Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка

Сознание - одна из форм проявления нашей души, при этом очень существенная, преисполненная глубокого содержания. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Сознание, как идеальная реальность проявляется через материальные формы. Такой материальной формой сознания является язык. Язык является посредником между мыслью и предметом, о котором мы говорим. Сам по себе язык представляет собой систему знаков, котоыми обозначаются предметы, представленные в словах. Язык не только выполняет роль знака, но также и играет роль в понимании человеком мира. Язык в реализации своих функций составляет органическое единство с сознанием, проявляет себя следующим образом: развитость сознания предполагает одновременно и развитость языка и наоборот; наличие у человека определенных знаний по какому-либо вопросу означает возможность и способность выразить эти знания в словесной форме; начало формирования сознания означает одновременно и формирование языка и наоборот. Язык — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Термин «язык», понимаемый в широком смысле, может применяться к произвольным знаковым системам, хотя чаще он используется для более узких классов знаковых систем. Среди знаковых систем различают: человеческие языки ( предмет изучения лингвистики):

этнические языки, т. е. стихийно возникшие и развивающиеся естественные языки, служащие (или служившие) в первую очередь средством общения между представителями определённого этноса (иногда — субэтноса или группы этносов); контактные языки (в частности, пиджины), т. е. стихийно возникшие в условиях межэтнических контактов естественные языки, не играющие роль родного языка ни для одного этноса; плановые языки, т. е. искусственные языки для общения людей (например, волапюк, эсперанто);

жестовые языки глухих; формальные языки: компьютерные языки (например, Алгол, SQL); языки животных;

знаковые системы частного характера (например, система дорожных знаков или язык цветов).

Языки изучает лингвистика (языкознание). Знаковые системы — предмет изучения семиотики. Влияние структуры языка на человеческое мышление и поведение изучается психолингвистикой.

Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка: коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации; конструктивная (или мыслеформирующая) — передача информации и её хранение; познавательная (или аккумулятивная функция) — формирование мышления индивида и общества; эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций; волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия; метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка. По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах; фатическая (или контактоустанавливающая) — использование языка для установления психологического контакта собеседников; идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский язык используется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство; омадативная (или формирующая реальность) — создание реальностей и их контроль; номинативная (или назывная) — язык называет различные объекты; денотативная, репрезентативная — ориентация на адресата; конативная — передача информации, представление; эстетическая — сфера творчества; аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо); референтная (или отражательная) — функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: