важной составляющей мыслительного процесса и интеллектуальной деятельности человека. Положительные эмоциональные мотивации нашей деятельности способствуют успеху обучения, запоминания, повышению работоспособности как физической, так и интеллектуальной. Отрицательный эмоциональный фон, связанный с невозможностью удовлетворить свои естественные потребности, ведёт к постоянному стрессовому состоянию человека.