Сознание

1. Общее понятие происхождение сознания.

2. Философские подходы к пониманию сознания.

3.Социальная сущность сознания и его идеальный характер.

1. Сознание - одно из основных понятий философии, обо­значающее высший уровень духовной активности человека как социального существа. Объективный мир, воздействуя на чело­века, отражается в виде представлений, мыслей, идей и других духовных феноменов, образующих содержание сознания, кото­рое запечатлевается в продуктах культуры (включая язык и дру­гие знаковые системы), приобретая форму идеального.

Многоплановость сознания делает его предметом изучения многих наук. Для философии главным является вопрос об отно­шении сознания к бытию. Представляя собой свойство высоко­организованной материи - мозга человека, сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность, а в гносеологическом плане - как иде­альное в противоположность материальному и в единстве с ним.

Под сознанием понимается не просто психическое отраже­ние, а высшая форма психического отражения действительности общественно развитым человеком. Оно представляет собой та­кую функцию человеческого мозга, сущность которой заключа­ется в адекватном, обобщенном, целенаправленном и активном отражении мира, в связывании вновь поступающих впечатлений с прежним опытом, в выделении человеком себя из окружающей среды и противопоставлении себя ей как субъекта объекту. Соз­нание заключается в эмоциональной оценке действительности, в обеспечении целеполагающей деятельности - в предваритель­ном мысленном построении разумно мотивированных действий и предусмотрений из личных и социальных последствий, в способности личности отдавать себе отчет как в том, что происходит в окружающем материальном мире, так и в своем собственном духовном мире.

Сознание - не просто образ, а идеальная форма психической деятельности, ориентированная на отражение и преобразо­вание действительности. А.Г.Спиркин дает следующее опреде­ление: «Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщен­ном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктив­но-творческом преобразовании действительности, в предвари­тельном мысленном построении действий и предвидении их ре­зультатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» (Сознание и самосознание. М., 1972. С. 83). Таким образом, философия с достоверностью может утверждать, что сознание существует, оно имеет особую, идеальную приро­ду, при этом материалисты считают, что идеальное сознание производно от материи (мозга).

2. В философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм. Крайне материалистический подход к проблеме сознания предъявляют сторонники физикализма, кото­рые считают, что сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо только с точки зрения естественных наук. Авторы этой концепции ут­верждают, что:

- головной мозг человека является высшим уровнем орга­низации материи;

- без мозга нет сознания, а мозг - биологический орган;

- человеческий мозг создал искусственный интеллект (компьютер), а он - материальный объект;

- применение наркотиков, алкоголя, медикаментозных препаратов отражается на сознании.

Но идеальность сознания разрушает доводы физикалистов: возникающие в уме человека образы не имеют ни запаха, ни формы, ни размеров; сознание, при некотором усилии, может эти образы увеличивать, уменьшать, вызывать, убирать; еще ни­кому не удавалось увидеть сознание человека со стороны (ней­рохирург, оперирующий мозг, видит под микроскопом только серое вещество - нейроны, но ни мыслей, ни образов не видит).

В рамках неопозитивизма физикализм имеет и свои ответвления: теория тождества, теория «элиминации», теория вульгарных материалистов. Например, представитель последних Фохт утверждал, что «мозг выделяет мысль, как печень - желчь».

Другим крайним взглядом на природу сознания является солипсизм, согласно которому сознание индивида - единственно достоверная реальность, а материальный мир - его порождение. Таких взглядов придерживаются сторонники субъективного идеализма (Беркли, Юм, Фихте и др.)

Сторонники объективного идеализма (Платон, Аквинский, Гегель) признают наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводят первичную роль и рассматривают его как часть «Мирового сознания».

Материализм в целом всегда связывал существование сознания с материей, рассматривал сознание как свойство материи, указывал на связь между работой материального мозга и сознанием. В российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения. Суть этой теории состоит в том, что соз­нание есть свойство высокоорганизованной материи отра­жать окружающий нас мир. Основными понятиями теории от­ражения являются: отражение, раздражимость, чувствитель­ность, психическое отражение, сознательная форма отражения.

Отражение - это свойство материи вообще - способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними. Выделяют сле­дующие элементарные формы отражения: механическое, физи­ческое, химическое. Специфической формой отражения является биологическое, свойственное живым организмам. Формами био­логического отражения являются:

- раздражимость - реакция живых организмов на воздействия предметов и явлений окружающего мира;

- чувствительность - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений;

- психическое отражение - способность живых организмов моделировать свое поведение в целях приспособления к ок­ружающей среде на основе систематизации полученных ощуще­ний (информации).

3. Высшей формой биологического отражения является сознание, присущее человеку. Сознание - наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (обращенность сознания на самого себя – к мышлению), способность к общественно-практической деятельности. Анализировать сознание изолированно от явлений общественной жизни невозможно. «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще сущест­вуют люди» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29). Мозг человека заключает в себе выработанные эволюцией человеческого рода потенции, передающиеся по наследству за­датки, которые реализуются в условиях обучения, воспитания и всей совокупности социальных воздействий. Развитые формы сознания возникают только тогда, когда человек вовлекается в общественную жизнь, усваивает исторически выработанные формы культуры. Сознание человека отличается от сознания высших животных: большей глубиной, способностью к пред­метно-практической деятельности (труду), способностью к абст­рактному мышлению, возможностью передачи мысли с помо­щью языка (в устной или письменной формах).

Основными свойствами человеческого сознания являются: идеальность, интенциональность, идеаторность.

Идеальность сознания означает, что возникающие в голо­ве мысли, образы не являются материей. Они не имеют веса, запаха, цвета. Сознание, образы по сути - реальность, противопо­ложная материи. В сознании возможно то, что невозможно в ре­альном мире (человек может представить все).

Интенциональностъ сознания означает направленность его на предмет. Предметом сознания всегда является что-то, сознание не может быть беспредметным. Основными формами сознания являются: восприятие, осмысление, оценка, воспоминание, жизненный опыт. Предметом сознания являются: пред­меты и явления окружающего мира и самостоятельный духов­ный мир.

Идеаторность сознания означает способность творить и воспроизводить идеи. Способность создавать абстрактные идеи - главное отличие сознания человека от сознания животных. Такая способность к абстрагированию привела к выработке системы кодирования, передачи и распространения содержания сознания - языка. Идеаторность углубляла само сознание человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: